Статья по логопедии на тему :Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях логопедического пункта ПМПК





Коррекционная работа
учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
в условиях логопедического пункта ПМПК

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) - это система образовательных услуг, которые базируются на принципе обеспечения основного права на образование, а также права получать его по месту проживания, что предусматривает обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения. Особенно актуальным это стало в последнее непростое время. Ведь воспитание и образование будущего поколения – залог успешности и процветания любого государства, а тем более молодого и развивающегося.
Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья играет важную роль в достижении гуманитарного, социального и экономического развития детей. Такое обучение включает в себя сбор информации и проведение комплексной оценки для разработки инднвидуального плана обучения, развития и реализации его на практике.
Учителя-логопеды логопедических пунктов ПМПК при общеобразовательных школах в процессе своей работы встречаются с детьми с нарушением слуха, зрения, с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также с тяжелыми нарушениями речи, такими, как аутизм, алалия, афазия, заикание и др. Такие учащиеся имеют органические и функциональные отклонения. У многих наблюдаются нарушения равновесия, координации движения, недифференциация артикуляционных движений и пальцев рук. Дети с ОВЗ быстро утомляются. Они бывают часто возбуждены, раздражительны, эмоционально неустойчивы. У таких детей нарушена познавательная деятельность, снижена умственная работоспособность; низкий уровень контроля за собственной деятельностью; внимание и память неустойчивы, часто возникают невротические реакции на замечания учителя-логопеда или одноклассников.
Это все нужно учитывать при коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучение учащихся с ОВЗ включает комплексное обследование детей и диагностику; разработку индивидуального плана коррекции для каждого ребенка; организацию логопедических занятий с учетом познавательных возможностей и потребностей учащихся, их эмоционального состояния; а также обеспечение условий для качественного овладения учениками знаний, умений, навыков. Учитель-логопед должен осуществлять личностно – ориентированный подход к определению объема, характера, направленности учебного материала на каждом логопедическом занятии. Формы, методы и темп коррекционной работы должны соответствовать познавательным возможностям детей с ОВЗ, а также реализовывать коррекционную помощь относительно социальной адаптации, направленной на исправление нарушений речи и возможности общения.
Неотъемлемой частью обучения детей с ОВЗ является логопедическое сопровождение, которое создает специальные условия для обучения и включает индивидуализацию коррекционного процесса, а также адаптацию детей в рамках индивидуальных возможностей. Логопедическое сопровождение предполагает выявление детей с теми или иными нарушениями, организацию процесса логопедической работы, формирование и закрепление навыков правильной речи, способствует развитию реабилитационных возможностей. Логопедическое сопровождение предусматривает отслеживание ребенка с ОВЗ, осуществляет личностно-ориентированный подход в коррекционной работе, комбинированный и игровой характер логопедических занятий, последовательность в формировании речевых навыков, динамику развития ребенка.
При проведении логопедических занятий с детьми с ОВЗ решаются такие задачи, как преодоление различных нарушений устной и письменной речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие просодики ( темп, ритм, тембр, сила голоса, интонация), развитие внимания, памяти, мышления.
Комплексная коррекционно–развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать как структуру речевого дефекта, так и психо- моторные особенности каждого ребенка. Она должна включать :
- развитие речевого дыхания ( дифференциацию носового и ротового
вдоха и выдоха) ;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие слухового внимания;
- работу над правильным звукопроизношением (постановка,
автоматизация и дифференциация звуков) ;
- развитие голосовой функции речи ( умеренного темпа речи,
плавности произношения, интонационной выразительности речи) ;
- развитие ритмико-мелодической стороны речи ;
- развитие тонкой мускулатуры пальцев рук ( пальчиковая гимнастика);
- развитие активной речи ( общение , совместные действия) ;
- формирование грамматического строя ;
- обогащение словаря для развития связной выразительной речи ;
- предупреждение дисграфии, дислексии .
Учитывается также и прогноз дальнейшего психо-моторного, речевого, психосоматического развития детей с ОВЗ.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, осуществляется комплексное обучение и влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья, активизируются все компенсаторные процессы, развиваются реабилитационные возможности. Тем самым обеспечивается нормализация речевых, двигательных, психологических функций и обеспечивается адаптация детей с ОВЗ в современном обществе.


















Подготовила : Леоничева Е.В.

























15