Статья на тему: «Игровые технологии на уроках музыки как фактор развития творческих способностей детей»









«Игровые технологии на уроках музыки как фактор развития творческих способностей детей»







Выполнила: учитель музыки
Горошко Наталия Николаевна



Волгоград 2016


Введение
Главной задачей современной школы должно стать раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. В рамках небольшой статьи хочется поделиться личным опытом использования игровых технологий и методики активных музыкальных действий на уроках музыки.
В настоящее время, по ФГОС к результатам освоения программы «Музыка» выдвигаются следующие требования: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.
Процесс развития творческих способностей школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания предмета музыка, обогатив уроки системой творческих заданий, музыкально-дидактическими играми, мы изменим качества самого ребёнка, эффективно развивая его музыкальные способности, фантазию, воображение, творческий потенциал.









Развитие творческих способностей в музыкально-игровой деятельности.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе психологического анализа музыкальных способностей профессор Б.М.Теплов сделал вывод, что каждый ребёнок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками. Музыкальность любого ребёнка – это сплав природного и приобретённого, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. «Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии».
В решении проблемы развития музыкальных способностей решающим фактором становится методика обучения.
На личном опыте преподавания музыки, я выявила большую эффективность использования игровых технологий для развития творческих способностей учащихся. Ведь стремление постигать мир через активные действия, через игру является одним из важных свойств детской психики.
Методика активной музыкальной деятельности строит все виды работ на действии: на уроке ребята разгадывают кроссворд, поют песню, играют музыкальное сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют на заданную тему, придумывают пластические движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Все они выполняются с интересом и легко осмысливаются. Преподавание музыки в школе должно определяться психологическими особенностями детей младшего различного возраста. Например, для младшего школьника - такими как моторная и интеллектуальная активность, любознательность, целостность процесса познания. Необходимо учитывать и определённые психологические сложности детского возраста: неустойчивость внимания, необходимость в смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, стремление к самовыражению в любых, самых разнообразных формах. Исходя из этого, на уроках музыки я применяю:
1. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности.
2. Частое переключение внимания с одного вида деятельности на другое (необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей). Любая работа должна длиться от двух до семи минут, не более, особенно в первом классе.
3. Чередование трудных, требующих большего напряжения и лёгких заданий.
4. Обязательное включение заданий, связанных с музыкальным движением.
5. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.
6. Сохранение эмоционального тонуса урока, что является важнейшим фактором развития творческих способностей детей. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы, сумевших выполнить задание, создаёт творческую обстановку и атмосферу радости. Исследования психологов доказывают, что именно состояние эмоционального подъёма увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой.
7. Проведение уроков музыки в тесной связи с другими видами искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным.
Игровые технологии широко использую на уроках, так как они вносят элемент соревновательности, делают ребят собранными, внимательными.
Отечественные психологи Выготский, Эльконин считают игру неотъемлемой частью жизни ребёнка, она привносит положительные эмоции в процесс обучения.
На уроках в начальной школе применяю комплекс дидактических музыкальных игр для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо» (примеры в приложении №2, №3). Небольшая коллекция элементарных музыкальных инструментов: бубнов, деревянных ложек, различных погремушек, колокольчиков позволяет применять на уроках игру «Оркестр» (см. приложение №4). Играть в оркестре ребятам предлагается заданные учителем ритмы в соответствии с настроением звучащей музыки (например, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки): весело, бодро, громко или тихо, нежно, затаённо. Задание сочинить и сыграть ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах получают учащиеся и в процессе инсценировании песен. Все эти задания и игры нравятся детям, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.
Из всех творческих заданий ребятам ближе всего вокальная импровизация, мы называем это задание игрой «Композитор», она выявляет степень музыкальности детей, служит росту их творческих возможностей. Остановлюсь подробнее на этом виде заданий. Вокальной импровизации я уделяю обычно не более пяти минут на каждом уроке, но она даёт возможность услышать каждого ученика в отдельности. А это очень важно при преобладании коллективных форм работы на уроке. Я стараюсь создать в классе доброжелательную атмосферу, не допускать смеха, объясняя, как сложно каждому поющему товарищу, ведь он сочиняет музыку, как композитор! Начинаю всегда с сильных учеников, а за ними идут все остальные. Сначала я предлагаю допеть до конца мелодическую фразу. Например, я начинаю: «Солнышко, солнышко!», а ребята должны продолжить: «Светит нам в пути». Я всё время меняю интонацию, а ученикам для активизации внимания, даю задание внимательно слушать своих одноклассников и не повторять уже пропетые варианты мелодий. Затем я предлагаю задание по диалогической импровизации. Я пою вопрос, интонация которого сохраняет незавершённый, вопрошающий характер. Ответ поёт ученик, главное условие не повторять уже пропетые мелодии.
Например,
1. - Ёжик, ёж, ёжик, ёж,
Ты откуда идёшь?
- По тропиночке лесной
Я иду к себе домой!
2. - Кто, кто поутру раненько встаёт?
Кто, кто поутру песенки поёт?
- Машенька рано у нас встаёт,
Машенька песни у нас поёт!
Постепенно задания усложняются, и для детей становится интересной импровизация на заданный стихотворный текст в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием в заданном ладу (мажор, минор), да ещё и с внутрислоговым распеванием. Я пою только первую строчку, задавая тональность и ритм, насколько внимательными нужно быть ребятам, чтобы удачно вставить свою строчку, чтобы получилось единое целое – общая песенка.
Например,
Коза-дереза день-деньской занята,
Ей травы нащипать, ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.
Успешный пример одного-двух учеников подвигает на творчество всех остальных детей. Когда уже спето несколько вариантов мелодий на один и тот же текст, то мы их сравниваем, выбираем лучший и исполняем всем классом.
Более сложное задание – импровизация на жанр. Я подбираю тексты для колыбельной, танца (вальс, полька), марша.
Например, для колыбельной:
Засыпай, малышка,
Серенькая мышка,
Укрываем хвостик,
Сны придут к нам в гости.
Для марша:
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Для танца:
Жил-был один удивительный слон,
Вальс танцевал удивительно он.
Не знаю, поверите вы или нет:
Слона записали в балет.
На собственном опыте работы с детьми я сделала вывод, что занятия вокальной импровизацией имеют большой развивающий эффект, они позволяют каждому ученику реализовать своё стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, творческую фантазию.
Применяя данную методику на каждом уроке, я наблюдаю значительное развитие музыкальных способностей учеников (музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма). Эта методика влияет на развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитывает их музыкально-эстетический вкус, интерес и любовь к музыке. Занятия, построенные с использованием игровых приёмов, становятся для детей увлекательным процессом, в результате которого развиваются фантазия и воображение ребят. Исчезает зажатость, дети раскрепощаются, появляется артистичность, потому что все они на каждом занятии пробуют себя в разнообразных музыкальных действиях: в игре на элементарных музыкальных инструментах, в хоровом пении, в музыкальном движении, в сольфеджировании, в вокальной импровизации, в различных дидактических и ролевых играх.























