Статья Психологическая нагрузка на учащихся при подготовке к олимпиаде.

«Психологическая нагрузка на учащихся при подготовке к
олимпиаде».


Эту статью мне хочется начать с вопроса: « Что такое стресс ?». Стресс ( от англ.stress – давление, нажим, напор, гнет, нагрузка, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие ( физическое или психологическое, нарушающее его гомеостазОсобое состояние человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Наверняка и вы испытали это чувство на себе и ни один раз. Но сегодня речь пойдет не о нашем «выздоравливании» после стресса. Речь пойдет о наших детях, о нашем подрастающем поколении. Как нормальные родители мы хотим видеть своих детей умными и здоровыми, желаем им найти свое предназначение в этой жизни, увидеть их счастливыми в созданных ими семьях и также будем думать о своих внуках, желая им здоровья, которое не купишь ни за какие деньги. Под здоровьем мы понимаем не только физическое состояние, но и духовное.
Мы стараемся развивать нашего малыша с рождения, отвечая на бесконечные «Почему? и «Как? » и т.п. Начинаем учить буквам и цифрам, и стараемся устроить его чуть ли ни с пеленок во все имеющиеся кружки и надеемся на поступление нашего чада в престижный ВУЗ, выбранный нами. Мы мечтаем и забываем порой, как наши мамы и папы приводили нас в школу в 7-мь лет ( и не каждый мог похвастаться, что его ребенок знает алфавит или умеет читать), где мы писали первые наши буквы простым карандашом, учили алфавит в школе в 1 – м классе и носились по улице, «сломя голову ». Но времена меняются, и жизнь заставляет наших детей идти в ногу со временем и новые технологии не дают никому покоя. На всех детей развивающие кружки действуют не одинаково: первые - капризничают, вторые - заинтересовываются, а третьи – безразличны, и только четвертые – бастуют, а пятые просят еще. И всем известно: кто «просит» – тому и дают, а кому «дают» - с того и спрашивают. Итак, наши одаренные дети, кажется, одарены всеми предметными знаниями, и мы просто расхватываем их на олимпиады по всем предметам. Да кого же еще брать?.. И в это время в нашем подсознании должна срабатывать информация, что « большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, сне, пребывании на воздухе». Что процесс обучения сопровождается определенной психологической и интеллектуальной нагрузкой на учащихся – знают и чувствуют все учителя. А вот что говорят в Научном центре здоровья детей РАМН: «Формирование у учащихся способности к организованной, ритмичной учебной и трудовой деятельности, умении выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями - является одной из целей образования. Однако, как свидетельствует сама действительность, содержание образования значительно превышает психо –
функциональные возможности современных школьников. В условиях перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за природных возможностей не в состоянии справиться с таким объемом заданий – нравственным здоровьем». Следовательно, стоит обратить внимание на тот факт, что утомительность учебной нагрузки для большинства учащихся особенно высока.
Я вполне согласна с доктором медицинских наук М. И. Степановой, которая считает, что «обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения». Иными словами: если ученику интересен материал – эффект перегрузки снижается. Кто из вас не вспомнит, что когда занимаешься интересным материалом, то время «бежит» быстро. А вот и высказывания великого классика Л.Н. Толстого: « Для того, чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». А кто не радуется хорошей оценке? Не это ли стимул? И каждый понимает, что это плата за труд. Да, не каждый будет олимпиадником, но в основном ЕГЭ пишут целыми классами, и здесь стрессовая ситуация касается и среднего ученика, и одаренного. Но стресса будет меньше, если учащиеся с интересом будут усваивать материал. Да, пусть даже на 3 , но для некоторых детей и это победа, радость. ПОЭТОМУ организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ребенка – значит не принуждать его к занятиям, а воспитать у него познавательный интерес. Конечно, было бы хорошо, если б этот интерес пришел