ВОСПИТАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ статья


Психолого-педагогическое сопровождение становления компетентной личности выпускника образовательной организации
Сафроненко Оксана Юрьевна, социальный педагог
ВОСПИТАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чем больше творческих способностей или знаний человека, чем больше у него мужества и трудолюбия, тем в большей мере он может быть творцом собственного способа жизни
Ключевые слова: компетентный выпускник, компетентностный подход, социальный статус.
Проблема становления личности, жизненной компетентности выпускников является одной из актуальных на современном этапе развития общества. Отличительная черта современного мира - стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. В новых условиях образование перестало соответствовать потребностям общества, рынка, мировым стандартам. Разнообразие заказчиков на рынке образовательных услуг порождает вариативность запросов. Именно поэтому центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей. В этой ситуации в рамках традиционного, «знаниевого» подхода к образованию нет даже смысла говорить о повышении качества образования. Исследование потребностей региональной образовательной системы позволяет сделать вывод об относительно низкой эффективности системы общего образования как института, призванного обеспечить успешную жизнеспособность выпускников школ в условиях конкурентной среды. Были выявлены противоречия образовательной системы: 
между компетентностью выпускника и требованиями рынка; 
между потребностями заказчиков к качеству образования выпускника возможностями большинства образовательных учреждений соответствовать этим потребностям; 
между требованиями развивающегося общества к личности и слабо адаптацией выпускника в социуме; 
между необходимостью работать в условиях компетентсностного обучения и недостаточной подготовкой педагогов работать в этих условиях;
между целевым характером перевода образовательного учреждения в режим развития в контексте компетентсностного подхода и недостаточными знаниями, умениями руководителя содействовать этому; 
между требованиями образовательного стандарта, а также содержание образовательных программ и ключевыми компетентностями школьника; 
между возможностями экономического развития образовательного учреждения и консерватизмом социальной среды; 
между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе и другие. 
Одним из важных факторов, способствующих решению данных противоречий, является компетентностный подход, при котором речь идет о достижении интегрированного результата - компетенции. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования. Это такой подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования, потому что являются социально востребованными. Именно компетентностный подход позволяет внести личностный смысл в образовательный процесс. Таким образом, идет речь об изменении организации содержания образования и изменении способов оценки качества образования. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные слои, межличностные отношения и др.) Передача знаний происходит не только и не столько на уроках и классных часах, через публичные выступления, сколько всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет. Известно, что в школу дети приходят уже с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Одновременно, входя в разные социальные роли, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли. Социальный статус определяется как позиция индивида в группе. Социальная роль это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники и одноклассники, средства массовой информации и др. Но главную и решающую роль в социализации личности и в дальнейшем ее формировании играет семья. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается, как правило, беспрекословное подчинение взрослым. Тогда зададим вопрос: может ли воспитанная в постоянном подчинение и подавлении личность ребенка быть социально успешной? Без всякого сомнения - нет. Таким образом, жизненно необходимым является создание для учеников условий проживания реалий окружающей действительности в школьном возрасте, необходимо предоставить им право выбора. 
Необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая - усвоение учащимися нормативного поведения, вторая - построение собственной позиции и своего отношения усваиваемым нормам и ценностям. Именно эти две взаимосвязанные позиции отражают процесс вхождения ученика в общество. Резко усложняется в настоящее время функционирование подросткового социума, что актуализирует необходимость решения данного вопроса.
Все проблемы общества проявляются и в школе. Ситуация в нашей школе осложняется тем, что она расположена в районе, отдаленного от центра города. Все это приводит к трудностям адаптации и социализации. Среди ключевых компетентностей выпускника школы выделяется социальная направленность, которая является одной из приоритетных в образовательной политике.
Критерии социально компетентного выпускника: I. Овладение грамотностью: а)функциональной;  б)коммуникативной;  в)информационной.  III.Овладение способностью: 
понимать собственные чувства и мысли; 
руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями; 
верить в свои способности и возможности; 
четко формулировать свои желания и намерения; 
слышать и услышать окружающих людей, их желания и намерения; 
уважать права окружающих людей; 
видеть и увидеть прекрасное в окружающей обстановке и поступках людей; 
объективно анализировать ситуацию, включать свои знания и навыки в собственное поведение; 
отдавать отчет своим действиям и поступкам; 
уметь сотрудничать и самоорганизовываться; 
выстроить диалог с человеком другой культуры; 
письменного и устного общения; 
быть общественно активным гражданином;
применять знания, умения и накопленный жизненный опыт для продолжения непрерывного образования
Не имея достаточного жизненного опыта, подростки совершают необдуманные поступки, поскольку не могут предусмотреть последствий. В такой ситуации нужна помощь из вне. Необходимо научить молодое поколение критически принимать информацию, не допускать внешнего контроля сознательности , принимать независимые взвешенные решения, формировать навыки поведения, проводить время от времени объективный самоанализ собственных действий и ситуаций. «Юношеский возраст является, возможно, единственным периодом в жизни, когда человек полностью целенаправлен на отстаивание своей индивидуальности. Поиск себя, индивидуализация становится на определенное время чем-то на подобие проводной деятельностью» (Т.М.Титаренко) Юношеский период жизни является наиболее сенситивным для активной социализации личности, развития самоопределения и, если действовать с постепенным увеличением требовательности к себе, тогда результат будет желанным. Проблема становления личности, её источники, движущие силы, формирование компетентности рассматривались в работах Г.С.Костюка, В.А.Роменец, Т.М.Титаренко, С.Л.Рубинштейна, В.Франкла, Ш.Бюллера и др. Обращая внимание на разные аспекты становления личности, они поддерживаются мысли, что каждый человек должен определить свою цель, постараться понять неповторимость собственной жизни. Литература:
Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1985. – 19 с.
Роменець В.А. Психологія творчості. – К.: Либідь, 2001. - Вид. 2-ге, доп. - 288 с.
Рубинштейн С.Л. Проблема развития в психологии // Основы общей психологии.– М., 1989. - Т.1. – С. 106-115.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – С. 253-381.
Психологія життєвих криз / Відп. ред.Т.М.Титаренко. – К.: Агропромвидав України, 1998. - 348 с .Заявка на участие в конференции
Ф.И.О. автора Сафроненко Оксана Юрьевна
Страна Донецкая народная республика
Место работы Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №80 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Должность Социальный педагог, учитель украинского языка и литературы
Научная степень -
Контактный телефон 0991364579
Секция конференции Психолого-педагогическое сопровождение становления компетентной личности выпускника образовательной организации
Название работы Воспитание компетентного выпускника в системе общего и дополнительного образования
Дата 21.10.2015
Подпись
Заявка на участие в конференции
Ф.И.О. автора Семенихина Оксана Сергеевна
Страна Донецкая народная республика
Место работы Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №80 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Должность Учитель английского языка и литературы
Научная степень -
Контактный телефон Секция конференции Название работы Дата 21.10.2015
Подпись