Тетрадь по устранению дисграфии


ВВЕДЕНИЕ
Перед вами тетрадь по устранению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматической дисграфии.
В ней представлен занимательный игровой материал по развитию морфологического и лексико-грамматического строя речи. Именно на этой основе решается вопрос данных форм дисграфии: уточнение и расширение словаря ребёнка; развитие и упорядочение грамматического строя речи.
Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования. Этому направлению посвящено множество заданий данной тетради.
Совершенствование грамматического строя речи достигается в процессе усвоения связи слов в предложении и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций.
В тетради широко представлены задания по образованию слов от глаголов с помощью суффиксов, а также посредством приставок. При этом обращается внимание детей на изменяющуюся форму слова. Вновь образованные слова обязательно включаются в предложения. Это дает возможность наблюдать за словоизменением, а также получить представления о связи слов в предложении, что очень важно при данных видах дисграфии. Прислушиваясь к окончаниям, дети постепенно овладевают законами изменения слов по числам, родам, падежам. Много времени в этой тетради уделяется упражнениям в подборе однокоренных слов. Данная работа не только уточняет и расширяет словарь, но и способствует развитию орфографического чутья. Большое внимание уделяется семантике. Как показывает опыт логопедической работы в школе, особую трудность учителя-логопеды испытывают при работе над значением слов.
Центральное место в данной тетради отводится специальным заданиям, при выполнении которых значение слов отрабатывается в смысловых и междусловных отношениях. Иначе говоря, вновь образованные слова обязательно включаются в раз-
личные виды речевой деятельности, что создает условиях для актуализации связной речи.
Заниматься с данной тетрадью можно как в группе, так и индивидуально.
Материал, представленный здесь, не является единственным раздаточным материалом во время занятий, но позволяет значительно облегчить работу как специалисту, так и детям и сделает логопедические занятия занимательными, интересными. Кроме того, повышает интерес наших детей к тому, что даётся им с огромным трудом, а зачастую и с большой неохотой.
СОСТАВ СЛОВА
Родственные и однокоренные слова
Корень слова.
1. Ответь на вопрос: кто в слове самый главный? (

2. Составь своё дерево с родственными словами, собери его листочки, подпиши корень.
привоз___
повозка__
воз______
возчик___
возить___
ИЗВОЗЧИК

3, Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов.
• борьба, борец, воевать, бороться
• вражеский, враг, врать, вражда
• смешной, смешно, смешить, мех
• ветер, вихрь, ветреный, безветрие
• учить, участок, учитель, изучать
4. Сравни пары слов.
а) гора — горе — горелб) рисовал — рисовый
в) вода — водительг) шипеть — шиповник
5. Подбери к каждому слову свою группу родственных слов.

6. Соедини слово с его корнем разным цветом.
носик
снежок
нежность
норка
носки
носить
снежный
снегоход
сильный

7. Рассмотри картинку и выпиши все родственные слова. Выдели корень.

8. Подбери родственные слова по схеме.
Образец: синий — синеть — синева.
голубой — ...__________________________
белый — ... __________________________
чёрный --- ...__________________________
красный — ..._________________________
зелёный — ..._________________________
Приставка
1. Определи действие по картинке.

2. Как что может называться?
Образец: часы на стене — настенные часы.
переход под землёй____________________
камни под водой______________________
час перед рассветом____________________
повязка на рукаве_____________________
3. Образуй слова по схеме.

4. Припиши нужную приставку в словосочетание.
бежать в комнату ставить стул брать грибов
писать письмо колоть орех вязать рану
5. Выбери необходимые приставки и запиши с ними предложения.
Мама — ставила цветы в вазу.
Мама — летела к гнезду.
Саша — ложила книгу на полку
Птицы — летели к кормушке.

6. Подумай, какие здесь приставки?
• ... звенел в школе звонок.
Дети ... шли из класса.
Лена ... шла за Светой в сад. /
Дети ... шли из школы и ... шли домой.

7. Составь слова при помощи одной приставки.
писание

Суффикс
Соедини предметы с медведями из сказки «Машенька и медведи», подпиши эти предметы по образцу. Образец: стульчик - стул — стулище.

