Модель компетентного выпускника современной школы


Заявка
на участие в конференции
Ф.И.О. автора и соавторов (если есть) Родоманченко Ирина Ивановна
Страна Донецкая народная республика
Место работы Комсомольская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №1 администрации Старобешевского района
Должность Заместитель директора по ВР
Научная степень, ученое (почетное) звание (при наличии) Контактный телефон, e-mail0997677407
irinarodoman@mail.ru
Секция конференции «Компетентное управление – компетентный выпускник»
Название работы Модель компетентного выпускника современной школы
Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)
Дата 17.10.2015Подпись
(согласие на обработку Ваших личных данных)
Родоманченко Ирина Ивановна заместитель директора по ВР Комсомольской ОШ І-ІІІ ступеней №1 администрации Старобешевского района
Модель компетентного выпускника современной школы
Жизнь каждого человека – это путь к самому себе.(Г. Гессе)
Аннотация
Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.
Ключевые слова: компетентность, жизнедеятельность, знания, личность, критическое мышление, саморазвитие, самореализация
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе, способствовали потере социально ценных ориентиров жизнедеятельности учащейся молодежи. Особую опасность кризис ориентации составляет для подростков. Почему? Во-первых, подросток имеет еще недостаточно укрепленную нравственную основу жизнедеятельности, значит, может легко поддаваться асоциальным влияниям. Во-вторых, не может не беспокоить морально-психологическое обнищание подростков, их равнодушие и жестокость.Симптомы этих явлений несут в себе потенциал социальной и моральной деградации юной личности. Куда подростков подтолкнет жизни – кутверждению в себе социально-ценных или социально опасных качеств? Как помочь подросткам выйти из кризисного состояния с наименьшими потерями для себя и общества?
Сегодня нужны не просто знания, а стремление к новым знаниям, осознание необходимости непрерывного самосовершенствования, целеустремленность в их получении и использовании; необходима не просто исполнительская дисциплина, а способность работать в группе, умение сотрудничать с другими лицами, толерантность по отношению размышлений и мнений других лиц. Необходимым сегодня становится компетентность в решении проблем, гибкость в использовании знаний в новых условиях, уверенность при решении проблем. Кроме названных качеств школа,безусловно, должна воспитывать порядочного человека, который будет жить и работать на пользу обществу, семье, себе.
Исходя из сказанного, создана модель выпускника. Разработка модели – это первый шаг. Следующий шаг – это создание условий, при которых эта модель может быть реализована. Безусловно, обеспечивая высокий уровень знаний, надо превращать эти знания на компетентность. Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности.
 Высокий уровень преподавания базовых предметов, участие в различных познавательных конкурсах и турнирах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах, интерактивная методика преподавания помогают ученику использовать полученные знания, сделать их значимыми. Воспринимать как безусловную ценность.
 Для того чтобы выпускник стал человеком социальным, он уже сегодня должен принимать непосредственное участие в жизни общества. С этой целью в Комсомольской СОШ №1 проводится работа по всем направлениям воспитательной деятельности.
 На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, компетентной личности, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения. Для успешного будущего учащейся молодежи необходимо   развить способность преодолевать жизненные трудности;научиться самостоятельно принимать решения;стать архитектором своего развития как личности. Личностиавтономной – способнойсделать выбор и контролировать личное и социальную жизнь как индивидуум и член общества.Ответственной – способной брать на себя ответственность за свои действия, обязательства, завершать все, на себя взятое. Обязательной – способно защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии со своим ценностям;такой, что умеет оказать поддержку – способной заботиться о других, действовать с ними и для них. Развиваясь, молодой человек обогащает свой потенциал как личность и как член общества, способен действовать и готов принять участие в совершенствовании общества, в котором он живёт, заботиться о развитии соответствующих знаний, умений соответствующихего потребностям.
Реалии свидетельствуют, что такая личность сможет успешно самореализоваться в социуме как гражданин, семьянин, профессионал, носитель культуры. В этом контексте чрезвычайно эффективный метод проектов. Участие в проектной деятельности способствует формированию ключевых компетентностей: коммуникативной, социальной, правовой, психологической, информационной.
