Роль личности преподавателя в повышении эффективности и качества урока.

Роль личности преподавателя
в повышении эффективности и качества урока.

Уважаемые коллеги, после предложения руководства выступить сегодня на таком ответственном и уважаемом форуме, первым моим порывом было отказаться от выступления в силу малого педагогического опыта и времени пребывания в коллективе.
Затем решила в процессе подготовки к выступлению намеренно углубиться в содержание такой насущной и актуальной темы.
Понимаю, что независимо от своего возраста и опыта работы на каждом уроке должна постараться не просто выполнять требования учебной программы. Должна переработать и подать материал так, чтобы ребята, которые пришли учиться с желанием и энтузиазмом, не утратили постепенно этот энтузиазм и интерес к учёбе, научились ставить вопросы, перспективные цели, предлагать нестандартные способы решения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.
И немаловажно помочь развиться интересу к познанию тем ребятам, у которых пока одна мотивация – получить диплом, у которых слабая заинтересованность в успехах, слабые знания школьной программы, превалирует нежелание учиться.
Симон Львович Соловейчик выделял три силы, заставляющие человека учиться: «Младшим школьником движет сила послушания, средним, подростком – сила интереса, старшим – сила цели», к чему мы должны стремиться в работе со студентами.
Все мы прекрасно знаем, что система знаний, ее возможности воспринимаются студентами в преломлении индивидуальности педагога, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Компетенция педагога, его личностные качества, умения, увлечённость предметом, отношение к делу, так или иначе, влияют на ход образовательного процесса, его эффективность. Собственно всё сказанное совсем недавно определило выбор профессии и мной.
Зёрна любви к познанию, к техническим наукам посеяли в моей душе сначала родители, затем талантливые педагоги физико-математического класса при политехническом университете, а в СГУ умелое, интересное и талантливое преподавание математики Фирстовым Виктором Егоровичем окончательно связали меня с этой увлекательной наукой, и информатикой. Хотелось бы со временем увлечь и уже своих студентов любовью к математике.
На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что обучение у нас доминирует над учением. Мы контролируем, информируем, оцениваем, ино
·гда увлекаемся объяснительно-иллюстративным способом преподавания.
Вместе с тем для повышения эффективности и качества уроков наряду с обязательным применением технических средств обучения, применением проблемного, развивающего характера построения уроков, необходимо стремиться сделать студентов активными участниками учебного процесса.
У студентов должна быть свобода выбора задания, уровня его сложности. В дидактической норме принято, что каждая учебная тема должна подвергаться рассмотрению под пятью разными углами зрения. Такое многообразие этапов работы служит необходимым условием разноуровневой системы обучения, позволяющей разным студентам учиться по-разному, но обеспечивающей каждому доступные и необходимые основы знаний.
У студентов должна быть возможность в получении
своевременной помощи по каждому блоку учебного материала (по базовому, дополнительному и новому блоку знаний). Помощи от преподавателя, от однокурсников, от учебных пособий. Это позволяет студентам чувствовать себя спокойно, двигаться вперёд уверенно.
А если учесть, что у некоторых наших студентов первого курса есть существенные пробелы в знаниях по математике в пределах школьной программы (например, понятие подобных чисел, порядок действий с «+» и «-» числами и т.д.), то помощь им нужна просто неотложная.
Наша задача – обучить студента, укрепить чувство человеческого достоинства, уважения к себе и другим. У него есть право и на незнание, и на обучение. Это обязанность преподавателя – знать, как помогать студенту, чтобы тот научился, ощутил успех.

У меня предложение: разработать анкету и провести исследование среди студентов по изучению мотивации поступления в колледж, выбора ими профессии, а с результатами исследования ознакомить всех преподавателей для использования в их практической работе с каждым студентом.

Александр Сергеевич Пушкин глубоко преклонялся перед своим учителем Царскосельского лицея Александром Петровичем Куницыными и посвятил ему следующие строки:

Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Заложен им краеугольный камень.
Им чистая лампада возжена!

Зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого зачастую и выступает наставник, преподаватель, педагог.








Пахомова А.А.



15