Программа по устранению дислексии в 6 классе коррекционной школы 8 вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Чтение – сложный психофизический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв.
Нарушения чтения в логопедии носят название алексий и дислексий. Алексией называют полную неспособность овладения чтением или полную потерю этого навыка. Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением. Дислексии у детей с ОВЗ встречаются преимущественно в комплексном, осложнённом, а не в чистом виде и характеризуются большим количеством разнообразных ошибок. Все наблюдаемые ошибки можно разделить на 4 группы:
неусвоение букв;
побуквенное чтение;
искажение звуковой и слоговой структуры слова;
нарушение понимания читаемого.
Виды дислексий у школьников с ОВЗ:
- фонематическая дислексия вызывается недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза;
- оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений;
- мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой.
- семантические нарушения чтения (механическое чтение) – это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.
При устранении дислексий необходимо учитывать что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие её, обусловливают нарушение как устной, так и письменной речи.
Цели программы:
Направить логопедическое воздействие при устранении дислексий на весь комплекс речевых нарушений – устную речь, чтение и письмо.

Задачи:
- формирование фонематического восприятия;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- формирование звукобуквенного анализа и синтеза;
- формирование слогового и языкового анализа и синтеза;
- формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях;
- развитие пространственно-временной ориентации;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие связной речи;
- развитие процессов чтения и письма.

План коррекции дислексий смешанной формы.

№ п/п
Тема
Содержание работы
Кол-во часов

1 четверть (18 часов)

1
Вводное занятие. Подготовительные упражнения к чтению.
Чтение букв печатных и письменных; соблюдение интервала между звуками. Деление слогов на звуки. Соотношение звука с оптическим символом. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия.
2

2
Звуко-буквенный анализ.
Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение звука на фоне слога, определение наличия звука в слове и его место.
2

3
Чтение двусложных слов с ударением на первом слоге.
Работа с ударением. Выделение ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам.
2

4
Чтение трёхсложных слов с ударением на первом слоге.
Работа с ударением, над ритмическим оформлением слова. Выделение ударного слога в словах. Соотношение слов со схемой.
3

5
Чтение двусложных слов с ударением на втором слоге.
Работа с ударением. Выделение ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам.
3

6
Чтение трёхсложных слов с ударением на втором слоге.
Работа с ударением, над ритмическим оформлением слова. Выделение ударного слога в словах. Соотношение слов со схемой.
3

7
Автоматизация навыков самостоятельного чтения.
Чтение слов в таблицах. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти. Развитие предметного гнозиса (работа по предметным картинкам).
2

8
Чтение стихотворения «Возьми с собой».
Работа над выразительным чтением. Обогащение словаря.
1

2 четверть (21 час)

9
Стихотворение «Медведь».
Работа с темпом и ритмом чтения. Расширение объёма зрительной памяти. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1

10
Стихотворение «Заяц», «Ёжик и заяц».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений.
1

11
Работа с рассказами: «Муравей и белка».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

12
«Галка и жучка».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

13
«Внучка».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Закрепление функций фонематического анализа слов. Работа над пониманием прочитанного.
1

14
«Старик».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Закрепление функций фонематического анализа слов. Работа над пониманием прочитанного.
1

15
«Барбос».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Развитие пространственно-временной ориентации. Работа над пониманием прочитанного.

1

16
«Лайка», «На пруду».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Работа над пониманием прочитанного.
1

17
Работа со стихотворениями «Игра в детском саду».
Развитие функций фонематического анализа слов. Работа над интонацией. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

18
«Петя ученик».
Развитие функций фонематического анализа слов. Работа над интонацией. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

19
«Волшебные краски».
Работа над ударением. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1

20
«Может ли быть такое?»
Работа над ударением. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1

21
«Лето».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Работа над пониманием прочитанного.
1

22
«Кому что снится?»
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

23
«Верно ли это?»
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Работа над пониманием прочитанного.
1

24
«Летит-летит».
Работа над интонацией. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Работа над пониманием прочитанного.
1

25
«Ракета». «Мишка». «Ворон».
Работа над ударением. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1

26
Чтение считалок.
Работа над интонацией. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Расширение объёма памяти.
1

27
Занимательные упражнения на развитие правильного, беглого чтения.
Работа над ударением. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Работа над пониманием прочитанного.
2

3 четверть (40 часов)

28
Чтение рассказов. «Ёжик».
Работа над интонацией. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Работа над пониманием прочитанного.
1

29
«Лиса», «Муравей».
Работа над интонацией. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Работа над пониманием прочитанного.
1

30
«Белка», «Скворец».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Работа над пониманием прочитанного.
1