 Во время проектной деятельности решается целый ряд задач, активно развивается критическое мышление, развиваются познавательные навыки учащихся, формируются умения самостоятельно контролировать свои знания; ученики овладевают техникой убеждения и презентации своих аргументов, учатся эффективному общению, ведению переговоров, ненасильственному методу решения проблем и конфликтов, развивают умение работать в команде, чувствовать себя членом команды, брать ответственность на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности. Вырабатываются навыки работы с источниками информации, ведения дискуссии, рефлексии, отстаивание личного мнения.Проектная деятельность способствует развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.
Говоря о саморазвитии как о сложном психолого-педагогическом процессе нельзя не остановиться на его предпосылках – самосознании, самоопределении, самоутверждении.Так самосознание охватывает несколько важных моментов: осознание своей тождественности с окружением; осознание своего «Я», привлечение внимания к своему внутреннему миру, к потребностям своей души.
Процесс самопознания помогает осознать свои внутренние потребности. Ребенок через переживания нравственных чувств сам открывает в себе ранее неизвестные ему возможности, благодаря чему совершенствуется его внутренний мир, формируются новые взаимоотношения. Проектная деятельность способствует тому, что процесс самопознания постоянно расширяется, дополняется, совершенствуя «Я» ученика.
Самоопределение в проектной деятельности содержит в своей структуре утверждения личностью значимой и социально ценностной позиции.
Самоутверждение как высокий уровень социального становления личности ученика предусматривает стремление выделиться из окружения,реализацию активности в ряде значимых сфер деятельности,самостоятельно выбирать дальнейшую перспективу жизни.
Проектная деятельность в реализации модели выпускника способствует не только раскрытию возможностей и способностей ученика, но и осознанию, оценке личностных ресурсов, определению личностно значимых и социально ценностных перспектив.Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик пытается овладеть необходимой информацией, знаниями, актуализирует те или иные способности, природные задатки и отвергает те, которые мешают ему в достижении конкретной цели.
Проектная деятельность «заставляет» ученика по-новому посмотреть на свои умения, характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые надо нестандартно решить, выявить значительные волевые и эмоциональные усилия и достаточно высокий уровень самореализации. Как результат – качественныеизменения в психологической структуре личности, что приводит к овладению навыками общения, выработка умения ставить адекватные, личностно значимые и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности по реализации перспектив.
Реализация модели выпускника создает социально-педагогические условия, благоприятные для положительных изменений в знаниях, навыках и поступках воспитанников, их отношении к социальным явлениям.
Обобщенным следствием этого процесса становится осознание и принятие личных жизненных перспектив, возможного места и роли в жизни общества, определение своих призваний, формирование жизненного проекта.
Опыт работы школы доказал высокую эффективность проектно-исследовательской деятельности учащейся молодежи, направленной на поиск, исследования, становление авторской позиции и приобретения опыта ее публичной защиты.Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, современныйученик должен быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, использовать приобретенные знания и умения в окружающей действительности, быть способным генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, творчески мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в команде, уметь предотвращать любые конфликтные ситуации и выходить из них.Целенаправленно использовать свой потенциал для самореализациикак в профессиональном личном плане, так и в интересах общества, государства. Должен уметь добывать, перерабатывать информацию, применять ее для индивидуального развития и самосовершенствования. Бережно относиться к своему здоровью как высшей ценности, быть способным к выбору альтернатив, которые предлагает современная жизнь, уметь планировать стратегию своей жизни, ориентироваться в системе самых противоречивых и неоднозначных ценностей, определить свое кредо, свой стиль.
Итак, статус человека в обществе зависит от него самого. Быстротечность социального прогресса, его динамичность вызывает необходимость постоянной работы над собой развитием жизненной компетентности, усиления ответственности каждой личности за свое будущее, за возможность достижения личного счастья.