из 1-го класса, да что б еще ни один ребенок не пропускал ни одного урока из-за болезни или иной ситуации Конечно, понимаю - это нереально. Какой учитель иногда об этом не думает? А теперь сравните своих учащихся Возможно там, в кружках или у неумелых родителей, ребенка принуждали и наказывали (за нехотение и неумение) и по незнанию не смогли подвести ребенка к любознательности, заинтересованности - мы и получили среднего троишника, не желающего учиться и не стремящегося к знаниям. И, может быть, все начинается с идущего в 1-й класс с неохотой ученика и, возможно, даже с плачем. Психологами давно доказано, что не желающий идти в школу первоклассник, жалуется на различные виды недомоганий; но как только остается дома – у него все проходит и его обвиняют во лжи. Оказывается, у ребенка действительно «что-то» болит, на это указывает стрессовая ситуация и инстинкт самосохранения. Но, если бы мы были в некоторых вопросах всесильны, и знали семьи учащихся подробно (кто пустит нас в свой мир проблем ?) как свою собственную (в которой тоже иногда бывает немало проблем, и чего греха таить - с детьми некогда поговорить) и к каждому подходили с точки зрения психолога и заинтересовывали, и заинтересовывали детей , то наверно мы смогли бы исправить ситуацию. Приходится только улыбнуться. Да, не всесильны! Но пусть не всеми уроками и не всех, но заинтересовать можем. Ведь мы и педагоги и учителя! И мы не только грамотны, но и образованы!
Я чуть – чуть, едва коснулась дошкольного и мл. школьного возраста, откуда идет немало проблем. И теперь затрону наших учащихся с 7-11 класс. Допустим, что все учатся с интересом, стараются. Но, выходя на олимпиады у некоторых не хватает знаний из тех лет, возможно, с 3-6 классов. Но потенциал есть. И у некоторых приходит желание учиться и побеждать .И я считаю , что детям приятно идти на олимпиаду , что в них - верятСчитаю правильным , что заняв min. количество баллов , дети идут и на следующий год. И вот тут зависит от нас: не упустить этих детей, заинтересовать и развивать их дальше по предмету. Таким образом, мы подтянем слабого и чуть – чуть разгрузим сильного ученика. В настоящий момент я имею в виду не одаренных детей, идущих одновременно на все предметные олимпиады, а тех учеников, которые успевают по программе на отлично, усваивая программу усидчивостью, «зубрешкой» и, которые может быть охотнее пошли бы на биологию, чем на химию. Они прилежны, ответственны и более сильно подвергнуты переживаниям за неудачу. Хотя и вы можете поспорить: это индивидуально. Давайте пощадим их нервную систему, и научимся привлекать и других детей и также оберегать их психическое и физическое здоровье. Ведь сами понимаете – после школы олимпиадник дополнительно сидит за учебником дома, в то время как одноклассники гуляют на улице или идут на секцию. А методы поощрения у нас есть? Всегда ли, везде ли, мы можем его поощрить? Для развития творческой познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность. При обучении в школе именно олимпиада по различным предметам позволяют учащимся более полно «раскрыть» свою одаренность, а педагогам дают возможность к самосовершенствованию, оттачиванию разных приемов, методов, форм работы с учеником. И при этом следует учитывать психологию ребенка.
Итак, продолжим. Рациональное чередование учебы и отдыха учащихся имеет огромное значение в профилактике утомления не только в течение учебного дня и недели, но и всего учебного года. А проблема здоровья и здорового образа жизни в контексте истории российской культуры просматривается на протяжении многих столетий. Она отражается в таких документах, как «Поучение» Владимира Мономаха(XI в.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифагония Славинского(XVII в.), «Регламент или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича(1721), в котором рекомендовалось в школах два часа в день уделять прогулкам, играм и различным физическим упражнениям. М.В. Ломоносов в 1761 году в письме И.И. Шувалову также ставит вопрос о здоровье народа как государственно значимый. И.И. Бецкой, А.