.конспект занятия по лексической теме Дикие животные


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: « Речевое развитие »
Раздел: « Развитие речи »
Тема: « Клуб знатоков леса. Дикие животные»
Возрастная группа: подготовительная группа


Выполнила: учитель-логопед
МБДОУ № 4 с.Серафимовский
Мистрюкова Елена Александровна
Образование - высшее,БГПУ,30.12.03
Стаж общий -20 лет
Квалификационная категория первая


Цель: повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края
Программные задачи :Обучающие задачи:
-Связная речь :Активизация словаря по теме ,совершенствование последовательного воспроизведения словесного материала ,развитие умения придумывания сказки о животных по аналогии со сказкой К.Д.Ушинского «Бишка »
-Формирование словаря: Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый – сильный, хищный – травоядный ),развитие навыков словоизменения и словообразования.
-Грамматический строй речи : Развивать у детей умения правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже, упражнять в согласовании существительных с числительными и упражнять в правильном употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Развивающие задачи : Развивать знания у детей о жизни и повадках диких животных, развитие наглядно-образного мышления, слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук, навыков самоконтроля.
Воспитывающие задачи : Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края, развивать чувство товарищества, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное и познавательное развитие , физическое развитие.
Демонстрационный материал : Предметные и сюжетные картинки диких животных, цифры 1, 2 , 3,фишки.
Раздаточный материал : Конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка по данной теме ( медведь, заяц , белка, лиса, волк, ёж ),бумажные медали для каждого ребёнка.
Словарная работа: Ежиная семья, беличья семья ,лисья семья, волчья семья.
Предварительная работа: Беседа о диких животных наших лесов, рассматривание иллюстраций, фотографий из жизни животных, чтение стихов.
Ход занятия .Организационный момент:
Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, улыбнёмся друг другу, повернитесь и гостям улыбнитесь.
- Ребята, а скажите кто живёт в лесу?
- Дикие животные. Почему их называют дикими ?Дети : Они сами строят себе жилища, сами добывают пищу и сами заботятся о детёнышах.
Вот с ними мы сегодня поближе познакомимся .Сейчас тихо садятся девочки, а теперь мальчики.
Обращаю внимание на осанку.
Сядьте правильно,
Ноги поставьте вместе,
Спинку выпрямите.
Основная часть :Воспитатель : Давайте с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные »
Дикие животные есть у нас в лесу:
Здесь мы можем встретить зайца и лису,
Белку и медведя,
Волка, кабана-
Прячет всех надёжно лесная тишина.
Воспитатель : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто это?»
- Он трусливый, длинноухий, серый. Кто это?
Выставляется картинка зайца.
Посмотрите, это заяц .У него передние лапы короткие, а задние длинные.
А вы знаете, почему?Потому что они помогают ему быстро бегать и прыгать,
а ещё у зайца длинные уши и за это мы можем назвать его –длинноухим,а если у него быстрые ноги, то он какой?
Дети : Быстроногий.
Воспитатель :Он живёт в норе, а зимой роет норы под снегом.
-Какого цвета у него шубка летом, а зимой?
-Знаете, как заяц голос подаёт?
-Он лопочет.
- Детёныши у него зайчата.
Воспитатель: О ком я говорю ? Он злой, голодный, серый.
Выставляется картинка волка. Описание внешнего вида, подбор признаков и действий .Как он голос подаёт?
Дети :Воет.
Воспитатель : Как называется жилище волка?
Дети :Волчье логово
Воспитатель :Чем питается ? Как вы думаете, он хищник ?Как вы думаете ,почему его называют санитаром леса ?Потому что он поедает слабых и больных животных.
-Кто детёныши у волка?
Дети: Волчата
Воспитатель: Хитрая, рыжая, хищная. Кто это ?Выставляется картинка лисы. Описание внешнего вида.
-Как называется жилище у лисы ? Где она живёт?
Дети :Лиса живёт в норе. Она может занимать чужие норы, особенно норы аккуратных барсуков.
-Как она голос подаёт ?-Лиса тявкает.
-А чем она питается? Она ест мышей ,змей ,лягушек ,ящериц ,любит фрукты рыбу. Как вы считаете, она хищница ?-Кто детёныши ?Дети :У лисы рождаются лисята.
Воспитатель: Большой, бурый, неуклюжий. Кто это ?Выставляется картинка медведя. Описание внешнего вида.
-Где живёт медведь ?Дети :Медведь живёт в берлоге.
Воспитатель : На зиму вход в берлогу он засыпает землёй и закрывает сухими ветками.
Воспитатель: Как он голос подаёт ?Дети : Медведь ревёт.
Воспитатель : Кто рождается у медведицы?
Дети :У медведицы рождаются медвежата.
