ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Следопыты»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Следопыты»
Направленность: духовно- нравственная
Срок реализации: 1 год
Объем: 34 часа
Возраст: 10-11 лет

Составила: Головня Н.Н.,
учитель права
Тайшет, 2014 год
Паспорт
№ п/пОглавление Стр.
1 Пояснительная записка 3-6
2 Основные разделы программы внеурочной деятельности «Следопыты» 6
3 Тематический план занятий 7
4 Содержание разделов программы 8-9
5 Планируемые результаты освоения программы 9-10
6 Способы оценки результативности программы 10
7 Формы контроля результативности работы 11
8 Литература 11-12
Пояснительная записка.
В воспитании человека особенно важная роль принадлежит   школе. Именно школа призвана раскрывать способности и таланты детей, воспитывать в них гражданина и патриота.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду   знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           
Цель программы:
Формирование у младших подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите, формирование  духовно-нравственных ценностей на основе системообразующих категорий. 
Задачи:
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических, духовно – нравственных ценностей взглядов и убеждений, уважение к культурному историческому прошлому России, к традициям;
- развитие разносторонних способностей и интересов подростков;
- обучение подростков основам исторических, правовых, медицинских  знаний;
- развитие у подростков патриотизма, нравственных, морально-психологических и этнических качеств;
- развитие у подростков эстетического и художественного вкуса;
- пропаганда здорового образа жизни в младших подростков.
Содержание программы рассчитано на обучающихся 5 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
 Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, базовых ценностей повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к обществу, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Связь содержания программы с учебными предметами.
 Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературой, историей, природоведением, ОБЖ,  ИЗО, музыкой, технологией).
 Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Литература (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
История («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).
  – экскурсии, например, «Родной край» и др.;  –беседа «Я выбираю здоровый образ жизни»;
– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении   праздников,
– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ; 
История – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литература – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
 Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  
  – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;
– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;
– экскурсии и путешествия «Тайшетцы - участники Великой Отечественной войны
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»
– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.
 
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
ОБЖ – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литература, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы .Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.  - изготовление подарков,;- клуб интересных встреч;
- работа кружков, творческих мастерских;
Конкурс  Города- герои ;- мини проекты
Природоведение – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.пЛитература – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;
 -экскурсии по улицам поселка, району, городу;
- заочные путешествия;
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литература – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
  - посещение театральных постановок в ЦТР и ГО «Радуга» и ДКЖ, концертов в ДМШ;
- конкурсы рисунков;
- фотовыставки
Для реализации программы «Следопыты » необходима материально-техническая база.
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карты Тайшета, Тайшетского района, Иркутской области и страны, символы государства и Тайшета, Тайшетского района, фотографии городских улиц.
Оборудование для   демонстрации:   мультимедийных презентаций.
 Актуальность программы:
Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению   «Разведчик» предназначена для обучающихся 5 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и учитель- предметник.
Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего подростка.
 формы проведения занятия
и виды деятельности тематика
игры "Зарница"
 «"Следопыты"»
 
спортивная игра "Семеро смелых"
беседы  "Я выбираю здоровый образ жизни"
 
 "Быть здоровым – это модно!"
               