Запиши слова парами, убрав в них суффикс.
Образец: дырка. — дыра.
шляпка дубок
кашка подносик
листочек ключик
городок пожарник
3. Вспомни и запиши названия профессий, выдели суффиксы: чик—щик.



4. Образуй слова и запиши.

5. Образуй новые слова.
Образец: побелить стены - побелка
прополоть грядки__________________________________
сушить сено_______________________________________
посадить деревья___________________________________
рубить лес_________________________________________
подкормить посевы_________________________________
засолить огурцы____________________________________
6. Отгадай ребусы, запиши слова, отметь в них i ил.

Состав слова
1. Составь слот.

2. Подбери слова к схеме.
подводник
вода
водяной
водица
подводная
водичка



5. Назови и запиши детёнышей птиц и животных, разбери слова по составу.

Предмет
1. Найди лишнее слово.
• кукла, дом, море, летает• нож, ветер, холодный, мороз
• стужа, вьюга, метель, теплеет• слон, бегемот, быстрая, мышка
2. Каких слов больше: КТО или ЧТО?

портфель кошка
папабабушка
кукушкалист
куклабуква
девочкакнига
черепаха дерево
Подчеркни зелёным цветом живые предметы, синим — неживые предметы.
3. Вспомни и запиши названия рыб.
Сети в море я бросаю, Много, много рыб поймаю.

МОРЕРЕКАОЗЕРО
4. Кто где живёт? Ответь, чей это дом?
Образец: гнездо — птица.
будка -_______________дом — ________________
нора —________________конюшня —_____________
дупло — ______________сараи хлев -______________
земля — ______________улей — _________________
подполье- ________________
5. Вспомни и запиши названия диких и домашних животных.

дикиедомашние
6. Закончи ряд по образцу. Образец: стол — мебель, посуда - тарелка.
кровать - …, сито - …, носки -…, шляпа -…, ручка - …, пальто - …, постель -…,
транспорт-…, овощ - …, фрукт -…, мебель - …, продукт - …,игрушка -…,цветок -..
7. Загадочные карандаши.
Задание: расставь все карандаши в нужные стаканчики.

ИГРЫВЕЩЕСТВАВРЕМЯПАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

8. Посади слова на ступеньки.
Образец: ж. р. — мама, ср. р. — окно, м. р. — сын.
Слова: дочь, свет, зеркало, кровь, глаз, рука, счастье, перемена, зонт, тир, телёнок, урок, липа, огонёк, портфель.

9. Собери предметы в чемоданчики.

10. Собери цветы в вазочки.


11. Допиши окончание существительных.
крем от торт___свистки сторож___рота солдат___
лезвие нож____стая голуб___коробка карандаш___
чашка без блюдц
12. Спиши текст. Подчеркни существительные, определи их число.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
(Я. Забила)
13. Прочитай текст. Существительные в скобках поставь во множественное число.
Писать (письмо), читать (книга), решать (задача), рисовать (картина), чертить (чертёж)
14. Измени число существительного по образцу. Образец: травы — трава (ж. р.).
книги -________ ,письма-__________ , столы -__________ ,окна -_____________ ,
тетради -_______, сады -___________, ручки -___________, облака -___________
15. Продолжи рад по образцу.
ж. р. (кто?) — сестра, ... _____
ж. р. (что?) — туча, ... _______
м. р. (кто?) — дятел, ... ______
м. р. (что?) — стол, ... _______
ср. р. (что?) — окно, ...______
16. Прочитай текст. Подчеркни существительные. Подпиши их род и число.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под дождём,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
17. Составь словосочетания со словами, ответь на вопрос: вижу (кого?) сестру,
вижу (что?) море
слушаю: подруга, рассказ________________________
читаю: книга, письмо___________________________
хвалят: сестра, брат, работа ______________________
18. Перепиши текст, изменив слова в скобках в соответствии с вопросом: кого? что?
Мама шила (юбка). Дети ловят (рыба). Мы получили (телеграмма). Ученик потерял (закладка). Наседка зовёт (цыплята). Бабушка напоила (телёнок). Кот лижет (сметана).
19. Закончи предложения при помощи приведённых слов.
Выпей стакан .., Добавь ложку ... Налей чашку ... Отрежь ломтик Возьми кусок ...
Набери бидон .. Принеси ведро…
Слова для справок: масло, молоко, вода, хлеб, малина, кисель
20. Что из чего сделано?