Задачи, стоящие в сфере ответственности перед каждым воспитанником, сконцентрированы вокруг проблемы жизненной компетентности молодого человека. А это требует освоения опыта жизни в обществе из-за сочетания обучения и практики социальных действий с постепенным увеличением именно практического участия молодого человека в жизни общества. Благодаря этому обеспечивается адекватная избирательность, глубина и сознательный характер отношения системы личных жизненных смыслов личности.Поэтапное введение учащейся молодежи в различные сферы жизнедеятельности и общения, овладения ими жизнетворческими технологиями, знаниями, умениями и навыками хотя бы в главных сферах человеческой жизни является неоспоримой необходимостью современности.
Итак, приоритетное направление развития личности, способной к самоактуализации, творческого восприятия мира и социально значимой деятельности лежит в плоскости решения проблем формирования и развития жизненной компетентности личности воспитанника и учителя, технологизации этого процесса. Основой всех преобразований должно стать реальное знание потенциальных возможностей детей, прогнозирование потребностей и моделей развития жизненной компетентности личности.
Главная цель – формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией, готовой к конкретному выбору своего места в жизни, способной изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.
Анализ практики работы по формированию и развитию жизненной компетентности личности позволяет выделить основные функции образовательного учреждения. Этоорганизация благоприятного информационного пространства – предметного, социокультурного, образовательного для развития потенциальных возможностей ребенка, его внутреннего мира. Развитие жизненной компетентности личности предполагает формирование у неё способности к совместному поиску, само исследование, рефлексии, творческого саморазвития, обучения личности сознательным владением методами, формами, технологиями формирования жизненной компетентности, совместному творческому поиску источников, путей становления жизненной компетентности личности.Развивающее взаимодействие поможет увидеть в себе, открыть, перевести в конкретные поступки и действия жизненный творческий потенциал.
Жизненная компетентность личности определяется не только базовыми знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями личности, мотивами ее деятельности, стилем отношений с людьми, ее способностью к развитию своего творческого потенциала.Развитие жизненной компетентности личности имеет комплексный характер и предусматривает формирование таких компетенций, как гражданская, политическая, правовая, тендерная, социальная, экономическая, экологическая, информационная,  коммуникативная,  компьютерная, психологическая, валеологическая. Компетенции являются важным компонентом структуры личности, в них будто фокусируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в деятельности и общении.
Главные направления жизненной подготовки учащейся молодежи.
Личностное направление – этостановление личности в сфере ее самоопределений и взаимоотношений, формирование самосознания и отношения к себе, разворачивается внутренний диалог с самим собой, что является результатом самопознания, самооценки, самоопределение.
Межличностное направление – это сфера становления и развития знаний, умений и навыков личности, которые обеспечивают ей возможность общения и деятельности с другими. Важнейшей и решающим условием этого процесса является владение коммуникативной компетенцией, способностью предвидеть возможные межличностные конфликты, по возможности избегать их, а в случае возникновения таковых – умение решать их.
Социально-групповое – это сфера взаимоотношений «Я-Мы», в рамках которой воспитанник должен освоить базовые алгоритмы социального взаимодействия и поведения. Это взаимодействия этические, конфессиональные, территориально-общинные, семейно-бытовые и др.
Политически правовое направление – это создание таких базовых основдеятельностивоспитанниковкакдемократизм,толерантность,плюрализм,гуманизм,гражданственность,уважение прав и свобод, ответственное отношение к выполнению обязанностей. Политическое сознание, политическая культура стимулируют общественную активность, делают каждого молодого человека деятельным участником событий, происходящих в стране и мире, способствуют осознанию миссии, роли и места в процессе создания государства. 
Цель работы педагогического коллектива по гражданско-правового направлению это формирование образа жизни достойной человека, который:
Умеет быстро адаптироваться к социально-экономическим отношениям, которые постоянно меняются.
Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; мыслит широко, небезразлично к будущему. Чувствует себя гражданином планеты.
Умеет обдуманно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.
Обладает культурой жизненного самоопределения и самореализации.
Уважает своё и чужое достоинство.
Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.
Ведет здоровый образ жизни.
Умеет радоваться, ценить жизнь, получает удовольствие от учебы, работы, отдыха.
Открыт для новых идей, знаний, смело общается с миром.
