Сценарий мероприятия Путешествие по стране Филологии (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №9
Сценарий
открытого мероприятия
для 5-ых классов
Форма мероприятия: Урок-путешествие.
Название мероприятия: «Путешествие в страну Филологию»
Участники: учащиеся 5-ых классов.
Разработал: учитель русского языка и литературы Менглиева А.Э.
Химки
2017
Цель урока: проверить усвоение учебного материала, проверить понимание и применение его на практике, повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора обучающихся.
Задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
формирование умения работать в команде, сотрудничать;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Ребята. Все ли вы знаете, что, в нашей стране ежегодно проводится неделя русского языка и литературы?
Как вы думаете, какую цель преследует собой данное действие? А сегодня мы проводим  урок, посвященный Дню русского языка. И сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Филологии.
Филология — это совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие две команды из 5-ых классов. Каждая команда состоит из 6 человек. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои знания и умения. Но и оставшиеся учащиеся смогут не только поболеть за команды, но и принять посильное участие в конкурсах.
- представляю судейскую коллегию. Сегодня за нами следят судьи, чтобы не возникало неловких моментов. Это… .Приветствия и представление команд.
Итак, обеим командам дается время для того, чтобы подобрать название и девиз для своей команды и выбрать капитана.
Прошу команды представить зрителям на суд свое решение.
Первая команда - «Крабики»
Вторая команда - «Мимимишки»
     
Ребята, путешествие нам предстоит непростое. Перед нами карта страны Филологии. Сколько удивительных мест нам предстоит пройти, чтобы получить ключ знаний.
Остановка «Разминка».
- мы с вами двигаемся в путь, и первая остановка на нашем пути – остановка «Разминка». Время – 1 минута. Оценивается быстрота ответа и правильность.
1.Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.Сколько в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово “белый” по отношению к слову “чёрный” (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение)
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
2.Остановка «Фонетика».
Наше путешествие привело нас на остановку «Фонетика». Что изучает раздел фонетика? (звуки речи).
У каждой команды на столе лежит карточка с заданиями. На выполнение дается 2 минуты.
- вам нужно внимательно прочитать задание, и написать максимально возможное количество ответов. За каждый правильный вариант ответа дается 1 балл.
Добавьте к каждому из данных слов одну букву, чтобы получилось новое слово.
Образец: дар – [У]дар.
Стол, клад, лапа, шар, верста, ужи, кол, луг, лень, мех, метр, мыл, оса, очки, пачка, пуд, пар, рак.
Уберите одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.
Образец: ве[т]ер- веер.
Волк, брак, бусы, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, рыбак, якорь.
2А. «Фонетика для зрителей»
- для того чтобы зрители не заскучали, вам дается каждому классу лист с заданием.
Выполнение вашего задания дает команде вашего класса 6 баллов дополнительно. Количество баллов зависит от того, насколько правильно вы выполните работу.
Укажите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми:
лыжи, объем, цирк, мечта, сжаться, плащ.
За правильный ответ – 1 балл.
Указать, в каких словах все согласные звонкие:
рука, сделали, дерево, защита, посадка, звери.
За правильный ответ – 1 балл.
- время, отведенное для выполнения задания, прошло. Пока судьи проверяют правильность выполнения, мы отправляемся дальше.
3. Остановка «Морфология».
- следующая остановка, которая встретилась на нашем пути – «Морфология».
-что изучает морфология?
- это задание также лежит на ваших столах, команды. Прошу вас внимательно прочитать задание и ответить на вопросы. Время для выполнения – 2 минуты. За каждое правильное задание дается 2 балла, итого за конкурс – 4 балла.
Грамматические задания.
Подчеркните среди перечисленных слов имена существительные, определите их число, род:
учитель, выучить, двойки, преподавать, география, школа, прочитали, директор, книги, последнее, знания, плохой.
Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён существительных.
Пойти к директор…, заниматься географи…, проверить знани…, учительница истор…, преподавать географ… .Грамматические задания.
Подчеркните из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.
Голова, торчат, небольшие, чуткие, ноги, прыгает, привязана, аккуратная, привыкает, сильные, детям, острым.
Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных. Определите падеж имён прилагательных.
Небольш… уши, вооружен остр… когтем, она аккуратн…, тело мягк…, хвост пушист… .3А. «Морфология для зрителей».
- зрители также получают задание. За выполнение данного задания дается 3 балла.
«Слова – путешественники».
Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…
Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное);
Магазинов (булочная, кондитерская);
Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);
Животных (косой, вороной, пернатые);
Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные);
Профессий (рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный).
- время вышло. Просим передать выполненные работы для оценки судей и заслушаем решение по первой остановке.
