«Создание благоприятных условий в ДОУ для детей раннего возраста в период адаптации»








МБДОУ «Детский сад №32 г. Выборга»
Кравцова Ольга Евгеньевна, воспитатель
Статья «Создание благоприятных условий в ДОУ
для детей раннего возраста в период адаптации»



















Создание благоприятных условий в ДОУ
для детей раннего возраста в период адаптации.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к измененным условиям, который протекает на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние,
которое без специальной психолого-педагогической организации среды может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.
Период лёгкой адаптации длится 1-2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Состояние тяжёлой адаптации, которая длится в течении нескольких месяцев, особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок начинает очень часто болеть. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим.
В МБДОУ «Детский сад №32 г. Выборга» создана эмоционально благоприятная атмосфера, в которой будет проходить адаптационный период для малышей. Разработаны и апробированы мероприятия с родителями, работа с детьми и педагогами, организованна ППРС – всё направленно на комфортное пребывание детей в ДОУ
До того, как ребёнок приходит в сад, проводится первое организационное собрание, на котором родители заполняют анкеты, для того чтобы воспитатель смог в период адаптации ребёнка учесть все его особенности, привычки и интересы детей (сосёт соску, бутылочку, не приучен к горшку, у ребёнка есть любимая игрушка, подвижный или малоподвижный, любит рисовать, играть с машинками, рассматривать картинки и т.д.) Все особенности и привычки детей учитываются педагогом и обязательно сохранятся в первые дни пребывания.
Следующее родительское собрание «Давайте познакомимся» посвящается знакомству родителей друг с другом и проводится с участием педагога-психолога. Цель этого собрания: создать условия для знакомства и сближения родителей друг с другом, создать коллектив единомышленников. Проводятся игры «Знакомство», «Цветочек», презентация «Десять ошибок, которые нельзя совершать при адаптации в ДОУ» и пр.
В дальнейшем один раз в месяц проводится совместная деятельность с участием родителей, которая включает в себя игры-тренинги для развития навыков коммуникации, снятия эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона. Кроме этого дети и родители посещают музыкальное и физкультурное занятие. Встреча заканчивается совместной творческой деятельностью (лепка, аппликация или рисование)
Педагоги оформляют адаптационные листы на каждого ребенка, в которых фиксируются данные о физическом и психологическом состоянии ребенка. По итогам адаптационного периода с детьми, которые показали тяжёлую степень адаптации, проводиться индивидуальная работа с психологом, индивидуальные беседы для родителей. Оформляются информационные стенды по данной теме.
В группе создана развивающая, эмоционально комфортная среда:
зона воды и песка
уголок уединения
тактильный уголок
игровая зона для сюжетных игр
творческий уголок
сенсорный уголок
музыкальный уголок
уголок конструирования
театральный уголок
спортивный уголок
Дидактическая кукла группы «Ягодки» каждое утро встречает малышей и приветствует их. А при уходе домой прощается с ребятами. Также в группе часто оживают сказочные персонажи, которые тоже встречают и провожают детей. Если ребёнок расстроен, грустит или плачет кукла всегда пожалеет и обнимет малыша. Наша кукла принимает участие в режимных моментах: «Оденем куклу на прогулку», «Поможем кукле помыть руки», «Кукла хочет спать». С куклой всегда можно поиграть в игровой зоне в сюжетные игры: «Кукла заболела», «Кукла пришла к нам в гости», «Постираем кукле платья». В уголке конструирования дети строят домик, дорожки для куклы. В уголке уединения можно просто посидеть с ней.
В период адаптации проводятся адаптационные игры «Бубен», «Петрушка», «Колокольчик» и другие, песочная терапия для развитие навыков коммуникации, снятие эмоционального напряжения, создания положительного эмоционального тонуса в группе.
Музыкальная игра - это активная деятельность, которая вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Особое место в организации успешной адаптации занимают музыкально-ритмические игры: «Где же наши ручки?» «Ладушки -ладушки» «Заинька попляши». Вовремя тихого часа также включаются музыкальные произведения «Колыбельные», проводится гимнастика пробуждения с использование потешек.
По истечении адаптационного периода на медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом (методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). Подводятся итоги адаптационного периода, выявляются дети с тяжелой степенью адаптации, намечается дальнейшая индивидуальная работа с ними.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Главная задача педагога создавать все условия для успешной и лёгкой адаптации детей раннего возраста.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315