Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики.Модуль Основы светской этики в 4 классе.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ___
от «__» _____ 2014 г. Согласовано
Зам.директора по УВР
___________________
«__» _____ 2014 г. Утверждено
Директор школы
_______________
«__» _____ 2014 г.
Рабочая программа
по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики». Модуль « Основы светской этики» в 4 классе
Учитель Контарева Анна Александровна
Количество часов в 1 полугодии: 16
Всего: 34
В неделю:
1
Программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы» и программного курса «Основы светской этики»
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательную часть образовательной программы начального общего образования определяется нормативными документами федерального и регионального уровней:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года
План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Приказ МОиН РФ от 31 января 2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ МОиН РФ от 1 февраля 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 9 марта 2004г. №1312».
Приказ МОиН РФ от 27 декабря 2011г. №2885, зарегистрирован Минюстом России от 21 февраля 2012г., рег. №23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Приказ МОиН Челябинской области от 13 февраля 2012г. №01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Приказ МОиН Челябинской области от 24 февраля 2012г. №24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования ОУ Челябинской области на 2012-2013 учебный год».
Таким образом, в 2013-2014 учебном году учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»реализуются в 4 классе начальной школы в объёме 34 часа (1 час в неделю) в течении всего учебного года.
В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучается в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» один из модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Особенности курса
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, – его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал – это сказки и былины, фрагменты из детской литературы. Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы. При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. В целях повышения эффективности работы учителя и сокращения затрат времени на подготовку к урокам предлагаемое содержание курса светской этики (программа) дается в сочетании с тематическим планированием его преподавания. В планировании указаны темы уроков, их количество и требования, предъявляемые к уровню подготовки учащихся. Более подробные рекомендации практического характера, а также внеклассные мероприятия разработаны в поурочном методическом пособии к учебнику «Основы светской этики».
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 4-м классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 34 часа (1 час в неделю).
– количество часов в неделю – 1;
– количество часов в 1-й четверти – 9;
– количество часов во 2-й четверти – 7;
– количество часов в 3-й четверти – 10;
– количество часов в 4-й четверти – 8.
В рабочей программе предусмотрены резервные часы. Рабочая программа может быть сокращена в связи с праздничными днями за счет резервных часов.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. Учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и при общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.
Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок. Как подчеркивают психологи, без систематического повторения нельзя прочно и надолго запомнить учебный материал, всего лишь один раз изложенный учителем и хорошо понятый учащимися. Как известно, в основе памяти находится не механическое запоминание, а мыслительный процесс. Поэтому важно для запоминания отсроченное, повторное уяснение содержания и смысла материала. Именно такой подход, наряду с предыдущими рекомендациями, даст положительные результаты в изучении светской этики и норм этикета в начальной школе.
Результаты обучения по программе модуля «Основы светской этики»
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
-Технологии развивающего обучения.
Принципы обучения:
Принцип научности обучения
Связи теории с практикой
Системности
Принцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядности
Доступность обучения
Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
Срезовые работы (тесты)
Творческие работы (проекты)
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – сообщение новых знаний
урок-закрепление знаний
урок-повторение знаний
урок – игра
проверка знаний
Критерии оценивания
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка, как неоднократно подтверждала школьная практика, обеспечивает мне возможность выявить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала, а также эффективность применяемых методов и приёмов обучения, ввести коррективы в методику.
Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
Для проверки предметных УУД в рабочей тетради к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики» предлагается итоговое задание. Оно содержит работу в виде тестов. Выполнение итоговой работы позволит закрепить и систематизировать полученные знания.
Для проведения тестовой работы в тетради предложены критерии оценивания.Каждое задание оценивается в 5 баллов. Таким образом, для некоторых тестовых работ максимальное количество баллов – 35 (100%).
35-34 балл (97-100%) – оценка «отлично»;
33-28 баллов (77-96%) – оценка «хорошо»;
27-20 баллов (50-76%) – оценка «удовлетворительно»;
Менее 20 баллов – оценка «неудовлетворительно».

Поурочное планирование по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе
№ уро-каТема Планируемые результаты Деятельность учащихся Оборудование Дата
общеучебныеМетапредметныеличностные 1 четверть (9 часов)
1 Вводный урок. Введение в предмет. Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знать с общественные нормы нравственности и морали.