Образец: кирпичный дом — из кирпича.
глиняный кувшин — _______________
фанерная дверь — _______________
кожаный ремень — _______________
шёлковая ткань — _______________
снежная баба —_______________
чугунная плита —_______________
стальное перо —_______________
костяная ручка — _______________

21. Игра «Что я надену на себя ...»

Запиши слова, ответив на вопрос:
что я надену на себя?
ЗИМА _________________________________________
ВЕСНА________________________________________
ЛЕТО _________________________________________
ОСЕНЬ ________________________________________
22. Кому что нужно? (соедини стрелочками)
Образец: кирпич нужен каменщику.

ПЛОТНИК
ШВЕЯ
МАЛЯР
ПОВАР
УЧИТЕЛЬ САДОВНИК

23. Кто чем защищается? (соедини стрелочками) Подпиши окончание у слов 2-го столбика.
Образец: клюв - птица (птица клювом).
КОШКА,
СЛОН,
ЁЖ,
ОЛЕНЬ,
ГУСЬ,
СОБАКА
24. Кто кого потерял? (детёныши и взрослые животные)
Образец: лисята потеряли лису.
котята потеряли ..._____________
щенята потеряли ... ______________
ягнята потеряли… _______________
мышата потеряли ... ________________
жеребята потеряли ..________________
поросята потеряли .. __________________
гусята потеряли ...___________________
индюшата потеряли… ____________________
25. Подружи слова, запиши словосочетания.
Образец: реши + задачу = реши задачу.
Слова: а) поймали, летит, бегут, смотрели, нашли
б) в школу, ёжика, самолёт, зайчонка, фильм
26. Закончи предложения при помощи картинок. Запиши их. Выдели окончание в последнем слове и задай к нему вопрос.
• Собака грызёт ...
• Пастух пасёт ...
• Пчёлы собирают ...
• Рыбак поймал золотую ...
• Папа подарил сыну ...
• Айболит вылечил обезьяне ...
27. Чьи это ноги, копыта, хвосты и лапы?

28. Кому что вылечит Айболит? Образец: зайке — лапку (В. п.).

29. Исправь ошибки, запиши верно.
• Дорожки замело снег.
• Кроликов кормят морковь.
• Бабушка вяжет кофта.
• В форточка влетела синица.
• В буфет много конфеты.
30. Допиши окончания существительных. Определи падеж и склонение.
ОТ СОСН__, ДУБ_, СИРЕН_, ОБЛАК_.
К ОСИН_, ТОПОЛ_, ЕЛ_, ДЕРЕВ_.
ПО ДОРОГ_, СТЕП_, НЕБ_, СКЛОН_
О РАЗГОВОР_, БЕСЕД_, РЕЧ_, ДОБР_.
31. Что я поймаю на крючок?
ОКУНЬАКУЛА
ЛЕЩКИТ
БАШМАКБАНКА
ЛЯГУШКАОБЛОЖКА
СУДАК ГОРБУША
32. Спиши текст. Раскрой скобки. Поставь предметы в нужном падеже.
1. Было душно и пыльно, пахло (гниль).
2. Сокол крикнул с болью и (тоска).
3. Славился Илья Муромец (удаль) богатырской.
4. Худой (сеть) рыбу не наловишь.
5. Яблоки и груши растут в (сад).
6. За (река) в роще пели соловьи.
Действие
1. Прочти, подчерки только глаголы.
а) кот, дом, рубить, учит, учитель, копает.
б) писал, пишет, носил, носилки, роет, рыба.
в) земля, земельный, зебра, забирать, забор, брать.
2. Что могу я сделать с этим предметом?
Образец: мяч — купить, играть, ударить, надуть ...