Судья: итак, за первую остановку команда «_____________________» получает ____ баллов, команда «___________________________» -_______ баллов. Благодаря помощи зрителей каждая команда получает еще по ____ балла.
-спасибо нашим судьям. А пока они проверяют задания, встретившие наши команды на останове «Морфология», мы с вами двигаемся дальше.
- на этот раз наш путь по стране Филология прерывает остановка «Орфоэпия».
4. Остановка «Орфоэпия».
- кто из вас скажет, что изучает орфоэпия? (произношение слов, постановку ударения).
- конверты с заданием лежат на столах. Время – 2 минуты. За каждый правильный ответ – 2 балла. Приступайте.
Расставьте ударения.
Карточка для 1 команды: баловать, каталог, облегчим, средства, досуг, вы правы, августовский, щавель, завидно, феномен.
Расставьте ударения.
Карточка для 2 команды: звонит, квартал, приговор, повторим, исчерпать, кухонный, столяр, хозяева, закупорить, обеспечение.
4А. «Орфоэпия для зрителей». - а зрители получают задание, которое будет оцениваться по одному баллу за правильный ответ.
«Орфоэпия для зрителей»
Выпиши слова в два столбика: с твердыми и мягкими согласными на месте выделенных букв.
Академия, декада, дефис, шоссе, шинель, термин, термос, свитер, рельсы, кофе, музей, партер, контекст, диспансер, темп, тембр, теннис, тоннель, фонетика
- время вышло. Прошу передать ответы судейскому составу.
- давайте узнаем с вами, с какими результатами мы проехали остановку «Морфология».
- слово судьям.
Судья: команда «_______________» за остановку «Морфология получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов. Зрители принесли командам дополнительно по ___ балла. Общее количество баллов за обе остановки: команда «_________________________» - ____ баллов, команда «____________________________» - ___ баллов.
- теперь дадим судьям оценить результаты остановки «Орфоэпия», а сами отправимся дальше.
- и следующая остановка «Культура речи».
5. Остановка «Культура речи».
- задания, как и прежде, на столах. Время – 2 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл. За остановку – 8 баллов.
Выберите вариант, соответствующий литературной норме
1. Еще только пол- одиннадцатого, а солнце (жгет, жжет) немилосердно.
2. Женщины на реке (полоскают, полощут) белье.
3. Раздается свисток, и поезд (движется, двигается) с места.
4. (Шли, шло) триста по безлюдным улицам как будто вымершего городка.
Выберите вариант, соответствующий литературной норме.
1. Местность в последнее время (обезлесела, обезлесила) от порубок.
2. Куда (идти, пойти) учиться?
3. Живя в глуши, старик почти не (видал, видел) людей.
4. Не (кладите, ложите) локти на стол.
5А. «Культура речи для зрителей».- а для наших зрителей мы подготовили интересное задание – разгадывание метаграмм.
Метаграмма – это разновидность шарады, когда нужно заменить одну букву другой и получится новое слово.
С «м» - тебя я одеваю, с «л» - собакою зовусь,
С «ч» - над морем я летаю, с «г» - в машине нахожусь.
2.Я зверь пушной, известный всем.
Имеющий мой мех – гордится.
Но дай мне «р» на место «н»,
И мех мой в перья превратится.
3.Я цвет одинаковый часто имею:
И с «г» зеленею, и с «к» зеленею.
Но с «к» вам рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить.
1.Конечно, метаграмма эта весьма проста и несложна:
Я с «у» - далёкая планета, а с «и» - я в Азии страна.
С «б» - смертельна я бываю, с «м» - меха я пожираю,
С «р» - актёру я нужна, с «с» - для повара важна.
3.С «п» - людей я развлекаю, всякой сказки- ярый враг.
С «з» - по полю удираю от охотничьих собак.
- ну что же, время, отведенное на остановку, закончилось. Прошу команды положить свои ответы – билеты на судейский стол.
- а судей прошу огласить результаты остановки «Орфоэпия» для команд и зрителей и общий итог нашего путешествия.
Судья: за остановку «Орфоэпия» команда «_______________» получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов. Зрители принесли командам дополнительно по ___ балла. Общее количество баллов за 3 остановки: команда «_________________________» - ____ баллов, команда «____________________________» - ___ баллов.
- теперь дадим судьям оценить результаты остановки «Культура речи», а сами двигаемся дальше.
-и следующая остановка – «Синтаксис».
6. Остановка «Синтаксис».
-что изучает синтаксис?
-Подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.
1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
2.К большому терпенью придет и уменье.
3.Отольются волку овечьи слезки.
4.Игра не стоит свеч.
5. Повинную голову меч не сечет.
