Рабочая тетрадь Инновационные образовательные технологии в преподавании математики

1. Впишите в таблицу все ассоциации, которые у вас возникают при произнесении словосочетаний «педагогические техники» и «педагогические технологии».
Педагогические техники
Педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает преподавателю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Педагогическая техника – это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель.
Педагогическая техника рассматривается как совокупность рациональных средств, умений и особенностей поведения преподавателя, направленных на эффективную реализацию выбранных им методов и приемов учебно-воспитательной работы с учеником, ученическим коллективом согласно цели воспитания, объективных и субъективных предпосылок.
К основным компонентам педагогической техники относятся: умение общаться вербально (культура и техника речи); умение общаться невербально (мимика, пантомимика, внешний вид); умение управлять своим психофизическим состоянием (дыхание, напряжение мышц, эмоции, внимание, воображение, наблюдательность).

Педагогические технологии
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.


2. На основе предыдущего задания определите общее и различное между педагогическими техниками и педагогическими технологиями. Заполните схему, выделяя общие между техниками и технологиями (двусторонние стрелки) и отличные характеристики (разносторонние стрелки).
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогической техникой. Совершенное владение педагогической технологией и есть техника. Но педагогическая техника, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя оно  и не ограничивается только операционным компонентом. Известно, что педагогическая техника сугубо индивидуальна, потому мастерство нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и техники, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями.

Если в техниках прописывается деятельность учителя на уроке, то в технологиях обучения, как правило, описана деятельность самих учащихся.
В технике, в основном, ориентация на результат обучения, а в технологии – на процесс обучения.
Если техники имеют мягкий, рекомендательный характер, то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.
Технологии носят более универсальный характер, они воспроизводимы. Техника же  - более индивидуализированная совокупность приемов и способов обучения. Она зависит от личности учителя, его темперамента и умения.
Техника предусматривает доминирование специфики предмета, акцент на качественное своеобразие учебной информации. Технология – доминирование универсальных связей предметов, акцент на целостно-мировоззренческие структуры образовательной системы.

3. Впишите в таблицу все ассоциации, которые у вас возникают при произнесении словосочетаний «инновационные технологии» и «традиционные технологии».

Инновационные технологии – это...
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.
Педагогические технологии,  ставшие популярными в последнее время: ИКТ – технологии, ТРИЗ, интерактивные технологии, проектная технология, метод проектов, исследовательская технология или технология проведения учебных исследований, АМО и технология модерации, здоровьесберегающие технологии и т.д.
Традиционные технологии это..
технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии преподаватель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
- репродуктивные педагогические технологии - предполагают организацию деятельности репродуктивного характера: алгоритмические действия или действия по точно описанным правилам, инструкциям, в известных условиях.
Организационными формами обучения при этом являются:  урок - лекция, комбинированный урок, урок - экскурсия, урок - семинар, типовой урок практического (производственного) обучения.

Методы репродуктивного обучения: словесные, наглядные, практические; задания по инструкциям; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т. д.



2. Проанализируйте свои записи, сформулируйте основные критерии, по которым различаются традиционные и инновационные технологии, и заполните концептуальную таблицу.


Критерии сопоставления
Тип
технологии
формулировка когнитивных целей урока
ведущая деятельность учащихся на уроке
контроль
Возможности передачи и заимствования другими педагогами
Гарантия достижения планируемых результатов

Традиционные технологии
Через свою собственную деятельность или через изучаемое содержание.
Слушание учителя и более успешных учеников; наблюдение за действиями других.
Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни) и итоговый в конце темы.
Ограничены. При изучении чужого опыта может быть принята педагогическая идея, а чаще – перенимаются отдельные приемы работы.
Трудно ответить однозначно, поскольку цели определяются неконкретно.


Инновационнные технологии
Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока или изучения всей темы.
Деятельность по освоению действий, владение которыми являются когнитивной целью урока.
«Встроенный» в процесс, поэлементный и обеспечивающий обратную связь.
Велики, поскольку в основе технологий лежат научные теории, а наука универсальна и объективна. В технологиях слабо проявлены личностные качества их авторов.
Да. Если не так, то технология пока не освоена преподавателем и учащимися, или для ее применения нет соответствующих условий.