Содержание и задачи работы педагогов школы ориентировано на формирование жизненных навыков и компетенций, ориентаций на здоровый образ жизни, формирование осознанной ориентации на него, создание мотиваций, получение необходимых знаний, умений и навыков.  
Среди ключевых компетенций, которые формируют педагогические работники школы и способствующих формированию навыков здорового образа жизни являются:
навыки рационального питания,
двигательной активности и закаливания,
санитарно-гигиенические навыки,
режим труда и отдыха.
Классные руководители, учителя предметники, психолог школы работают над выработкой ключевых компетенций, способствующих социальному благосостоянию:
навыкам эффективного общения;
сопереживание;
развязывания конфликтов;
поведения в условиях давления;
навыкам совместной деятельности и сотрудничества.
Главными компетенциями, которые способствуют психологическому благополучию, над формированием которых работает педагогический коллектив школы:
самосознание и самооценка,
определение жизненных целей,
навыки принятия решений,
навыки самоконтроля,
навыки управления стрессами и тому подобное. 
Экономическая сфера отношений направлена ​​на формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и труда в условиях рыночных отношений. Формирование у учащейся молодежи понимания общих основ современного производства, умения включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природным богатствам.
Чрезвычайной важности задача – ознакомление учащейся молодежи со спецификой предпринимательской деятельности, культивирование предпринимательских способностей и мотиваций, овладение компьютерной грамотности, без которой невозможна успешная адаптация в информационном обществе, формирование навыков экономического анализа, менеджмента и маркетинга.
Эта система взаимоотношений должно способствовать профессиональному самоопределению, формированию у учащейся молодежи качеств, необходимых для дальнейшего обучения и профессионального совершенствования.
Основные задачи профориентационной работы:
Углубленное изучение учебных и специальных предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности.
Сосредоточение внимания на формирование профессионально важных качеств, необходимых в избранное вида профессиональной деятельности.
Осуществление контроля, коррекции профессиональных планов, выявление степени их обоснованности.
Определение путей самоподготовки к будущей профессии, способов диагностики, оценка результатов достижений.
Формирование основ для социально-профессиональной адаптации: развитие норм, ценностных ориентаций, мотивов выбора профессии, профессиональной направленности.
Формирование профессиональных интересов.
Основной путь формирования и развития жизненной компетентности личности – оптимально построенный учебно-воспитательный процесс, рациональная организация внеурочных форм работы и эффективное взаимодействие с семьей.
Это направление в школе реализуется при изучении курса «Этики» в 5-6 классах, в работе кружков при школе, при Дворце культуры, при участии детей в школьном конкурсе «Ученик года», при проведении коллективных творческих дел, воспитательных часов, песенных фестивалей, экскурсий, выставок, концертов и т.л.
Реализация модели выпускника будет способствовать:
овладению воспитанниками знаниями, умениями, навыками и технологиями формирования и развития жизненной компетентности в главных сферах человеческой жизни;
привлечению молодежи к непосредственному участию и реализации программ, касающихся общества в целом и молодежи в частности;
реализации творческого потенциала молодежи в интересах ее становления и самореализации, формированию морально-правовой культуры и профилактики негативных явлений в молодежной среде;
созданию благоприятных условий для полноценной социализации и активного привлечения молодежи к социально-экономического, политического и культурной жизни общества, преодоление ее социально-политической апатии;
развития у учащейся молодежи рефлексии, навыков планирования, четкой постановки цели;
повышение активной жизненной позиции, принципов здорового образа жизни;
становлению личности как активного творца своей жизненной судьбы.
Эффективность реализации модели повлечёт за собой:
положительные тенденции в молодежной среде и повышение уровня жизненной социальной компетентности личности;
отслеживание результатов воздействия проекта на учащуюся молодежь;
обеспечение высокого уровня подготовки методических материалов, проведения запланированных мероприятий, обучение молодежных лидеров;
разработку и внедрение новых методик, технологий формирования и развития жизненной компетентности личности;
введение проблематики формирования и развития жизненной компетентности в план работы школы;
повышение профессиональной компетентности педагогов посредством создания гибкой, оперативной системы научно-методической подготовки.