Воспитатель :Рыжая, маленькая, быстрая. Кто это ?Выставляется картинка белки. Описание внешнего вида: у неё шубка зимой серая, а летом рыжая. На ушах есть кисточки. На зиму белки делают себе запасы на деревьях, вешают на ветки ,грибы, ягоды, орехи.
-Как называется дом белки ?Где она живёт ?
Дети :Белка живёт в дупле.
Воспитатель :Кто рождаются у белки ?
Дети :У белки рождаются бельчата.
Воспитатель :Маленький, шустрый, колючий. Кто это ?Выставляется картинка ежа. Описание внешнего вида
Воспитатель : Где живёт ёж ?Дети :Ёж живёт в норе.
Воспитатель: Как он голос подаёт ?Дети : Ёж фыркает.
Воспитатель :Кто рождается у ежихи ?
Дети : У ежихи рождаются ежата.
Воспитатель : Чем питаются ежи ?Дети : Ежи едят мышей,змей,насекомых,фрукты.
Воспитатель :Шерсть покрыта жиром, чтобы не мокнуть под водой, строит хатки. Кто это ?Дети : Бобр.
Выставляется картинка бобра. описание внешнего вида: они плавают в речке, из веток деревьев строят плотину. Хвост служит опорой.
Воспитатель :Где живут бобры ?
Дети :Бобры живут в хатках.
Воспитатель: Как называются детёныши у бобров?
Дети :Они называются бобрята.
Воспитатель: Ребята, скажите, а ещё каких животных мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить рысь, оленя, кабана, лося.
Воспитатель :А вы знаете, что самку оленя называют оленуха. Кто детёныши у оленухи?
Дети: У оленухи рождаются оленята.
Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру «Один-много «
Волк- много волков ,лиса- много лис ,ёж- много ежей и т.д.
Воспитатель :Мы с вами живём в семье и у животных тоже есть семья. Послушайте, я вас познакомлю с семьями животных.
- Это семья ежей – ежиная семья. Папа –ёж, мама-ежиха, дети-ежата.
- Это семья лис, значит это чья семья?
Дети: это лисья семья и т.д.
Физкультминутка. “Дикие животные”
Как-то раз лесной тропойЗвери шли на водопой.За мамой – медведицей шёл медвежонок,За мамою – белкой скакали бельчата,За мамой – зайчихой косые зайчата,Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)
Игра с мячом «Скажи наоборот »
-Лось большой, а заяц… .(маленький )
- Белка слабая, а волк… (сильный )- У волка хвост длинный ,а у медведя … (короткий )
- Лиса хищное животное , заяц …( травоядное )
- Ёж травоядный, а волк… (хищный ) и т.д.
Воспитатель :Садитесь на свои места.
Сядьте правильно,
Ноги поставьте вместе,
Спинку выпрямите.
Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру .Она называется «1-3-5 »
Я буду показывать цифры, а вы считайте животных.
-Один волк, три волка, пять волков. Один ёж, три ежа, пять ежей и т.д.
Воспитатель :Ребята,сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто самый умный? «
Придумайте своим командам название. За правильный ответ на вопрос я буду давать фишки. У какой команды в конце викторины их окажется больше, та команда и победила. Ответы принимаются только при поднятой руке. При выкрикивании с места, право ответа переходит к другой команде, а ответ не засчитывается. Когда я задам вопрос, тот, кто первый поднимет руку, начнет отвечать. Ну что, готовы? Тогда начнем.
1.Как голос подаёт заяц?
2.Как называется жилище медведя?
3.У каких животных есть кисточки на ушах ?4.Как называется жилище волка?
5.Кто мама у волчонка?
6.Как голос подаёт ёж?
7.Как голос подаёт лиса?
8.Где живут бобры?
9.Кто зимой серый, а летом рыжий?
10.Кто детёныш у белки?
11.Чей хвост у лисы ?12.У какого животного задние лапы длиннее передних?
13.Чей хвост у белки?
14.Кто мама у оленёнка?
Подсчитывается количество баллов ,называется победитель этой игры.
Развитие связной речи.
Воспитатель:Я вам расскажу сказку:
Однажды Маша гуляла в лесу, подошла она к логову волка и говорит ему:
- А ну-ка, волк, прочти, что в книжке написано.Понюхал волк книжку, и прочь пошёл.
-Не моё,- говорит,- дело книжки читать. Моё дело в логове жить ,по ночам на луну выть, на охоту ходить, за волчатами смотреть, -будет с меня и этого.
Беседа по содержанию сказки:
-О чём попросила Маша волка?
- Что сделал волк ?- Какие же дела есть у волка ?-Чему нас учит эта сказка?
Вывод: Каждый должен заниматься своим делом, которое он умеет хорошо делать.
Воспитатель :Приступаем к последнему заданию. У вас на столах есть конвертики с заданием ,откройте их. Вам нужно собрать картинку и про того, кто у вас получиться придумать такую же сказку.
Дети собирают картинки и по анологии с предложенной сказкой придумывают сказку про своего персонажа.
Итог. Про кого мы сегодня беседовали? Что нового узнали ?Все сегодня были молодцы. Я могу вас назвать настоящими знатоками леса. Каждому вручается медаль « Знаток леса »Спасибо. До свидания.

Список использованной литературы
1.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет, 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Игры в логопедической работе с детьми Ред. – сост. В.И. Селиверстов-М.: Просвещение, 1987 г.
3.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.