3. Заполните предлагаемую схему необходимыми, на ваш взгляд, компонентами технологической компетентности педагога. При желании можно дорисовать и заполнить недостающие «кружки».





































4. Заполните таблицу "Знаю - Узнал": в первом столбике перечислите инновационные педагогические технологии, которые Вам известны на начальном этапе курсовой подготовки. Во втором - Вы будете вписывать технологии, с которыми будете знакомиться впервые.


Знаю
Узнал

игровые технологии
теория решения изобретательских задач

технология мастерских
кейс-метод

технологии развития критического мышления (ТРКМ)
технология «Дебаты»

технология проектной деятельности


технология проблемного обучения


ИКТ-технология













5. Назовите педагогические игры, которые вы часто используете на своих уроках, с кратким пояснением, почему именно они вам необходимы.


Название игры
Обоснование выбора игры

Игра-путешествие. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»).
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны.

Игры-загадки.
Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им.

Игры-беседы (игры-диалоги).
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Игры-предположения.
«Что было бы?» или «Что бы я сделал», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент.

 Деловой театр.
Ученики мобилизуют свой опыт, знания, навыки, вживаются в образ определенного лица. Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы. 

6. Кратко сформулируйте основную идею игровых технологий и впишите свое мнение в правый столбик таблицы.
Основная идея игровых технологий заключается в ....
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения, которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
       Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
       В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
        Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету. Желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов, самоконтроля и самооценки.
 Специфическое влияние игровых приёмов и игровых элементов позволяет преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость и отчуждённость в коллективе сверстников.
Игра важнейшее средство воспитания школьников. Игра деятельность спонтанная, непринужденная. Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для эффективного достижения образовательных результатов и социализации ребенка.






















7. Составьте кластер основных функций игровых технологий и схематично нарисуйте логически взаимосвязанные "гроздья", отходящие от опорного понятия с помощью стрелок.












8. Назовите ведущие идеи технологии мастерских и прокомментируйте их во второй графе.
Ведущие идеи технологии мастерских
Комментарий

"Вызов традиционной педагогике".


Мастерская – это технология, при помощи которой учитель вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. 

Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.
Формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. Приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе. 


"Все способны!".
Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени. 


Интенсивные методы обучения и развития.
Мастерская - одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации.

Новый тип педагога.
Учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов. Позиция ведущего мастера  это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

Пафос изложения педагогических идей и точный расчёт психологического воздействия.
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.


9. Продумайте содержательное наполнение технологических этапов мастерской по Вашему предмету.
Этап мастерской
Содержание этапа (тезисно)

1. Индукция
В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание. Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.

2. Самоконструкция
Переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог обеспечивает фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

3. Социоконструкция
Формирование пар на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов. Происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены.

4. Социализаци
Процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Поддерживается атмосфера сотрудничества, взаимопомощи.

5. Афиширование
«Презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. Основная задача этапа – обеспечить, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

6. Разрыв
 Каждый участник мастерской осознаёт разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.

7. Рефлексия
Предоставляется каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.


10. Сопоставьте традиционный и критический типы мышления.
Традиционный тип мышления
Критический тип мышления

Доверие к информации
Допущение разных трактовок информации

Объединение понятий по ассоциации
Понимание принципов, механизмов

Предположение без достаточных оснований
Построение гипотезы

Случайная группировка фактов, явлений
Обоснованная классификация фактов, явлений

Высказывание неаргументированного мнения или суждения на основе догадки
Высказывание аргументированного мнения

Стихийное предпочтение
Взвешенное, оценивающее суждение

Формулирование суждений без опоры на критерии
Формулирование суждений на основе критериев

Спонтанная формулировка выводов
Логическая формулировка выводов как следствие предварительного критического анализа фактов или явлений

Хаотичность, разброс мыслей.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Мысли могут остаться на уровне высказываний.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.



11. Прочитайте предложенный ниже текст и с помощью приема "Insert" ("Заметки а полях") проанализируйте информацию, в нем заложенную, помечая значками каждый абзац. После этого заполните маркировочную таблицу.
Текст для прочтения
Поле для значков-маркеров

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья.
Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя.
Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты).


