Конспект открытого занятия Цветы на проволочной основе


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  ЗАНЯТИЯ                
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Занятие проводится с детьми 1-го года обучения, младший  школьный возраст с 8 – 10 лет.
Форма занятия: урок-путешествие.
Тема: «Цветы на проволочной основе»
Цель: Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей  в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение.
Задачи:
Обучающие – закрепление и самостоятельное использование приёмов
 бисероплетения на проволочной основе
Развивающие - развитие творческого воображения, эстетического вкуса, формирование самостоятельного мышления
Воспитательные – воспитание в детях любви к природе, знакомство               с растениями родного края, воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания, объективной самооценки, взаимовыручки.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.
Приёмы: Игра-путешествие по волшебному  лугу, беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.Дидактический материал: карта – путешествия, фигурка старичка-луговичка, готовые образцы поделок,  схемы, книги.
Материалы и инструменты:  Ножницы, бисер, медная проволока, салфетки-рассыпушки, тарелочки для бисера.
Этапы работы:
Организационный
Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, т/б.
Тема, постановка цели и задач.
Подготовительный
Беседа вступление.
Встреча со Старичком-луговичком.
Основной
Игра-путешествие по цветущему лугу (теория, практика,                                      закрепление полученных знаний).
Динамическая пауза
Итоговый
Подведение итогов занятия.
Элемент сюрпризности – на прощание от Старичка-луговичка все получают подарки.
Цветограмма настроения.
Информационный
Задание на дом.
Тема следующего занятия.
Ход занятия
Организационный этап
Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию, техника безопасности. Обозначение темы, постановка цели и задач.
Подготовительный этап
Педагог:  Девочки, сегодня у нас необычное занятие. Нас пригласил в гости один мой старый знакомый. Знакомый мой – человек не простой. Он – волшебник, хозяин цветущего луга. Разговаривает он на языке цветов, а так как вы его не знаете, то он поручил мне разговаривать за него. А зовут его Старичок-луговичок. Это очень старый и мудрый человек, он много знает и умеет, может и нам что подскажет. На лугу у Старичка нас ждёт много неожиданностей  и  сюрпризов. Думаю, что вы будите рады его навестить. Но прежде чем отправиться  к Старичку-луговичку, давайте вспомним, что нужно сделать в первую очередь, когда приходишь в гости?
Дети: Поздороваться.
Педагог: Правильно, нужно поздороваться с уважением, не забудьте! Вызывать старичка мы будем дружными хлопками в ладоши, а затем позовём его: «А-у,  Старичок-луговичок!» Приготовились, начали…
Появляется фигурка Старичка-луговичка: «Здравствуйте, юные рукодельницы. Приглашаю вас отправиться в путешествие по моему волшебному лугу и познакомиться с его обитателями».
Основной этап
Фигурка старичка закрепляется на луг путешествия, где путь следования прорезан для его перемещения.
Педагог:  «Озвучивает» старичка. Читает  строчки стихов азербайджанского поэта Самеда Вургуна:
             Давай пройдёмся медленно по лугу
             И, «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.
             Я должен над цветами наклониться
             Не для того, чтоб рвать или срезать,
             А, чтоб увидеть добрые их лица
             И доброе лицо им показать.
Девочки, подумайте, почему Луговичок прочёл это стихотворение.                                       Посмотрите, как много на лугу красивых цветов и трав. А между тем, над многими растениями нависла угроза исчезновения. Загрязнение воздуха, неправильное отношение к природе, захламление ведёт к негативным последствиям: исчезновению редких растений и животных, занесённых в Красную книгу. Красная книга – красный сигнал светофора: остановись, оглянись, подумай! На нашей планете остаётся всё меньше и меньше                       уголков с первозданной природой, поэтому к природе  надо относиться бережно, трогательно.
    А вот и первый обитатель моей полянки. Кто же спрятался за этими листочками? Давайте отгадаем:
Я лиловенький цветочек,
Очень узенький листочек.
Меня увидели ребятки
На лугу, играя в прятки.
Почему – то мне они
Говорили: «Позвони».
Дети: Колокольчик.
Педагог: Правильно, молодцы! (Достаёт из-за листочков готовый образец                  цветка) Давайте внимательно рассмотрим этот цветок.
Какую форму он имеет, из каких частей состоит, каково значение каждой части?
Сколько одинаковых деталей в изделии, какова форма деталей, как соединены детали?
Какой бисер использовался, почему? Какие  ещё материалы использованы для изготовления колокольчика?   Ответы детей.     После анализа образца педагог планирует  и определяет последовательность предстоящих трудовых  действий и операций при выполнении колокольчика.
Педагог: Ребята, Луговичок хочет рассказать вам что, по преданию колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.
Учёные-ботаники делят колокольчики на триста видов, растут они на всей территории нашей страны за исключением Крайнего Севера.
С июня до сентября на лугах нашей Родины цветут колокольчики. Однако большинство их видов на грани истребления и нуждается в защите.
  Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально повянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.
Педагог: А вот и следующая наша остановка, и снова Старичок-луговичок задаёт нам загадку:
Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?        
Дети отвечают: «Ромашка»
Проводится анализ образца  и разбор действий его выполнения.
Педагог: Девочки, Луговичок продолжает свой путь. А вот и загадочные листочки, скрывающие от нас жителя полянки. Послушайте внимательно.
Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Ответы детей. Анализ и разбор образца. Изготовление.
Педагог: Посмотрите, ребята, на пути Старичка-луговичка пенёчек, а он стар и очень устал, поэтому решил немного отдохнуть. А пока мы с вами займёмся изготовлением незабудок.
Рассмотрим  инструкционные и технологические карты изготовления цветов, они помогут нам быстро справиться с заданием.
Идёт практическая работа, в ходе которой педагог даёт необходимые консультации индивидуально каждому ребёнку, оказывает помощь.
 Во время самостоятельной работы педагог рассказывает легенду о незабудке.
…Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора – никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!
И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь Незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой – ты будешь возвращать  память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину…
Педагог: Девочки, давайте сделаем динамическую паузу.
Закройте глаза и производите ими круговые движения: налево – вверх – направо – вниз, затем в обратном направлении. Движения делайте в медленном темпе. После этого слегка погладьте подушечками пальцев веки,               откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.
Итоговый этап
Педагог: Наше путешествие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим и покажем Старичку-луговичку какие цветочки у нас получились.
  Обсуждение результатов работы вместе с детьми (рассмотреть каждый цветок, отметить, кому что удалось и над чем ещё надо поработать, похвалить детей).
   Девочки, хозяину цветочного луга очень понравилось как вы работаете,                      поэтому он хочет подарить вам на память небольшие подарочки.
Старичок-луговичок движется к последнему кустику, где спрятаны бисерные наборчики, дарит их детям  на память, благодарит за работу, желает дальнейших успехов в рукоделии.
Дети говорят: «Спасибо!» - хлопают в ладоши. Луговичок исчезает.
Педагог: Ребята, давайте на прощание, украсим лужок нашего путешествия ещё цветами.
Если у вас было отличное настроение сегодня на занятии, то «посадите» красный цветочек, если хорошее – жёлтый, если плохое – синий.Информационный этап
Объявить тему следующего занятия и что для этого необходимо иметь,                            задание на дом.