Расширитьпервичное представление о родном крае, о Родине. Показатьзначение Родины в жизни человека. Р. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
П.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. К. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Р. Усвоение правил работы с учебником. П.Чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем. К. культурное и вежливое общение в коллективе. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование семейных ценностей; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни. Пробуждение стремления совершать добрые дела. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них 04.09
2 Россия – Родина моя. Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь показывать границы Российской Федерации на карте, объяснятьзначение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Компьютер, мультимедийный проектор 11.09
3 Россия – Родина моя. Компьютер, мультимедийный проектор 18.09
4 Этика и этикет. Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Знать общественные нормы нравственности и морали. Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам. 25.09
5 Этика и этикет. Компьютер, мультимедийный проектор 02.10
6 Вежливость Знать историю развития представлений человечества о вежливости, основы светской морали, понимать значение вежливости в выстраивании конструктив-ных отношений в обществе. Р: определение правил отработки терминов и понятий. П: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами. К: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета. Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. 09.10
7 Вежливость Компьютер, мультимедийный проектор 16.10
8 Добро и зло. Понимать и сопереживать чувствам других людей. Знать правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявлеть тактичность и сдер-жанность в споре. Заботиться о родных и близких. Р: выявление алгоритма сложного плана изучения нового. П: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами. К. художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях. Иметь представление о понятиях: добро,доброта, забота, щедрость, зло, жадность, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с ри-сунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях Компьютер, мультимедийный проектор 23.10
9 Добро и зло. Компьютер, мультимедийный проектор 30.10
2 четверть (7 часов) 10 Дружба и порядочность Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Р: разработка правил работы в парах. П: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блокпакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц. К: работа в парах; определение правил соревнования команд. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу. Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжела-тельность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок. 13.11
11 Дружба и порядочность Компьютер, мультимедийный проектор 20.11
12 Честность и искренность. Уметь критически осмысливать свои поступки, сравни-вать, сопоставлять, анализировать. Вырабатывать потребность быть честным и объек-тивным в оценке своих действий и поступков.
Р: при помощи учителя определение нравственных принципов собственного развития. П:со-ставление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками. К: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний. Критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов. Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивост, тактичность, репутация, закон. Уметь сравнивать и сопоставлять; критически осмысли-вать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом Компьютер, мультимедийный проектор 27.11
13 Честность и искренность. 04.12
14 Гордость и гордыня. Раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реали-зация межпред-метных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком Р: определение правила составления схемы. П: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстра-циями учебника. К: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами Проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня Компьютер, мультимедийный проектор 11.12
15 Гордость и гордыня. 18.12
16 Обычаи и обряды русского народа. Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой. Пробуждение у учащихся Р: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей. П: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички). Подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом.
Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.
Компьютер, мультимедийный проектор 25.12
3 четверть (10 часов) 17 Обычаи и обряды русского народа. Воспитаниеуважения к традициям своего народа. Игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового. К: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями Пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения Уметь подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации 15.01
18 Терпение и труд. Знать основы самообслуживаю-щего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды Р: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики. П: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. К: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям Реализация меж-предметных связей с музыкой,технологией литературным чтением. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости ответственности за порученное дело, уважения к людям труда.
Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий. Компьютер, мультимедийный проектор 18 Терпение и труд. 22.01
19 Семья. Уметь соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывать жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям. Р: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей.
П: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста. К: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия. Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Иметь представление о понятиях: род, семья, родословие, фамилия, христианство, христиане. Уметь проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потреб-ностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету 29.01
20 Семья. Компьютер, мультимедийный проектор 05.02
21 Семейные традиции. Сохранять дружеские взаимоотношения в семье. Интересоватьсяисторией семьи,семейными традициями. Р: определение задач по выявлению и сохранению традиций. П: работа с табличками;выполнение заданийразвивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениямина карточках; составление схем, таблиц;графическая работа
. К: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр. Поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; со-отнестичасти пословиц. Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь поддерживать друже-ские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение. Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями 12.02
22 Семейные традиции. 19.02
23 Сердце матери. Уметь ценить и дорожить великим даром общения, уметь чутко, внимательно и уважительно относиться к своимблизким, к маме. Р: определение правилизучения общечеловеческих норм.