+






?






V









Маркировочная таблица
V
+
-
?

Именно благодаря тому, что американское образование очень дорогое, оно отличается высоким качеством. Американцы привыкли влезать в банковские долги или всю жизнь копить на учебу для своих детей. Поэтому большая часть жителей США, взяв образовательный кредит, сто раз подумает перед тем, как подать документы в университет.
В Америке нет единых стандартов образования. Каждый штат самостоятельно контролирует качество образовательных программ в средних школах.

Образовательные программы, и их итоговая оценка, отличаются в зависимости от местоположения школы.
Советы разных школьных округов придерживаются различного мнения насчет того, какое количество академических часов нужно отводить на изучение этих предметов.
Верно ли, что, содержание и объем учебного материала, уточняются в школах самими преподавателями?




12. На основании предложенного выше текста разработайте разные типы вопросов на основе приема "Ромашка Бума" и впишите их в таблицу.















Типы вопросов
Примеры

1. Простые вопросы вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"
Кем и как разрабатываются учебные планы и образовательные программы для учащихся средних школ в США?

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что?" "Если я правильно понял, то ?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся
Верно ли, что в Америке Единых стандартов в системе школьного образования не существует и качество образования зависит от штата, в котором проживает семья?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности
Почему высшее образование в США считается качественным?

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"
Что изменилось бы в Российском образовании, если бы учебники и другая учебная литература уточнялась преподавателями, как в Америке? Как вы думаете, каким образовательным целям служит такое разнообразие учебных программ и учебной литературы в американских школах?

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Как вы относитесь к тому, что американским студентам приходится подрабатывать во время обучения?

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Как можно оценить успехи учащихся средней школы, если требования в различных школах так отличаются друг от друга?

13. Смоделируйте "тонкие" и "толстые" вопросы (не менее 10) по конкретной теме вашего предмета и впишите их в таблицу.
Предмет, тема урока
"Тонкие вопросы"
"Толстые вопросы"

Математика
«Треугольник»
Назовите самый простой многоугольник.
Что такое периметр треугольника?
Может ли в треугольнике быть два прямых угла?
Чему равна сумма углов треугольника?
Существует ли треугольник, все углы которого больше 70 градусов?
Верно ли, что у равнобедренного треугольника все стороны равны?
Как называется треугольник, у которого углы при основании равны?
Что такое катеты треугольника?
Как называют сторону, лежащую напротив прямого угла треугольника?
Как называется треугольник с тупым углом?

Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство.


4. Начертите два разных прямоугольных треугольника, площади которых равны 3 клеткам.
5. Объясните, какие треугольники называются равными?
6. На сколько треугольников разбивается выпуклый шестиугольник отрезками, соединяющими какую-либо его вершину с остальными вершинами шестиугольника?
7. В чём различие равных треугольников от подобных?
8. Объясните, почему треугольник, стороны которого равны 3, 4 и 5, называется египетским?
9. Объясните, почему не существцет треугольника со сторонами 8 см, 8 см, 20 см?
10. Почему о треугольнике говорят, что он жёсткий?


14. Напишите дидактический синквейн на тему "ТРКМ".
№ строки
Построчный алгоритм
Синквейн

1
Одно существительное (или аббревиатура), обозначающее тему синквейна
мышление

2
Два прилагательных или причастия, обозначающих существенные признаки предмета или явления
традиционное, критическое

3
Три глагола, выражающих наиболее существенные функции предмета или явления
анализирует, формирует, развивает

4
Фраза из четырех слов, выражающая личное мнение или отношение автора синквейна к изучаемому явлению или событию.
NB! Самая творческая строка!
способность к преображению действительности

5
Одно существительное, обозначающее суть рассматриваемого предмета или подведение его под более широкую категорию
деятельность





15. Напишите принципы технологии ТРИЗ и дайте им краткую характеристику.
Принципы технологии ТРИЗ
Характеристика

Принцип объективности законов развития систем.

Строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Таким образом,
сильные решения это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Любая система развивается заранее определённым способом.