3. Вставь глаголы в словосочетания.
Топором книгипотолок рисунок
гвозди платье стены волосы
пальтодровабумагоймелом
карандашеймолоткомпорошкомкраской
4. Кто как говорит?

5. Подбери действия к предмету.

6. Отгадай загадки, вставь пропущенные слова.
а) Летом по лесу_______,
Зимой в берлоге _____.
Слова: отдыхает, гуляет (_______________)
б) В траве_____________, хвостом________________,
Хвост____________, другой_______________.
Слова: оторвёт, виляет, мелькает, наживает (______________).
в) Через океан__________________
И_____________воды фонтан.
Слова: пускает, плывёт. (
г) Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там ________ и __________
Слова: пишут, считают, читают, рисуют.(____________)
7. Один и много.
Задание: измени по образцу.
Образец: ракета летит — ракеты летят.

8. Прочти словосочетания верно. Допиши в них окончания.
болото замёрзл□листья полетел □ поле побелел□
берёза пожелтел□ синица свистел □карп плыл□
сад цвёл□ шуба висел□ солнце светил□
рожь поспевал□
Признак
1. Прочитай признаки и отгадай, какому предмету они соответствуют. Обведи его и раскрась.
а) круглое, твёрдое, сочное, красное_______________
б) рыжая, хитрая, пушистая _____________________
в) новый, деревянный, удобный, ученический _____
г) зелёное, молодое, ветвистое, стройное___________
.

2. Назови и запиши признак предмета

(КАКОЙ?)(форма)________
(цвет)_________________
(размер)_______________
(материал)_____________
(КАКАЯ?) (цвет)_________________
(на ощупь) ____________
(характер)_____________
(размер)_______________
(принадлежность к месту жительства)____________
(КАКОЕ?) (цвет)_________________
(форма)_______________
(состояние)____________
(материал)_____________
3. Напиши признак.





5. Составь рассказ, вставляя признаки.
Был (_______________) день.
По небу плывут (_______________) облака.
Высоко кружат (_______________) ласточки.
Несутся (_______________) стрижи.
6. Путаница.
Задание: собери слова и признаки.
Красный, яркое, мокрый, пушистый, тёплое, сочная, сладкая, белые, полосатый, красный
Жёлтое, шерстяной.
7. Составь словосочетания по образцу.
Образец: вечер в субботу — субботний вечер.
вилка из металла —_______________________
рубашка из шёлка —______________________
мяч для тенниса —________________________
брюки из шерсти —_______________________
карандаши из дерева —____________________
8. Свари вкусную кашу.
гречка
пшено
рис
манка
перловка
горох
геркулес
9. Бабушка варит варенье.

10. Отгадай, какой будет суп?


11. Вставь в стихотворения прилагательные.
а) Мы любим дни ___________,
Катка весёлый шум.
Ночное небо______________
И_____________ Новый год.
б) У лукоморья дуб___________,
___________цепь на дубе том.
И днём и ночью кот________
Всё ходит по цепи кругом.
в) __________ песней скворушка
Веселит простор.
__________ черёмушка
Встала на бугор.
Слова: морозные, белая, зелёный, звёздное, учёный, шумный, звонкой, златая.
12. Вставь в текст прилагательные. Отгадай животное.
Этот ____________ зверёк живёт в лесу.
У него ____________уши, ____________хвост.
Передние лапы _____________, а задние ______________.
Шубка у него летом ________________, а зимой ____________.
Морковь, капуста, кора — вот его любимое лакомство.
Зверёк всего боится.
Особенно страшны ему __________ лиса ,_____________волк
да _______________ сова.
Да и человек может причинить немало вреда.
(_________________)
13. Составь словосочетания по образцу.
Образец: грибы + дождь - грибной дождь.
+ класс + день -+ гора -+ туча + сок
14. «Окончание потерялось».
Космическ (…) кораблей________Утренн(…) туманы________
Русск(…) человеку________Березов (…) роща _________
Богат (…) урожай__________полезнСИ дела___________
Подпиши падежи прилагательных.
15. Измени по образцу.
а) замечательная молодёжь — Д. п.
б) дальняя деревня — В. п.
в) морская граница — Т. п.
г) большая победа — Р. п.
д) новая квартира — П.п.
е) настоящее время — Т. п.
ж) групповые занятия — Д. п.
16. Допиши предложения. •
Глаза волчицы светились,
Вода в озере застыла,
Солнце закатилось за синие горы.
Тихая луна плывёт в серебристых облаках,
Слова для справок:
а) словно величавый лебедь
б) как неподвижное тёмное зеркало
в) огненным колесом
г) как два маленьких огонька
17. Прочитай стихотворение. Вставь окончания прилагательных и отметь их падеж.
Вот уж снег последи___ в поле тает,
Тёпл ___ пар восходит от земли,
И кувшинчик син___расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юн___ лес в зелен___ дым одет___
Тепл ___+гроз нетерпеливо ждёт.
Предлоги
1. Рассмотри картинку, подпиши имена зверюшкам (по месту их расположения относительно своего дома).
НА, НАД, ПОД, В, ПЕРЕД, ОКОЛО, ЗА.