31
«Зайка», «Ёж и заяц».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Работа над пониманием прочитанного.
1

32
«Иволга», «Синицы».
Развитие функций фонематического анализа слов. Работа над интонацией. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

33
«Галка», «Жучка», «Внучка».
Развитие функций фонематического анализа слов. Работа над интонацией. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

34
«Трус».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

35
«Яблоня».
Работа с темпом и ритмом чтения. Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

36
«На краю леса».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (
·согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

37
«У старой сосны».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

38
«Вечер в лесу».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

39
«Дорогая чашка».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

40
«Жил на свете Слонёнок».
Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря. Развитие зрительного и слухового восприятия.
1

41
«Любознательный ёжик».
Развитие связной речи. Работа над интонацией. Формирование представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях. Обогащение словаря.
1

42
«Ветер и холод».
Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

43
«Заяц и Медведь».
Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

44
«Глоток молока».
Развитие связной речи. Обогащение словаря. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Работа над пониманием прочитанного.
1

45
Работа с многозначными словами (играет).
Работа над пониманием значений слов. Работа с ударением. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

46
Слова-близнецы.
Работа над пониманием значений слов. Работа с ударением. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

47
Работа с предлогами (в-из).
Уточнение понимания предлога (в-из). Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

48
Предлоги (на-с).
Уточнение понимания предлога (на-с). Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

49
Предлоги (в-на-к).
Уточнение понимания предлога (в-на-к). Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

50
Закрепление изученных предлогов.
Работа с графическими схемами. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове.
1

51
Предлоги (в-на-у).
Уточнение понимания предлога (в-на-у). Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

52
Тренировочные упражнения.
Работа с графическими схемами.
1

53
Окончания существительных.
Работа по словоизменению. Развитие внимания, мышления и восприятия. Преодоление аграмматизмов в устной речи.
1

54
Тренировочные упражнения.
Работа по словоизменению. Развитие внимания, мышления и восприятия. Преодоление аграмматизмов в устной речи.
1

55
Работа со стихотворениям. «Непонятно говорят».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1

56
«Одно слово».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1

57
Повторение за 3 четверть.
Тренировочные упражнения.
2

4 четверть (28 часов)

58
«Как это будет».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

59
«Вот так защитник», «Маска льва».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

60
«А может».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1

61
«Медведь на обеде», «Друзья».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1

62
«Сашина каша».
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с ударением. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

63
Считалки.
Работа над выразительным чтением стихотворений. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Работа с ударением. Формирование слогового и языкового анализа и синтеза.
1

64
Чтение по ролям «Ястреб и Оляпка».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного.
1

65
«Сорока и Волк».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

66
«Воробей и Синица».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

67
«Волк и Сова».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти.
1

68
«Дуб и Рябина».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1

69
«Сорока и Медведь».
Развитие темпа и ритма чтения. Преодоление аграмматизмов в устной речи. Продолжать работу над пониманием прочитанного. Развитие внимания, мышления и восприятия.
1


Программа предполагает проведение 3-х занятий в неделю продолжительностью 40 минут во вторую половину дня, подгрупповое проведение (группа 6 человек). Общее количество учебных занятий – 81.
Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) детей проводится 2 раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае.
Методы обучения:
- Словесные методы (объяснение выполнения движений под музыку, устный инструктаж);
- Наглядные методы (наглядный показ выполнения движений под музыку);
- практические методы (выполнение детьми упражнений по образцу инструктора).
Приёмы:
- Организация успеха в учении;
- Вовлечение в интересную деятельность;
- Доверие;
- Убеждение;
- Поощрение;
- Выражение положительного отношения;
- Авансирование личности;
- приемы для повышения речевой активности учащихся.
Педагогические принципы и подходы:
- Принцип коррекции и развития высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия развивались психические корригируемые процессы.
- Принцип мотивации обучения. Суть принципа – всё что делает ученик на уроке должно быть ему интересно.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Личностно-ориентированый подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Ожидаемые результаты.
Программа будет способствовать:
- преодолению аграмматизмов в устной письменной речи;
- формированию фонематического восприятия;
- формированию навыков фонематического анализа и синтеза;
- формирование звукобуквенного анализа и синтеза;
- формированию слогового и языкового анализа и синтеза;
- формированию представлений о различных типах связи (согласования и управления) в словосочетаниях и предложениях;
- развитию пространственно-временной ориентации;
- развитию зрительного и слухового восприятия;
- развитию связной речи;
- развитию процессов чтения и письма.



























Литература.
Лалаева Р. И.
Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1978. 88 с., ил.
Иваненко С.Ф.
Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1987.-240с.: ил.
Ефремова Л.Н.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.- М.: Просвещение, 1991.-224с.: ил.



15