Заключение
В настоящее время обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии творческого потенциала учащихся, а для этого надо создать условия для успешного развития творческих способностей учащихся.
В развитии творческих способностей моих учеников огромную роль играет применяемая мной на занятиях методика активных творческих действий и игровые технологии в обучении. И пусть из моих учеников только единицы в дальнейшем станут профессиональными музыкантами, все остальные, тем не менее, приобретут много ценных творческих качеств. А это само по себе достаточно важно, ведь проблема творческого развития детей рассматривается сегодня как «проблема номер один», «проблема века».
















Список литературы:
1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1985. – 325с.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб: 2009. – 367 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.-245с.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.



























ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Ребусы.

1. 2. 3. 4.

Рояль
Скрипка
Гитара
Барабан

Кроссворд.
Здесь спрятаны шесть музыкальных инструментов. Ты их найдешь, если будешь читать по горизонтали.


Загадки.
У какого инструмента есть и струны и педаль?
Несомненно, это славный наш (рояль)
В руки ты его возьмешь
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?...(гармонь)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив,
Играет его(скрипка)
Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый(барабан)
Меня не каждая включает партитура,
Но и в геометрии я – важная фигура (треугольник).
Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша(балалайка)
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер.
Лад, в котором мы играем, называется(мажор).
Если в нашей пьесе лад тучи, дождик льет во весь опор,
Этот лад – ужасно грустный – называется(минор).













Приложение №2
«Выбери музыку»
Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 3 серии предъявления текста, каждая из которых состоит из трёх фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):
1-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковского «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;
2-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;
3-я серия: А. Хачатурян «Лядо серьёзно заболел»; С. Прокофьев «Раскаяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».
- Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от других?
Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:
- низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента;
- средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности;
- высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель» - схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки.
















Приложение №3

«Мелодия и ее движение»
- Игра в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?
«Музыкальные загадки»
- Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика - один из них грустный, а другой весёлый. Попробуй определить, в каком порядке будут исполнять созвучия весёлый и грустный гномики?
«Ритмические задания»
- Сейчас мы споём песенку и прохлопаем ритм ладошками. А затем спрячем «голос» и «споём» одними ладошками.
- Прослушай три разных мелодии, а потом попробуй отгадать, ритм которой из них я простучу.








Приложение №4

«Юный композитор»
Цель: побуждение учащихся к творческой деятельности и закрепление знаний о строении формы рондо.
Методика и техника игры. В этой игре каждый ученик выступает в роли «композитора». Можно вспомнить тех композиторов, которые в раннем возрасте стали сочинять музыку, кто из них сочинял произведения в форме рондо. Учитель играет тему рефрена. Школьники сочиняют эпизоды в характере песни, польки и марша. Ритмический рисунок эпизода каждый ученик записывает в тетрадь и играет (с названием ритмических слогов) на выбранном музыкальном инструменте.

«Играем в оркестр»
Цель: побуждение к творческой деятельности, развитие тембрового слуха учащихся.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик») «Камаринская» М.И. Глинки, 40-я симфония В.А. Моцарта (1часть).
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестров. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.
Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия, концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижёров).
Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображением инструментов и объясняет приёмы игры.
После этого класс «превращается» в оркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты – 1-е скрипки и виолончели, вторые парты - 2-е скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика – слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своём инструменте.
Учитель выступает в роли «дирижёра симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.
Для игры-драматизации важная полная самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.





Рисунок 5Описание: Описание: Описание: C:\Users\1\Desktop\rebus-011.jpgРисунок 3Описание: Описание: Описание: C:\Users\1\Desktop\rebus-009.jpg Кроссворд 'Музыкальные инструменты'Рисунок 1Описание: Кроссворд 'Музыкальные инструменты'ђђ Заголовок 1ђђ Заголовок 2ђђ Заголовок 3ђђ Заголовок 4ђђ Заголовок 5ђђ Заголовок 6ђђ Заголовок 7ђђ Заголовок 8ђђ Заголовок 915