А. Радищев и др. общ. деятели также развивали идеи воспитания здорового поколения, значимости знаний и гармонического развития детей в системе образования. В середине XIX века пропаганда знаний о здоровье и практических мерах по организации здорового образа жизни учащихся становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Состояние здоровья многих школьников в наше время внушает медикам определенное беспокойство : начиная с осени у детей все чаще слышим диагноз –тонзилит, катары верхних дыхательных путей, не говоря уже об ОРЗ, ОРВИ.. Но у детей, занимающихся спортом, реже бывают такие болезни, как ангина, легочные заболевания, ревматизм, заболевания сосудов, нарушение обмена веществ. А вот такие недомогания, как быстрая утомляемость, высокое артериальное давление, нарушение сердечно-сосудистой деятельности медики связывают с самым распространенным сейчас в мире явлением ГИПОДИНАМИЕЙ, или недостаточной двигательной активностью. Учеба в школе, насыщенные домашние задания, чаще всего связанные с работой на компьютере, просмотром телепередач и т.п., не оставляют времени даже на прогулку. А тут – олимпиады, контрольные, срезы знаний, и, наконец, ЕГЭ. Ничего не поделаешь Жизнь заставляет идти вперед. А поступят на учебу, - сдачи экзаменов, повышения квалификации и т.д. Как бы научить наших детей противостоять стрессовым ситуациям? Наверно, прямого ответа нет, но облегчить ситуацию мы можем. Подготовка учащегося к нагрузкам в беседе с психологом, который поможет в создании позитивного эмоционального настроя, снизит страхи, тревоги, обучит эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управлением психофизическим состоянием, помощь родителей ,которые могут освободить детей от некоторых домашних обязанностей на момент подготовки к олимпиадам и ЕГЭ, и, возможно, пересмотреть индивидуальные занятия в общих посещениях занятий в школе. В развитии интеллектуально-продуктивного компонента большую часть работы берет на себя учитель, поскольку именно он берет на себя подготовку ребенка к олимпиадам, т.е. отвечает за формирование знаний, умений, навыков. Здесь полезно поговорить с детьми не только о знаниях, но и как запомнить большое количество материала, наладить режим дня и питания (хорошо бы его соблюдать постоянно), обратить внимание на усталость глаз: делать паузы, гимнастику для глаз, совмещать работу и отдых (делать физкульт. паузы). Некоторые руководители собирают детей в отдельной школе для подготовки к олимпиаде, но только после занятий, когда дети и так устали. В общем, я считаю, что каждый директор пойдет на уступки в этом вопросе, надо только заранее решить этот вопрос. Мы знаем, что ситуация олимпиад сама по себе стрессовая, но что еще для некоторых детей некомфортно, так это то, что идут они в незнакомое место и понимают всю возложенную на них ответственность. Пусть они не вошли в призеры (они не скажут нам что боялись, переживали и расстроены, или от одноклассников получили насмешки). Мы должны их похвалить (возможно, при учащихся в классе) и подбодрить их, и чего скрывать – они потратили часть выходного дня и поднялись, может быть еще раньше, чем в школу, чтобы не подвести своих учителей. Обобщая материал, хочу сказать: на олимпиады идут и одаренные и обычные школьники. Экзамены и ЕГЭ пишут те же учащиеся. Одни чаще дышат свежим воздухом, занимаются спортом или в других кружках, а другие – нет. Но при этом они все наши дети, наше будущее. Давайте вместе беречь их физическое и психологическое здоровье.
Ведь только мы, учителя и педагоги, призваны:
« Сеять
разумное,
доброе,
вечное !




Используемая литература :

1.Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы), Москва «Илекса»,2009.
2.МБОУ кадетская школа-интернат Уваровский кадетский корпус имени Св. Георгия Победоносца, «Памятка для учащихся при подготовке к экзаменам», 2011.
3.Хабибуллина А.Г., «Психологическая подготовка учащихся к олимпиаде», МАОУ лицей,г.Муравленко,2012.
4.Степанова М.И.,д.м.н., «Организация учебного процесса в школе», Администратор образования, 2008.

Учитель МОУ СОШ № 16
г.Королев М.О. Ивакина Л.Ю.
















'ђ Заголовок 1'ђ Заголовок 2'ђ Заголовок 3'ђ Заголовок 4'ђ Заголовок 5'ђ Заголовок 6'ђ Заголовок 7'ђ Заголовок 8'ђ Заголовок 915