6.Кто пахать ленится, у того хлеб (не) родится.
7.Без первой ласточки весна не обходится.
8.Порядок время бережет.
9.Несчастья бояться- счастья не видать.
10. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Подчеркните грамматическую основу, надпишите части речи в грамматической основе.
1.Снятся людям иногда голубые города.
2.Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
3. Робко месяц смотрит в очи.
4. Звезды меркнут и гаснут.
5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
6.Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
7.В осиннике осень машет алым крылом.
8.Шелестит под ногами сухая листва.
9.Тихо дремлет река. Темный бор(не) шумит.
10. Стеной стоят желтые колосья пшеницы.
6А. «Синтаксис для зрителей»
- уважаемые зрители, вам предлагается выполнить задание, за правильность выполнения команде вашего класса будет начислено 3 балла. Неправильный ответ оцениваться не будет.
Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение):
1. Из предложения “Стеной стоят желтые колосья пшеницы” возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения “Листья падают”.
3. Из предложения “Пушкин очень любил осень” возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения “Осень щедро одаривает леса краской”.
5. Добавьте сказуемое из предложения “Весна выстлала на лугу разноцветный ковер”.
6. Из предложения “Куда ведете нас, дороги?” возьмите существительное, которое является обращением.

- ну что же, время, отведенное на остановку, закончилось. Прошу команды положить свои ответы – билеты на судейский стол.
- а судей прошу огласить результаты остановки «Культура речи» для команд и зрителей и общий итог нашего путешествия.
Судья: за остановку «Культура речи» команда «_______________» получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов. Зрители принесли командам дополнительно по ___ балла. Общее количество баллов за 4 остановки: команда «_________________________» - ____ баллов, команда «____________________________» - ___ баллов.
- теперь дадим судьям оценить результаты остановки «Синтаксис», а сами двигаемся дальше.
-и следующая остановка – «Лексика».
7. Остановка «Лексика».
- команды получают задание. Приступайте к выполнению.
Теоретические вопросы.
1. Что такое лексика?
2. Что изучает раздел языкознания - лексикология?
3. Какие значения имеет слово?
4. Что такое омонимы?
5. Примеры омонимов.
Вопросы для 3-й группы знатоков.
1. Что такое синонимы?
2. Какова роль синонимов в нашей речи?
3. Что такое антонимы?
4. Для чего употребляется антонимы в художественной речи?
5. Примеры антонимов.
7А. «Лексика для зрителей».
- наши уважаемые зрители тоже не остаются без дела. Для них мы подготовили шуточные задания.
Задание. Угадайте слово по шутливой характеристике.1.    Не цветы, а вянут; не бельё, а  их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные.
Это…2.    Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это?
3.    Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги, слова.
Это….4.    Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. Что это? 
5.    Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это?
6.    Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это?
 - спасибо командам.
- - ну что же, время, отведенное на остановку, закончилось. Прошу команды положить свои ответы – билеты на судейский стол.
- а судей прошу огласить результаты остановки «Синтаксис» для команд и зрителей и общий итог нашего путешествия.
Судья: за остановку «Синтаксис» команда «_______________» получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов. Зрители принесли командам дополнительно по ___ балла. Общее количество баллов за 4 остановки: команда «_________________________» - ____ баллов, команда «____________________________» - ___ баллов.
-теперь мы с вами оценим артистические данные капитанов команд. На следующей остановке «Фразеология» задания будут только для наших капитанов. А мы с вами поможем судьям.
8. Остановка «Фразеология».
- Задание капитанам. Первый капитан передаст значение фразеологического оборота с помощью жестов.   Второй капитан должен угадать этот фразеологизм.
Затем наоборот.
Каждый отгаданный фразеологизм оценивается в 3 балла: артистизм, понимание смысла, переданный правильно смысл. Судьи смотрят, чтобы при оценке все три критерия соблюдались.
- предупреждение для зрителей и участников данного путешествия: если кто-то из вас отгадает фразеологизм и, не сдерживаясь, скажет вслух, то противоположной команде будет присуждено одно очко.
Изобразить без слов.
Водить за нос.
Работать спустя рукава.
Изобразить без слов.
Пальчики оближешь.
Носиться сломя голову.
- теперь попросим судей оценить результаты остановок «Лексика» и «Фразеология».
Судья: __________________________________________________ .- что же? Спасибо нашим судьям. Следующая остановка на нашем пути – «Пунктуация».
8. Остановка «Пунктуация».
- кто помнит, что изучает пунктуация?
- какие знаки препинания вы знаете?
- задание для команд готово. Время – 2 минуты. За правильную постановку знаков препинания в одном предложении – 2 балла. На ошибки при постановке – 0 баллов.