Культура общения с пожилыми людьми
просмотр тематических видеофильмов Просмотр художественных и документальных фильмов на духовно – нравственную тематику
экскурсии в краеведческий музей
в школьный музей по тематике: "Никто не забыт, ничто не забыто»
дни здоровья, спортивные мероприятия Турнир, бег в мешках.
Акция "Быть здоровым – это модно!"
Праздники, представления, конкурсы Творческие работы учащихся о ветеранах ВОВ
«Люблю тебя, мой край родной»-конкурс рисунков
«Солдаты Родины своей»
"Во имя Победы" – представление  приуроченное к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по духовно нравственному - направлению соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры человека.
Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический.  Наглядный метод   • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии; наблюдения; • экскурсий по городу, целевые прогулки; Словесный метод  • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод  • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей;
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Разведчик»
№ п/пСодержание Теоретические часы Практические часы Итого часов
1 "Защитник Отечества"          3 1 4
2 "Вместе – мы сила" 1 7 8
3 Подвиг не уходит в запас 2 3 5
4 Солдатский подвиг...
2 3 5
5 «Солдаты Родины» 3 3 6
3.Тематический план занятий
№ п/пТема занятия Количество часов
"Защитник Отечества"
1 Введение в учебный курс.
1
2 Спортивная игра "Зарница"
1
3-4 Чтение книги «Сын полка» 2
Конкурсная программа "Защитник Отечества"             
5 Лекционная встреча с медиками  на тему: "Я выбираю здоровый образ жизни"               
1
6 Турнир, бег в мешках 1
7 Акция "Быть здоровым – это модно!"
1
8 Военно-спортивная игра "Разведчики"
1
9-10 Просмотр художественных фильмов о войне
2
11 Конкурс чтецов "Эхо войны"
1
12 Благотворительная акция "Рассвет", поздравление ветеранов. Встреча с ветеранами 1
.
"Вместе – мы сила"
13 Просмотр документальных фильмов о войне        
1
14 Конкурс "Я - гражданин России"               
1
15 Возложение цветов к памятникам г.Тайшета
1
16 Военно-спортивная игра "Семеро смелых"
1
17 День воинской славы России 1
Подвиг не уходит в запас
18-19 Экскурсия в краеведческий музей
2
20 Экскурсии в школьный музей по тематике: "Никто не забыт, ничто не забыто"
1
21 Урок мужества "Заветам отцов верны"
1
22 Урок мужества "Уходили парни из Афгана"
1
23 «Во имя Победы" 1
Солдатский подвиг...
24 Из семейного архива - ордена, медали, орденские книжки
1
25 Коллекция значков/ открыток/ фотографий « Города-герои»
1
26-28 Творческие работы учащихся о ветеранах
«Солдаты Родины своей» 3
«Солдаты Родины»
29 «Дети войны»
1
30 «Труженики тыла» 1
31 Культура общения с пожилыми людьми
1
32 Орденские книжки
1
33 Поклонимся тем великим годам 1
34 «Люблю тебя, мой край родной»-конкурс рисунков 1
Итого 34
4.Содержание разделов программы
Раздел 1. "Защитник Отечества" (4 часа)+ Конкурсная программа "Защитник Отечества" (8 часов)
     Представления о Российской Армии, почетная обязанность защищать Родину, обязанности военной службы солдат, моряков, летчиков. Патриотизм, чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины, гордости за родную страну.      
Раздел 2. "Вместе – мы сила" (5 часов)
Приобщение к историческому прошлому Тайшетского района. Посещение памятных мест. Развитие личностных качеств. Тайшетцы- участники военных событий. Наши земляки Герои Советского Союза.
Раздел 3. Подвиг не уходит в запас (6 часов)
Изучение российской символики и знаков воинской доблести; знакомство с земляками- участниками боевых действий, знакомство с героическим прошлым Тайшесткого района, с историей возникновения населенных пунктов района, углубление знаний о жителях нашего района. Хронология Великой Отечественной войны. Война в Афганистане. Тайшетцы- афганцы.
Раздел 4. Солдатский подвиг... (5 часов)
Широкая пропаганда необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у младших подростокв любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование профессии офицера; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.
Раздел 5. «Солдаты Родины» (6 часов)
Участие детей в войне. Познакомить с основными категориями населения во время Великой Отечественной войны. Дать детям представление о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Продолжать знакомить с некоторыми родами войск: танковые, пограничные, воздушные войска, морской флот. Воспитывать уважение к воинам-защитникам. Трудовой подвиг женщин и детей. Узнать о забытых, а порой и неизвестных, скрытых строжайшими секретами победах, великих победах наших ученых, инженеров, конструкторов, о которых важно знать всем нам, которыми нужно гордиться.
5. Планируемые результаты освоения программы
 Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
 Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности : патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
 II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
 III уровень:
Знать историю государственного флага и герба Росси, основные государственные праздники;
Уметь рассказать некоторые праздники России;
Делать страничку своего портфолио 6.Способы оценки результативности программы
Система контроля деятельности обучающихся способствует реализации программы, помогает корректировать организацию образовательного процесса. При оценке результативности программы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Оценка эффективности программы внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий (УУД) обучающихся проводится с помощью системы педагогической диагностики (входная, промежуточная, итоговая).
Входная диагностика- определяет уровень подготовки обучающихся по данному направлению перед началом занятий.
Промежуточная диагностика- проводится после изучения разделов в виде игр, бесед, выставок, самопрезентаций.
Итоговая диагностика - проходит на одном из последних занятий в виде тестирования, выступления, творческой работы и определяет уровень освоения программы.
Система диагностики определяет способность ученика к приобретению новых знаний (самостоятельно и/ или с помощью учителя), практическому применению их для решений конкретных проблем, умение договариваться, работать в группе, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат, проявлять свои лучшие качества.
7.Формы контроля результативности работы
1. Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему- это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).
2. Карточки с вариантами ответов для проведения тематических опросов служат для проверки знаний, умений, навыков.
3. Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объеме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).
4. Кроссворды и викторины.
5. Игры- соревнования.
6.Зачет- комплексная форма контроля знаний и умений обучающихся.
7. Участие в конкурсных программах, фестивалях, выставках.
8. Анкетирование (в т.ч. родителей).
9.Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского).
10. Участие в социальных акциях;
11. Создание и реализация социальных проектов.
12. Сохранность состава группы занимающихся детей.
8. Литература
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с. 4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 20075. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.6. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.