П:вы-полнениеграфического задания; работав группах с раздаточным материалом;анализ текста и выделение основных идей; определение частей речи; работа с анкетой, со схемамии таблицами; просмотр фрагментавидеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моясемья»; сценка «Мамаи солнышко»
. К: определение правилработы в группах. Анализировать рас-сказы для детей; участвовать в классных играх. Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. Компьютер, мультимедийный проектор 26.02
24 Сердце матери. Компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями 05.03
25 Правила твоей жизни. Уметь замечать, комунужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых. Выполнять основные правила поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Владеть этическими нормами пове-денияв школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким. Р:составлениепрактическихзаданий по решению жизненных ситуаций.
П:выполнениепрактических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова«За уроками»; участие в игре, отработка логических операций К: определение правил работы в командах. Умение и желание поддерживать чистоту в школеи дома соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности. Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь выполнятьтребования соблюдения дисциплины; заниматьсясамо-обслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок. Компьютер, мультимедийный проектор 12.03
26 Правила твоей жизни. Карточки с заданиями 19.03
4 четверть (8 часов) 27 Праздники народов России. Знать новое о жизни разных народов, ува-жительно относиться к любой религии. Владеть чувством радости от общения с людьми, чувством бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии. Р: усвоение основ комплексной работы стекстами, с открытками, карточками исхемами.П:анализ нового материала;чтение стихов, пословиц; разыгрываниесценок; работа в группах с блок-пакетами;выполнение заданийв парах. К: развитие культурыповедения на праздниках. Выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничныйзастольныйэтикет. Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести. Уметь выполнять правила поведения на праздниках; пользоваться справочниками и словарями. Компьютер, мультимедийный проектор,таблица «Праздники России» 02.04
28-29 Праздники народов России. 09.04-16.04
30-31 Праздники народов России. 23.04-30.04
32-33 Защитники отечества. Уметь находить в тексте знания этическогохарактера, знать основные правилаэтикета.Уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранамВОВ, испытывать чувство гордостиза своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины. Р: основы составления простого и сложного плана. П: работа с учебником, силлюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукову; с изображениемГеоргия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование.
К:основы фронтальнойи групповой работы вклассе. Проявление уважительногоотношенияк защитникам Отечества,ветеранам ВОВ. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера. Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам ВОВ 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность. Компьютер, мультимедийный проектор 07.05-14.05
34 Итоговое повторение. Творческие работы. Знать и уметь учащихся по курсу.Обобщать и систематизиро-вать знания по курсу этики и этикета. Воспринимать и усвоить курс этики в5 классе. Р:составлениетестового задания.П:выполнение заданийтестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.
К:основы работы в парах и группах. Владения основами этики и этикета: зна-ние понятий и определений, соотнесение о пределения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий. Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия. Уметь ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами. 21.05
Календарно – тематическое планирование уроков основ религиозных культур и светской этики в 4 классе
№ п/п Раздел Тема раздела. Количество часов Из них
Изучение нового и закрепление Контроль
1. Вводный урок. 1 1 2. Россия-Родина моя Россия. Родина. Русь . Национальность человека 2 2 3. Качества человека Этика и этикет. Вежливость. Добро и зло. Дружба и порядочность. Честность и искренность. Гордость и гордыня. 12 12 4. Обычаи русского народа. Обычаи и обряды русского народа. Терпение и труд. 4 4 5. Семейные ценности. Семья. Родословная. Семейные ценности и традиции. Сердце матери. Правила жизни. 8 8 6. Праздники народов России. Праздники народов России. Защитники Отечества. 7 7 Итого: 34
Список литературы:
1. М.Т. Студеникин Учебник «Основы светской этики» 4 класс, часть 1. М., «Просвещение», 2011 год.
2. М.Т. Студеникин «Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики»», 4 класс М., «Русское слово», 2013 год.
Материально-техническое обеспечение предмета :1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс. М., «Русское слово», 2011 год.
2. М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книгу для учителя. Методическое пособие к учебнику 4 класса «Основы светской этики». М., «Русское слово», 2011 год.
3. Е.В. Золотухина-Аболина «Основы светской этики» книга для учителей. Ростов-на-Дону «Феникс», 2013 год.
4. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011г.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок;
Экспозиционный экран;
Мультимедийный проектор;
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программ по ОРКСЭ.
Ресурсы Интернета
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
«Общий текст» (www. text. net. ru.)
Олимпиада для младших школьников: русский язык.
(условия проведения олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html)
Нацпроект «Образование» – Режим доступа :HYPERLINK "http://mon.gov.ru./proekt/ideology"http://mon.gov.ru./proekt/ideology.
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа: http://www.nsc.1september.ruСайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ruСайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ruСайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ruСайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ruСайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru