Научная статья на тему Роль диалогового обучения в повышении эффективности урока


Кабдрахманова Гульзада,
учитель истории СШ №26 с.Маншук
Целиноградского района
«Роль диалогового обучения в повышении эффективности урока»
Образование вне диалога превращается
в искусственную, мертвую систему.
М.М. Бахтин
Я хотела бы поделиться своим опытом по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение», так как именно пройдя курсы третьего(базового) уровня произошли изменения в моей педагогической деятельности.
Диалог на уроке – это особое дидактика – коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическом способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания (1).
Результаты научных исследований показали важность диалога в классе. Исследования ученых Мерсера, Литлтона и Барнс показывают, что именно вступая в диалог ученики хорошо осваивают материал и что совместная работа приводит к интеллектуальному развитию. Обучаясь на курсах третьего базового уровня я сама в этом убедилась. Именно работая в группе, вступая в кумулятивные, исследовательские типы бесед я освоила теорию Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстана третьего(базового) уровня.
Так же я поняла то, что человек развивается только тогда, когда он сам активен и вовлечен в процесс обучения.
На традиционных уроках в основном активен учитель. Учитель дает ученику готовые знания. Традиционная методика преподавания не дает возможности ребенку развиваться, высказать свое мнение, глубоко понимать предмет. Хочу привести в пример «Пирамиду обучения» - результаты исследований, предложенный ЮНЕСКО. В этой пирамиде мы видим, средний процент удержания полученной информации учениками, то, что именно через передачу знаний ученики могут запомнить 90% полученной информации.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию учениками своих идей;
помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. ( 2)
Поэтому целью внедрения данной модули в процесс преподавания и обучения является когнитивное развитие учеников, умение слушать других, выделять главное в тексте, глубокое понимание предмета.
С этой целью я стала использовать на своих уроках диалоговое обучение. На своих уроках стараюсь создать коллаборативную среду в классе, дать позитивный настрой на урок, чтобы каждый почувствовал свой успех, свой вклад в получении знании.
А также я начала уделять время на физ.минутки, они помогают снять напряжение, раньше я думала, что физ.минутки нужны только в начальных классах, а теперь убедилась в том, что физ.минутки нужны всем во время умственной работы.
На третьем этапе обучения для прохождения практики я выбрала 8 класс.
В этом году продолжаю работать с ними по Программе третьего уровня. Как я использовала диалог на уроке?
Во-первых, если они раньше получали готовые знания, то теперь я даю возможность учащимся самим прочитать и понять текст. По новой теме стараюсь дать информацию из дополнительных ресурсов, показываю видео материалы.
После просмотра видео материала спрашиваю мнение учеников и задаю вопросы для расширения беседы.
Использовала стратегию «мысль по кругу», ученики учились рассказывать друг другу. В первое время были трудности, так как, дети не привыкли обсуждать тему на уроке друг с другом. Учащиеся привыкли рассказывать только учителю, т.е. диалог был только между учеником и учителем, а теперь им было предоставлено возможность поделиться информацией друг с другом. В первое время ученики не могли свободно рассказывать друг другу полученную информацию, разговаривали шепотом. Была боязнь ошибиться и все время смотрели на меня, были не уверенными. Старались рассказать полученную информацию не друг другу, а мне. Но я в свою очередь не вступала с учащимися в беседу и не исправляла ошибки, а просто наблюдала и направляла их. Используя диалоговое обучение на своих уроках, заметила, что учащиеся научились вести диалог, слушать и слышать друг друга. Радует то, что ученики вступают в исследовательский тип диалога, т.е., все активно слушают, где-то исправляют ошибки, дополняют друг друга, обмениваются мнениями.
Учащиеся научились высказывать свои точки зрения, не боятся отвечать, появилась ответственность за свое обучение, так как они понимают, что после прочтения текста должны объяснить друг другу в группе.
После рассказов, даю следующее задание, например, составить концептуальную карту, кластер. Здесь им тоже надо работать совместно, выделить основную идею, а так же в совместной беседе принять решение. Составляя кластер, концептуальную карту, «рыбный скелет», сюжетную таблицу, составляя вопрос друг другу и отвечая на них они учатся вести беседу . Ведь именно используя диалоговое обучение можно вовлечь всех учащихся в учебный процесс. Таким образом, у нас состоялся диалог не только между учителем и учеником, но и между учениками, что помогает им легко освоить материал. Меня очень радует то, что учащиеся данного класса стали активными, они разговаривают, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками, объясняют друг другу.
На уроках я старалась использовать и другие модули Программы, так как все модули взаимосвязаны друг с другом и помогают развивать познавательную активность учащихся.
Я поняла, что мне надо развивать в первую очередь критическое мышления в детях. Но для этого мы сами учителя должны критически мыслить, пересмотреть наши традиционные методы в преподавании и обучении. Хотя я раньше проходила курсы критического мышления, но не могла использовать на уроке все методы критического мышления.
Побывав на курсах третьего уровня я убедилась, что именно работая в группе, в паре можно хорошо освоить материал. И что, диалоговое обучение, методы критического мышления, использование ИКТ помогает глубоко понять материал. Я увидела минусы в своей педагогической деятельности. Я поняла, что надо меняться самой, быть открытой для новых идей. Как утверждает Пажарес, при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее внимание, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе.(2)
Стала уделять особое внимание вопросам, которые задаю сама и составляют дети.
Ученики и раньше могли сами составить вопросы для закрепления темы, но это были «тонкие вопросы», на которых есть готовый ответ, а теперь хочу научить детей составлять и «толстые вопросы», которые развивают логическое мышление.
Исследования показали, что вопросы «низкого порядка» направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные».Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом (2). Поэтому для себя решила, что буду использовать больше на уроке открытые вопросы.
При получении ответа на вопросы стараюсь не делать ошибки, которые делала раньше. Стараюсь не забывать, что ученикам надо дать время на обдумывание ответа.Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому (2).
Я заметила, что детям интересно работать в группе, в парах, каждый может проявить себя. Дети стали открытыми, свободными, самостоятельными. И самое главное у них появился интерес к учебе. При чтении текста стали обращать внимание на осмысление текста.
Они могут вступать в диалог, выслушать другого, помогать друг другу, находили пути решения, в жизни эти качества им понадобятся. Ведь в современном мире нужны люди, которые умеют сотрудничать, знают как решать возникшие вопросы, проблемы.
В целом если посмотреть каждый из семи модулей Программы, особенно диалоговое обучение помогут нам раскрыть, развивать детей. И нужно использовать их систематический, только тогда мы можем достичь своих целей. Никто из детей не останется в стороне и каждый почувствует, что он нужен, что он может помочь кому-то.
Самое главное появились доверительные отношения, атмосфера добра. Убедилась в необходимости продолжать работу в этом направлении. «Новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение» поможет эффективному освоению предмета.
Использованная литература
1.О.И.Горбич/ Диалоговые технологии обучения русскому языку
2.Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012