2. Подпиши, где мяч по отношению к столу.


Предлоги В — НА
1. Различаем предлоги В — НА.
Задание: вставь по смыслу предлоги В — НА.
Чайник кипит ... плите. Цветы растут ... клумбе.
Цветы стоят ... вазе. Книга упала ... пол. Платок лежит ... кармане.
2. Предлоги В — НА поменялись местами, исправь ошибки.
положил на карман пришли в школу стоит в мосту
зашёл в магазинлежат на ящике растут в дубе
живёт на дуплеспит на гнезде
3. Ответь на вопросы и запиши ответы, используя предлоги В - НА.
Яблоко висит (где?)______________________
Девочка сидит (где?)_____________________
Жучку посадили (куда?)__________________
Белка прячется (куда?)___________________
Корова пасётся (где?)____________________
4. Помоги Незнайке раскрыть скобки и верно записать словосочетания.
(в)летел (в)окно (на)пенёк (на)скочил
(во)шёл (в)калитку (в)дом (в) бежал
(в)трамвай (во)шёл (на)память (на)писать
(на)руке (на)мазать(на)ветку (на)ступил
(на)жал (на)кнопку (в)пустил (в)класс
(на)писал (на)доске (на)рисовал (в)альбоме
(в)углу (на)следить (на)следить (на)крыльце
Предлоги К- ОТ
1. Отгадай, что от чего? Соедини предметы парами. Запиши словосочетания, выдели предлоги К - - ОТ.

Какой предмет лишний?
2. Кто к кому пришел? (соедини стрелками) Образец: ученик к учителю.
Внучка коза
врач лисёнок
внук слесарь
лисабольной
дедушкакозлята
хозяинбабушка
3. Выпиши предложения, составь для каждого схему, отметь предлоги и приставки.
От причала отходит лодка.
К озеру подошли туристы.
Ключи от шкафа потерялись.
Мама отошла от магазина.
Предлоги ОТ — ИЗ
1. Отгадай, какое дерево мне прислало в подарок свой листок? Ответь, с какого дерева листочек.

2. Из чего я приготовила каждый сок?
вишнёвый —______________________
малиновый —_____________________
яблочный —______________________
клубничный —____________________
сливовый
смородиновый
грушевый —__
абрикосовый —
3. Отгадай ребусы. Найди, где предлог превратился в часть слова?


4. Что от кого получаем?
Задание: помоги медвежонку разобраться, что мы и от кого получаем, запиши ответы в виде словосочетаний.
Образец: молоко от козы.

5, Вставь предлоги в предложения.
• Дым идёт___• Шалун бежал___• Хлеб вынули____
• Кирпич отвалился• Поезд отошёл___
слова для справок :трубы, мамы, печи, стены, станции.
Предлоги С — СО
1. Угадай, с чем у меня корзинка?