Принцип противоречия
Под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Соответственно, сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.

Принцип конкретности
Каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними теми, на которых строится система, и внешними той средой и ситуацией, в которой находится система.
Сильные решения это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.








16. Ответьте на вопрос, в чем заключается разница между изобретательскими и исследовательскими задачами.

Изобретательские задачи  это задачи, в которых требуется найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно. Изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: «Как быть?». При решении изобретательской задачи грамотного применения традиционных знаний, умений и навыков, как правило, недостаточно. Необходим «инсайт», озарение, догадка, облегчить появление которых призваны алгоритмические процедуры. Исследовательской мы считаем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как это происходит? Почему это происходит? Обычно при решении исследовательской задачи возникает набор ответов-гипотез.


17. Определите тип задач и в соответствии с этим предложите свой вариант ответа.

Исследовательская задача
Изобретательская задача

Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?
Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться  опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.

 

18. Охарактеризуйте пять уровней творчества в ТРИЗ.
Уровни творчества
Характеристика уровня

Первый уровень творчества.
Объект принципиально не изменяется, остается таким как есть. Изменению подвергаются вспомогательные элементы объекта. Для первого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия.

Второй уровень творчества.
В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия. Для второго уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, т.е., если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов.

Третий уровень творчества.
В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Для третьего уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой, то есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения берутся, например, из гидравлики, теплотехники, и т.п. Как правило, решения третьего уровня творчества связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов.

Четвёртый уровень творчества.
В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия.
Для четвертого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов.

Пятый уровень творчества.
Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, т.к. они сами порождают новую науку, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику и. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень творчества  это удел избранных.


19. Каким требованиям должен соответствовать хороший кейс? Впишите Ваши варианты ответа в пустые кружки. При необходимости дорисуйте новые и заполните их.





































20. Назовите и охарактеризуйте, как минимум, шесть форматов работы с кейсом

Формат
Описание

1. Учитель – ученик «Перекрестный допрос»
Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.

2. Учитель – ученик. «Адвокат».

Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.

3. Учитель-ученик. «Гипотетический формат».

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию.

4. Учащийся- учащийся: конфронтация и/или кооперация.

В данном формате дискуссия ведется между учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

5. Учащийся- учащийся: «Играть роль».
Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

6. Учитель- класс: «Безмолвный формат».
Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

21. Напишите аргументированное мини-эссе "Учительские стратегии при использовании кейс-технологии" (5-10 предложений).
Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».
Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав ученика.
При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать «активную» или «пассивную» роль. Иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие». «Разбирая «кейс» в классе, я обычно рассказываю, какое решение считаю правильным, а потом прошу студентов найти в моей точке зрения слабую сторону. Это помогает им выработать собственный взгляд на проблему», – говорит Питер Экман.

22. Дайте четкий ответ на вопрос: чем проблемное задание отличается от проблемной задачи?
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Проблемное задание - это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию. В процессе выполнения заданий у учащихся выявляются затруднения, возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи.
Средством создания проблемной ситуации может служить проблемная задача. Приняв проблему к разрешению и словесно её оформив, т. е. отделив известное от неизвестного, обучающийся имеет перед собой проблемную задачу, в процессе разрешения которой и происходит приобретение и усвоение нужных знаний и практических умений. Проблемная задача  это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
23. Смоделируйте по своему предмету (с указанием конкретной темы) проблемное задание и проблемную задачу, логически взаимосвязанные между собой.

Предмет, тема урока
Проблемное задание
Проблемная задача

Математика.
Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».
















Тема «Проценты»
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л  воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  











В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?  
Проблема: несоответствие  единиц измерения.
Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.


В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса, в котором обучается 28 человек – 50% учащихся, а из 5 «б», в котором обучается 35 человек - 40%. Какое количество участников из каждого класса?
Проблема: не знают понятие процента.
Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод.

24. Определите функцию и место проблемной ситуации на уроке в виде развернутого письменного ответа.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту функцию и выполняет проблемная ситуация. Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека.
Проблемная ситуация может возникнуть на уроках тогда, когда учитель намеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Намеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно, рассказав им об интересном явлении или опыте. Проблемную ситуацию учитель может создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных.

