Использование информационно-коммуникационных технологий для достижения практических, теоретических и познавательных результатов.

Киямова Г.З. МБУ школа №87 г. Тольятти
Использование информационно-коммуникационных технологий для достижения практических, теоретических и познавательных результатов.
На мой взгляд, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет решать довольно широкий спектр задач:
создание условий для гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой;
повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и, как следствие, достижение более высоких результатов обученности;
развитие познавательной активности школьников, формирование устойчивых навыков познавательной деятельности;
формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации;
формирование коммуникативной культуры учащихся;
повышение эффективности процесса обучения;
расширение образовательного пространства современной школы;
улучшение качества и увеличение доступности образования.
Интерактивное обучение на основе информационно-коммуникационных технологий позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого, что придаёт данной образовательной технологии особую актуальность и является для меня, как для педагога, основанием для активного внедрения ИКТ в педагогический процесс.
Процесс освоения ИКТ, осуществляю посредством:
1) участия в семинарах ,конференциях, вебинарах в рамках предмета, таких как:
семинар «Роль учителя в развитии навыков самостоятельной работы учащихся с мультимедийными средствами обучения» (г. Самара,2008г.);
семинар «Информационно-образовательная среда нового УМК «Звёздный английский (Starlight) как средство реализации ФГОС второго поколения» (г.Тольятти,2010г.);
IX конференция издательства «Макмиллан» «Обучение английскому языку на современном этапе: методы, инновации, технологии» (г.Самара,2010г.);
десятая весенняя конференция издательства «Макмиллан» «современные тенденции преподавания английского языка» (г.Самара, 2011г.)
одиннадцатая весенняя конференция издательства «Макмиллан» «Инновации и традиции преподавании английского языка» (г.Самара, 2012г.);
курс лекций по методике обучения иностранным языкам рамках вебинара А.В.Конобеева для учителей английского языка по теме «Методические особенности использования ИКТ в обучении английскому языку (на примерах обучающих компьютерных программ к курсам «Enjoy English», «Happy English.ru», « Millie-New Milliennium English» бесплатных интернет-ресурсов 2012г.;
курс лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках Всероссийского вебинара Л.Г. Каповой для учителей английского языка по теме «ИКТ –компонент в обучении видам речевой деятельности на уроке английского языка» ( на примере обучающих компьютерных программ к курсу «Millie-New Millennium English») (2012г.)

2) дополнительного образования:
обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» по именному образовательному чеку по программе «Управление инновациями» (г. Тольятти, 2012г.)
3) самообразования:
изучение и использование методического материала Интернет-сайтов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и др. " годы существования. Английский и Русский языкинием зыком. оего друга попросили выбрать мероприятие к Дню Безопасности. и уди
ИКТ я применяю не только на традиционных уроках, но и при организации внеклассной деятельности и самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, при подготовке и оформлении различных проектов, рефератов, докладов.
Компьютерные презентации по темам «What pets do Russians have?» (5 кл.); «Australia».(5 кл.); «Merry Christmas and Happy New Year!» (5 кл.), «My home». (5 кл.), стали результатом проектной деятельности учащихся.
При подготовке проектов, сообщений, рефератов, компьютерных презентаций школьники используют информационные ресурсы сети Интернет самостоятельно или с помощью родителей (если это учащиеся младшего звена). Я, как учитель, помогаю ребятам сориентироваться на этапе выбора необходимых сайтов при выполнении того или иного задания – раздаю заранее подготовительные распечатки с электронными адресами.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах, конкурсах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В 2012 учебном году 8 учащихся из параллели десятых классов приняли участие во всероссийском лингвистическом on-line конкурсе «Get Ready for Exams» для школьников средней и старшей ступеней обучения, проводимого издательством Pearson в рамках мероприятий, направленных на подготовку к ГИА и ЕГЭ.
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет, которое я осуществляю в своей педагогической деятельности, является организация переписки учащихся по электронной почте со своими зарубежными сверстниками (интернет сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Применение ИКТ на уроках английского языка позволяет мне получить следующие результаты:
- повышение мотивации к изучению английского языка (сами учащиеся отмечают, что уроки с применением компьютера, медиапроектора намного интереснее, такие уроки позволяют лучше усвоить материал, проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации, по словам ребят, им нравится работать с тестами и упражнениями на компьютере, программа компьютерного тестирования представляет возможность объективности оценки);
- совершенствование практических умений и навыков учащихся;
- стабильные положительные результаты обученности: успеваемость 100%, средний балл по предмету 4,0 – 4,2
- активизация познавательной деятельности учащихся, развитие исследовательских, творческих способностей, что отражается в результатах проектной деятельности в рамках предмета, в желании школьников участвовать в олимпиадах и конкурсах различных уровней;
- формирование информационной, коммуникативной компетенции учащихся.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, формируют целостную систему знаний, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Наряду с очевидными положительными результатами применения ИКТ на уроках английского языка, по моему мнению, существуют и некоторые сложности: технологии быстро развиваются и быстро устаревают, в современном образовательном пространстве их количество растёт в геометрической прогрессии. Как сориентироваться в этом многообразии, как сделать правильный выбор? Я считаю, что нужно не отставать от научно- технического прогресса, быть активной и постоянно развиваться, возможностей для этого существует великое множество. А в ситуации выбора ориентироваться на передовой педагогический опыт коллег, консультационную помощь, предоставляемую методистами различных уровней и, конечно же, экспериментировать, внедрять, использовать всё прогрессивное.
Переписка с носителями языка, как известно, мощный фактор в повышении мотивации учащихся к процессу овладения языком, поэтому в будущем, мне бы хотелось развивать работу по формированию межкультурных связей – использование иформационно-коммуникационных технологий даёт прекрасную возможность осуществлять взаимодействие учащихся в этом направлении.
Опыт применения ИКТ на уроках английского языка позволяет мне сделать вывод о том, что данные технологии позволяют создавать новую активную образовательную среду, которая предоставляет обучающимся возможность доступа к различным источникам информации, помогает удовлетворять интересы современного школьника, общающегося в Интернет - сообществе. Использование новых информационно-коммуникационных технологий расширяет рамки образовательного пространства школы, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся к процессу образования, позволяет создать условия для гармоничного развития личности обучающихся, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Внедрение ИКТ способствует формированию устойчивых навыков познавательной деятельности, умений самостоятельно пополнять знания, повышает эффективность образовательного процесса, позволяет достичь стабильных положительных результатов обученности, способствует развитию коммуникационной и информационной компетенции учащихся.