Расставьте знаки препинания в предложениях.
Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца
Утром выпал снег и все в лесу побелело
Осень наступила высохли цветы.
Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет.
Дождь бил по стеклам по крышам по деревянным перилам
Я увидел что выпал снег
Сердечный друг ты не здорова
Принесите мне книгу о животных
Март первый месяц весны
Как хорошо кругом
Расставьте знаки препинания в предложениях.
Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи
Венчики травы качались над головами обсыпали плечи желтой цветочной пылью
Бежит заяц по полю а след за ним тянется
Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал
Тьма поредела и вдали показались неясные очертания гор
Куда ты бежишь так без оглядки
Благослови нас на подвиг родная земля
Пословица мудрость народа
А были дедушка у вас медали с орденами
Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит
8А. «Пунктуация для зрителей».
- конечно же, зрители также могут помочь командам.
-каждый правильный знак препинания – 1 балл.
Задание: Прочитайте, исправьте пунктуационные ошибки.
Лотос символ красоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей которые себя не запятнали не покорились злу и тяжелой судьбе.
Зацветает лотос в июле в августе в тихих прудах. Толпы удивленных восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
Лотос друг солнца писали в священных книгах Индии.
- ну что же, время, отведенное на остановку, закончилось. Прошу команды положить свои ответы – билеты на судейский стол.
9. Остановка «Пословицы».
- вот мы с вами и добрались до последней остановки. Здесь будет проверяться знание вами пословиц русского языка.
-что такое пословица?
-откуда пришла пословица?
Составьте пословицу из разбросанных слов.
1) Один, семь, ответ, бед.
2) Мир, война, разрушает, строит.
3) Несчастье, бросай, не, в, друга.
4) Золото, серебро, молчание, слово.
5) Скажи, подумай, потом, сперва.
6) Язык, голова, болтает, отвечает, а.
7) Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.
8) Книга, не, манит, к, себе, а, пряник.
Составьте пословицу из разбросанных слов.
1) Ум, без, крыльев, птица, как, без, книги.
2) Не, работает, не, ест, кто, тот.
3) Один, раз, примерь, отрежь, семь, раз.
4) Дела, слов, меньше, больше.
5) До, поту, поешь, работай, в, охоту.
6) А, не, плотник, топор, тешит.
7) Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет.
8) Голова, у, ума, ног, не, просит.
9А. «Морфемика для зрителя».
- на этой остановке мы решили отступить от правил и для зрителей подготовили задания из другой области – морфемики.
- а как мы знаем, морфемика изучает ___________________.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- значит, наше задание – разгадать шарады.
Разбор слова по составу. Разгадайте шарады. А для этого надо быстро разобрать слова по составу.
1.Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
2.Корень извлечь из “начинки” несложно,
Приставка в “сосуде” хранится надежно,
Суффикс в “гудении” ясно услышишь.
Вместе – на темы различные пишешь.
3.В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
4. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый .5. В слове такая же приставка, как в слове полёт,
корень такой же, как в слове дружба,
суффикс такой же, как в слове артистка.
- ну что же, наше путешествие закончилось.
Попросим судей поставить оценки за последние задания, а сами пока поговорим.
-понравилось ли вам путешествие?
- чем понравилось/чем не понравилось?
- какие моменты вам запомнились наиболее ярко?
- что бы вы изменили в следующий раз?
- как вы считаете, полезно ли для нас такое путешествие?
- что ж. спасибо за ответы, давайте послушаем наших судей.
- напоминаю, что мы должны услышать оценки за остановки «Пунктуация», «Пословицы» и «Морфемика». Затем мы услышим общий итог.
Судья: за остановку «Пунктуация» команда «_______________» получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов. Зрители принесли командам дополнительно по ___ балла.
Судья: за остановку «Пословицы» команда «_______________» получает ___ баллов, команда «_____________________» - ___ баллов.
Судья: за остановку «Морфемика» зрители принесли команде «_______________» ___ баллов, команде «_____________________» - ___ баллов.
Общее количество баллов все путешествие: команда «_________________________» - ____ баллов, команда «____________________________» - ___ баллов.
- Итак, победителями объявляется команда «______________________». Они победили со счетом __________ :_____________.
- Спасибо командам за незабываемую поездку. Команда – победитель получает приз - ________________________________ и грамоту победителя
- Проигравшие награждаются утешительными призами и грамотой участника.- Наше увлекательное путешествие закончено. Обе команды успешно показали свои знания и смекалку в трудном путешествии.
- Я надеюсь, что у каждого из вас осталось чувство удовлетворения от нашего путешествия. Благодарю всех участников.