25. Заполните таблицу, соотнося тип проблемной ситуации с типом противоречия, лежащего в ее основании. Подберите приемы, способствующие созданию определенного типа проблемной ситуации.

Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации

«С удивлением».

Между двумя (или более) положениями.


Прием 1: Неожиданность. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.



Прием 2: Конфликт. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.



Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.


Прием 3: Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.



Приём 4: Неопределенность. Данная ситуация представляет собой неоднозначные решения в виду недостаточных или лишних данных.

«С затруднением»
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Прием 5: Не могу. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.



Прием 6: Несоответствие. Дать практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.


Между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Прием 7: Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.



Приём 8: Выбор Дается ряд готовых решений. Необходимо выбрать.



26. Проанализируйте все вопросы, задания и задачи, предлагаемые в рабочей тетради, и классифицируйте их по критерию "Уровень проблемности".

Уровень проблемности
Номера заданий (через запятую)
Обоснование классификации

уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность ученика (действия по образцу) самую низкую степень познавательной самостоятельности
4

Учитель ставит проблему, формулирует её и решает, а ученик запоминает решение проблемы

уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации
2, 7, 10, 17

Учитель ставит проблему и формулирует её, а ученик решает проблему

репродуктивно-поисковый уровень
5, 8, 11, 14, 15, 16, 18, 19, 25, 27

Учитель ставит проблему, а ученик формулирует её и решает

творческий уровень
1, 3, 6, 9, 12, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 26

Учитель проводит общую организацию, контроль и умелое руководство, а ученик осознает проблему, формулирует ее, решает проблему



27. Охарактеризуйте педагогические достоинства и недостатки инновационных технологий (не менее трех, по выбору)

Достоинства технологий
Недостатки технологий

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.


Преимущества ТРКМ.
-работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
-усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
-появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
-повысить самооценку ребёнка.
Информационные технологии обучения
наглядность учебного материала;
возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить;
объективность контроля;
демонстрация динамических процессов, явлений;
возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;
углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Преимущества игровых технологий.
Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность их при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Недостатки ТРКМ.
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
Неправильное понимание стратегий и методов. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Сложность в подборе материала (из разных источников). Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
Большие моральные, временные и материальные затраты.


Информационные технологии обучения
требует большого времени педагога для подготовки КМО;
необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;
подготовленность учащихся к использованию ИТ.





Недостатки игровых технологий.
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.



 Прием технологии ТРКМ - работа с текстом, нацеленная на его рефлексивное прочтение (т.е. соотнесение содержания с имеющимися знаниями, представлениями, личностным опытом). Предполагает маркировку текста: V – уже знаю, - думал иначе; не согласен; + – ново для меня, ? – непонятно, необходимо уточнить.









13PAGE 15


13PAGE 143015



Развлекательная функция


Технологическая
компетентность
педагога


Требования к
кейсу

профессиональный – это знания, умения и навыки (компетенции) в образовательной области «Технология»

когнитивно-творческий – способность учителя заниматься самооб разованием

аналитический – способность учителя проводить детальный анализ технологической деятельности

аксиологический (ценностно-смысловой) – способность учителя вос питывать у обучаемых трудолюбие

методический – способность максимально эффективно ор ганизовывать учебный процесс с уче том индивидуальных особенностей учащихся.

рефлексивный – способность учителя выполнять анализ своей пе дагогической деятельности

прогностический – способность учителя предвидеть возможные неза планированные варианты

оценочный – способность учи теля определять качество выполненной работы

Социокультурное назначение игры

Функция коррекции в игре

Функция самореализации человека в игре.

Терапевтическая функция

Воспитательная функция


Исследовательская функция


Диагностическая функция

Познавательная функция


Основные функции
игровых технологий

соответствовать четко поставленной цели создания

иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности

иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни

не устаревать слишком быстро

иметь национальную окраску

быть актуальным на сегодняшний день

иллюстрировать типичные ситуации

развивать аналитическое мышление

провоцировать дискуссию

иметь несколько решений



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415