Из опыта работы Формирование коммуникативно-социальной компетенции на уроках английского языка


Формирование коммуникативно-социальной компетенции на уроках английского языка.
(из опыта работы учителя англ.яз. Л.А.Федуловой)Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
1. Среди многообразия педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, для меня наибольший интерес представляет проектная методика, так как она, по моему мнению, является наиболее эффективной в развитии коммуникативно-социальной компетенции. Эта методика – один из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка.
Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к предмету. Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. В работу над проектом вовлекаются все учащиеся класса.
В проектной методике реализуются такие идеи как разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и так называемый эгофактор (возможность говорить о том, что школьники думают, о своих планах). Задания, ситуации затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, таким образом реализуется личностно-ориентированный подход.
Проект можно использовать при изучении любой темы, с его помощью можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас, закрепить изученный материал, обобщить знание по теме.
Проект дает возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя, независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.
Эту методику я начинаю применять с начального этапа обучения английскому языку, т.е. со 2 класса. После того, как изучен алфавит, ребята рисуют и пишут книгу «The ABC», затем делают забавные закладки с загадкой о любом животном, пишут книгу-раскладушку о своем друге.
В 3-4 классах учащиеся ребятам очень нравится создавать карнавальные костюмы, рисовать жилище Хоббита, писать прогноз погоды на ближайший месяц, составлять список продуктов для празднования дня рождения, придумывать рекламу для одежды, которую надо срочно продать, рисовать и разговаривать с инопланетянином.
В 5-9 классах учащиеся с удовольствием выполняют следующие проекты: «Проблемы животных», «Мои летние приключения», «Зеленое дерево», «Календарь праздников», «Рецепт семейного фирменного блюда» и др.
В 10-11 классах учащиеся создают проекты «Музыкальная группа», «Молодежная организация», «Идеальное государство всеобщего благосостояния», «Добро пожаловать в Россию», «Пожелание школе и учителям» и др.
Учащиеся любят рисовать комиксы, придумывать пазлы, кроссворды, ребусы.
2. Главной задачей школы является воспитание, развитие и образование личности. Особенно важным в школьном возрасте является процесс социализации подростка. На уроках иностранного языка такой процесс осуществляется через ролевые и деловые игры, в которых учащиеся выступают в конкретных социальных ролях, вырабатывают решения, подходят к результату, целью которого является нахождение правильного решения на конкретный социальный вопрос в ситуации, наиболее распространенной в реальной жизни. Это помогает учащимся адаптироваться в окружающем обществе, приобретается опыт общения.
Ролевая игра может применяться на любом этапе обучения. Но обычно используется на заключительном или обобщающем уроках, поскольку игра требует свободного владения материалом, создание оригинального продукта. На начальном этапе обычно используется имитационная игра. Создаются конкретные ситуации общения (магазин, библиотека, вокзал, вечеринка и т.д.) и учащиеся, используя схемы общения, наполняют их собственным лексическим и смысловым содержанием.
На более продвинутом этапе используется непосредственно ролевая игра. Роли учащиеся не заучивают, а используют изученный материал, дополняя его по-своему, дают оценочные суждения.
При ролевой игре ситуация должна быть максимально приближена к жизни, действия участников должны быть коллективными (т.е. реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого), должна быть доброжелательная атмосфера.
Ролевые игры стараюсь применять во всех классах со 2 по 11.
Например, в 6 классе при изучении темы «Зоопарк» использую такие игры:
1. Ты – работник зоопарка: 1) дай рекламу вашего зоопарка по радио;
2) расскажи о животных зоопарка в телевизионной программе
«В мире животных»;
3) напиши сценарий фильма о животном для телевизионной программы;
2. Вы – директора разных зоопарков. Обсудите проблемы ваших зоопарков на совещании.
В 8 классе ролевая игра «Почему английский язык так популярен?»
В конференции принимают участие американский бизнесмен, русский переводчик, английский историк, индийский студент, канадский журналист.
В 10 классе ролевая игра «Проблемы молодежи». В летнем молодежном лагере проходит ток-шоу с участием представителей разных групп и организаций: хиппи, панки, байкеры, рейверы, скауты, молодые фермеры, защитники окружающей среды, волонтеры.
В 11 классе ролевая игра «Суд подростков». Учителя, ученики и суд подростков обсуждают проблему курения в школе.
В таких играх нет пассивных наблюдателей, все учащиеся стараются принять участие в силу своего опыта.
Я считаю, что использование проектов и ролевых игр на уроках ведет к повышению мотивации в изучении иностранного языка и, как следствие, повышению уровня знаний.