Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Муниципальная средняя общеобразовательная школа
№4 г.о. Тейково Ивановской области»



Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс






Разработала:
Марина Валентиновна Грущак
МОУ «МСОШ № 4 г.о.Тейково»
учитель начальных классов
стаж работы 26 лет
первая категория










2012 г.


Тема: Дружба.
Цели:
Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные: Формирование понятий «друг», «дружба»; осознание ценности человеческой жизни. Задачи: На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; воспитывать честность, доброту, чувство дружбы, товарищества. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы и виды учебной деятельности
Беседа, самостоятельная работа с источниками информации

Основные термины и понятия

Добродетельные отношения. Дружба, избирательность.


Оборудование
Мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература.


Планируемые
результаты изучения материала
понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


План урока
1. Организация деятельности учащихся
Дети становятся в группах в круг.
-Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение “Аплодисменты по кругу.
Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются ” (После приветствия все садятся на свои места.)

Тему урока вы, узнаете, если внимательно прослушаете, стихотворение,
ДАЙ БОГ
Дела, дела Забот круговорот,
И душу непрестанно что-то гложет
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто просто так, по-дружески, поможет.

Болезнь без приглашения придет,
Несчастье тоже - в дверь стучать не станет
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто вытянет, поддержит, не оставит

Грех сладок и прилипчив, словно мед:
Запачкался - и в жизни не отмыться
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто не позволит грешному свершиться.

Проходят чередой за годом год,
Цветение садов сменяет вьюга
Дай Бог, чтобы всегда был рядом тот,
Кого ты называешь просто другом

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Перед вами лежат два листа и два фломастера: черный и красный. На одном нарисуйте маску здорового человека, на другом – больного.
Звучит песня “Улыбка”.
- В чем различие?
(Больного нарисовали черным, а здорового – красным. Красный, значит красивый. Он улыбается, глаза сияют, щеки горят).
- Главное отличие – это улыбка. Улыбка – признак не только физического, но и духовного здоровья. Вы, наверное, слышали “У меня душа болит”. У такого человека значит, что-то случилось: может, его обидели, может, он поссорился с другом
А ведь улыбка – признак добра, любви, дружбы.
Не зря и в песне поется:
“Дружба начинается с улыбки”.

На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто..»
- Продолжите предложение.
-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, уметь дружить, т.е. дружно жить. Так что же такое дружба? ( Мозговой штурм).
(Предполагаемые ответы детей: дружба это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным , разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным);заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку, помочь с уроками. )
Работа со словарем.
- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С.И. Ожегова (Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)
Работа с учебником.
- А теперь мы узнаем еще одно мнение о понятие дружба, прочитаем в учебнике на с.32, 2 абзац,
- Правильно, ребята. Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать что – либо хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:
Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит. Вот, что значит Настоящий верный друг.

Работа в группах.
Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»
Дружба:
1.
2.
3.

Работа с учебником. Проверка.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Что вы можете по ней рассказать?
-« Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

Чтение текста учебника страница 32- 33
- Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:
«+» - знаю
«V» - новое
- О чем прочитали?
- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.
- Что нового определили для себя из текста?
- Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33.
- С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему?
-Послушайте, как о дружбе говорят поэты. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Что такое дружба»)
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

-А считаете ли вы что дружить должны все на свете?
- А кто это все на свете? - Почему должны дружить все на свете?
-Действительно, как сказал древний философ Цицерон « Без истинной дружбы жизнь - ничто»
- Давайте обратимся к народной мудрости.
- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях.

Работа с учебником.
Прочтите на странице учебника. Как понимаете?
- Какие знаете пословицы и поговорки? ( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)
-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?
- Какие знаете пословицы и поговорки?
Игра «Собери пословицу».

Работа в группах.
(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)
1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Друг верен, во всем измерен.
Друг познается при рати да при беде.
2 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы
Друг- ценный клад, недругу никто не рад.
Друга иметь – себя не жалеть.
3 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Друга на деньги не купишь.
4 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружный табун волков не боится.

- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба - это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.
Друг поймет, и друг простит. Он поддержит, защитит. Будет рядом он всегда, Если вдруг придет беда, Будет рядом он сидеть, И в глаза твои глядеть. Скажет слова простые, Но зато родные.

Контроль за усвоением знаний учащихся.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
- Почему покраснели Маша и Таня?
- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?
Вывод:
Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
- Как вы считаете, интереснее жить с друзьями или без друзей?
(С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь грустно).
Работа в группах.
Игра, в которую я предлагаю сейчас сыграть, называется “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. Перед вами слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.
Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.
-Каждой группе выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг?
-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?
- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

Рефлексия.
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: насколько вы – настоящий друг.
- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
- Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Возьмите эти листочки, скомкайте их, положите их в это ведро, а я их сожгу. Бумага сгорит, и мы будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- А от кого это зависит?

Итог урока.
-О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.


Домашнее задание
Задание на дом:
Написать рассказ о своем друге.
Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение.
Подобрать иллюстрации по теме урока «Настоящий друг»


Источники информации (школьные и внешкольные)
Диски мультимедиа, толковые словари











М.В.Грущак


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




 
·