Технологическая карта урока по теме Государства Древнего Востока


Технологическая карта урока по теме
«Государства Древнего Востока» для учащихся 10 классов.

1. Место и роль урока в изучаемой теме: на основании повторения предыдущей темы - изучение нового материала
2. Цель урока: исследование закономерностей возникновения и особенностей древних государств на Востоке;
3. Дидактические средства : для учителя: карты, презентация; для ученика: учебник, тетрадь, карточки (или мультимедийная разработка), дополнительные тексты
4. Ожидаемые результаты освоения темы:
Личностные:
- осуществление целенаправленной познавательной деятельности;
- эффективное использование инструментов межличностного общения при выработке навыка сотрудничества со сверстниками в групповой работе;
Предметные:
- умение применить ранее полученные знания;
- раскрытие последствий неолитической революции VIII—VII тыс. до н. э.;
- сравнение характеристик присваивающего и производящего типов хозяйств;
- выявление факторов, определивших место возникновения ранних цивилизаций, и причины образования древнейших государств на Востоке;
-изучение характера взаимоотношения человека и государства в государствах Древнего востока;
- знакомство с новыми и закрепление изученных понятии: революция, цивилизация, ирригационная система , государство, номы, частная собственность; храмовые хозяйства; деспотия;
- владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
5. Ход урока:
№ п/пВремя Этап Содержание учебного материала
Деятельность учителя Деятельность ученика Форма организации учебной деятельности/ деятельность учащихся
№1 1 мин Организационно-мотивационыйПриветствие, проверка отсутствующих, предварительное деление на группы для групповой работы №2 3 мин. Актуализации знаний
.
Какое явление мы называем «неолитической революцией, каковы её хронологические рамки, каковы её последствия? Устный опрос устные ответы учеников на вопросы 6 (8-7 тысячелетие назад – неолит – неолитическая революция) Фронтальная/ репродуктивная
№3 5 мин Проверка ранее изученного материала
Понятие «революция».
« С помощью археологических раскопок периода неолитической революции ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым — коза, а третьим домашним животным стала кошка.
— Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое — для производящего?
— Как вы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне даже обожествляли коеек и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был «домом богини-кошки Баст».
Беседа с проблемным вопросом
Задание №1 на основании ответа на проблемный вопрос сравните присваивающее и производящее хозяйство, ответ оформите виде схемы. Ответ на проблемный вопрос + составление схемы (Приручение кошки следует прямым образом связывать с возникновением земледелия и накоплением запасов зерна, которые нуждались в охране от многочисленных грызунов].В процессе беседы ученики составляют сравнительную схему «Присваивающее и производящее хозяйство».
фронтальная /Продуктивная
№4 5 мин. Объяснение учителем нового материала:
Введение в тему
Понятие «цивилизация». Начало истории цивилизаций ученые связывают с неолитической революцией – глубочайшего переворота, который радикально изменил образ жизни первобытных людей. Карточки или мультимедийный материал :развитие земледелия и скотоводства —> отделение ремесла от земледелия и скотоводства —> возникновение торгового обмена —> разрастаниепоселков земледельцев в города -> начало обработки металлов (медь) —> переход от мотыжного к плужного земледелию —> на смену родовой общине пришла община соседская -> появление излишков продуктов —»возникновение неравенства —> появились люди, которые управляли другими людьми: вожди, знать, цари, чиновники —> формировалось государство —> первобытность сменилась эпохой цивилизации) Задание №2 «Составить логическую цепочку» (используется мультимедиа, интерактивная доска или карточки) составление причинно-следственной цепочки
групповая / Продуктивная
№5 5 мин Изучение нового материала
Роль природных факторов (климатических условий) в развитии ранних цивилизаций Древнего Востока.
Понятие «ирригационная система».
Сами египтяне называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной земле" (пустыне). Объяснение учителем , обращение к карте .
Задание №3 вопросом «Что общего вы можете увидеть в их природных условиях?»
Ааналитический ответ :Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. фронтальная /Репродуктивная
№6 5 мин Объяснение учителем нового материала
Понятие «государство», «номы», «частная собственность», «ритуально-храмовое хозяйство»
Возникновение первых государств.
Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек – Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большого числа людей, её чёткой организации и явилось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.
Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях ложились государства. Восприятие информационно-нагдядного материала Фронтальная/ восприятие
№7 2 мин Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся
Понятие «государство». Признаки: власть, территория, законы, налоги. Задание №4 « На основании имеющихся знаний и материалов учебника укажите основные признаки государства» Ответы оформите в виде таблицы Письменная работа в тетрадях. Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
Индивидуальная/
репродуктивная
№8 7 мин. Объяснение учителем нового материала
Государственное устройство стран Древнего Востока
Экономическое устройство стран Древнего Востока.
(особенности развития земледелия, городов, государственно-храмовых хозяйств)
Особенности рабовладельческого строя стран Древнего Востока. Рассказ и наглядная мультимедиа презентация Восприятие материала Фронтальная/ восприятие
№9 7 мин Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся
Организация дифференцированной работы по группам для самостоятельной работы с источниками . Выделение групп-исследователей (задания повышенной сложности – работа с дополнительными источниками)
Законы царя Хаммурапи как исторический источник.
(Дополнительные источники: Летопись «Чуньцю» как исторический источник.
«Махабхарата» как исторический источник.)Задание №5 «На основании текста учебника и дополнительных материалов ответьте на вопросы: (а) кому принадлежала власть и кем управлялось государство (б) кто обладал правом частной собственности на землю в древневосточных государствах -кому принадлежала земля? (в) какие права и обязанности были у населения?
Работа учащихся предусматривает дифференцированный подход- работа с текстом учебника и источником в рамках учебника и задание более высокого уровня сложности – работа с дополнительным источником по анализу текста групповая /Продуктивная.
№10 3 мин Закрепление изученного материала Подведение итогов самостоятельной работы по группам .Понятие «деспотия». вопрос «Какие элементы сходства вы увидели в древневосточных государствах?» Ответ сформулируйте в виде схемы.
Составление обобщенной схемы «Признаки восточной деспотии как особой формы государственного устройства Древнего Востока» с учетом 3 пунктов предварительной самостоятельной работы. Индивидуальная /продуктивная
№11 2 мин Заключительный Подведение итогов занятия . Выставление оценок.
Объяснение домашней работы Домашняя работа : «Достижения Древних цивилизаций Востока» (подгрупповая работа по темам- подготовить по одному информационно-наглядному слайду по государствам: Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Шумер, Древний Вавилон, Ассирия, ФиникияФронтально/ рефлексия