2. Найди детёнышей и их родителей. Соедини слова стрелками. Запиши словосочетания, используя предлоги С — СО.
коза телёнок
слон утёнок
корова зайчонок
овца львёнок
заяц слонёнок
лев козлёнок
тигр жеребёнок
утка ягнёнок
лошадь тигрёнок
3. Запиши, раскрыв скобки. Образец: слететь с ветки.
(с)горы (с)пуститься______
(со)словами (со)гласиться _
(со)рваться (со)скалы_____
(с)вернуть (с)пути________
(с)картины (с)рисовать ___
Помоги Малышу исправить работу Карлсона.
Мама сдочками пошла гулять.
Шапка с летела с головы.
Кошка спрыгнула скрыши.
Мячик с катился соступеньки.
Кошка скотятами лакает молоко.
С ова с летела светки.
5. Восстанови предложения. Запиши их, выдели предлоги и приставки СО — С.
а) Ребята взяли ___собой
б) Мальчик___прыгнул___
в)___ плиты убрали
г)___яблони упало
д) Чашки убрали
Предлоги В — У
1. Игра «Что у кого?»
Задание: угадай, у кого что? Образец: хвост у петуха, у лисы ...

2. Ответь на вопрос и запиши ответ, используя предлоги В — У.
• Где растут грибы?
• Где живёт белка?
• Куда ведёт тропинка?__
• Что оторвали от забора?
• Что отлетело от пальто?
• Куда пошли туристы?__
• Где стоит машина?____
3. Составь предложения по схемам.

4. Вставь необходимые предлоги. Прочитай, что у тебя получилось.

5. Составь необходимые словосочетания с маленьким словом — предлогом.
а) мальчик, дом
б) молоко, холодильник
в) собака, конура
г) яблоки, корзина
д) закладка, книга
е) ласточка, гнездо
ж) жёлуди, дуб
з) Саша, товарищ6. Отметь точками, где может находиться человечек
по отношению к некоторым предметам, используя предлоги В — У. Запиши словосочетания, отметь предлоги.


Предлоги НА — НАД
1. Сравни рисунки. Подпиши необходимые предлоги НА — НАД.

2. Вставь необходимые предлоги НА — НАД.
Лежит, висит, сидит, повис, окне, окном , крыше, крышей, растет летит
Земле, землей, плавает, озере, кружит, озером
3. Восстанови предложения по схемам.

Дифференциация предлогов и приставок
1. Подбери необходимые предлоги.

Где нельзя вставить предлог?

2. Развези груз по назначению.
Я колобок, колобок!
___амбару метён,
___сусекам скребён,
___ сметане мешен,
___ печку сажен,
___ окошке стужен.
Я___дедушки ушёл,
Я___бабушки ушёл,
А___тебя, зайца,
Не хитро уйти.
Вспомни сказку, запиши её название.

3. Помоги предлогам вернуться на место.
Я_утра _ лесу гуляю,
___росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
___берёзку и ___мох,
___малину, ежевику,
___ежа и___ежиху,
___ которой ___ежат
Все иголочки дрожат.

4. Используя схемы, составь предложения. Подбери необходимые предлоги самостоятельно.

5. Прочитай текст, вставляя нужные предлоги.
___сцену выбегают помощники Дурова. Они укладывают шпалы и
рельсы. И вот выезжает поезд.___паровозе сидит обезьянка. Другая обезьяна — стрелочник, она стоит___стрелок. Пассажиры —
морские свинки и крысы. Они занимают места___вагонах. Поезд
даёт свисток и трогается. Все дети кричат от восторга.
(По С. Набокову)
6. Возьми в корзинке нужные «грибы» и «ягоды»,


___цедился ___скатерть
___брести ___города
___ехали ___село
цепился ___рукав
___ехал ___горы
___ехал ___гаража
Запиши эти словосочетания.
7. Игра «Волшебник».
Задание: преврати словосочетания с приставкой в словосочетания с предлогом и наоборот.
Образец: нарукавная повязка -► повязка на рукаве.

а) настенные часы а)________________
б)______________ б) переход под землёй
в) предрассветный час в)______________
г)______________ г) камни под водой
д)______________ д) календарь на столе
е)______________ е) годы после войны
ж) подводные жители ж) _____________
з)______________ з) плата за работу