Конспект урока по литературному чтению на тему Киргизская сказка Мудрая девушка (2 класс)


Раздел: «Сказка мудростью богата»
Тема: киргизская сказка «Мудрая девушка»
Цель: продолжить чтение и обсуждение сказок народов мира.
Задачи:
Образовательные: познакомить с новым произведением; учить детей анализировать сюжет сказки, поступки героев, определять их характер, выявлять основную мысль сказки и искать ее в тексте; обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; совершенствовать навык чтения, правильность, сознательность, беглость, выразительность; Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к сказкам, любовь к чтению, уважительному отношению к старшим, пожилым людям.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир»», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 2 класс, часть 2, 2011 г.
видео презентация;
телевизор;
раздаточный материал: лист бумаги для загадок.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Организационный момент Учитель:
Прозвенел звонок,Начинается урок.Вы за парты дружно сели,На меня все посмотрели.
Учитель заранее пишет на доске:
Чтение – вот лучшее учение!
Тот, кто читает, становится умнее.
Учитель: Хотите стать умнее?
Ученик: Да!
Учитель: Значит, чем будем заниматься на уроке?
Ученик: Читать.
Учитель: Дополните: Сегодня на уроке мы…
Ученик: Сегодня на уроке мы будем читать. Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний:

Развитие умений Проверка домашнего задания:
Беседа:
Учитель: Откройте с. 11. Прочитайте название сказки.
Ученик: «Мудрая девушка».
Учитель: Можно ли догадаться, кто герой этой сказки?
Ученик: Да, героем сказки будет девушка, которая была мудрой.
Учитель: Какой народ ее придумал?
Ученик: Киргизский народ.
Учитель: Какую киргизскую сказку мы уже читали?
Ученик: «Дыйканбай и дэв».
Учитель: Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались?
Ученик: Смеялись на дэвом, потому что он такой большой, но очень трусливый и глупый, а восхищались над Дыйканбаем, так как он храбрый, умный и находчивый человек.
Учитель: Что ценит в людях киргизский народ?
Ученик: Смелость, ум, выдумку.
Работа с иллюстрацией (стр. 11):
Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 11. Кто здесь изображен?
Ученик: Изображен старец (хан), на его руке сидит сокол.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем читать?
Ученик: Наверное, мы будем читать о хане и о мудрой девушке.
Учитель: Давайте прочитаем первую часть сказки. В сказке вам встретятся трудные для понимания слова (учитель заранее записывает на доске):
Хан – в некоторых странах богатый человек, правитель;
Чтим – уважаем;
Аксакал – старейшина;
Подданные – находящиеся в подчинении;
Бай – богатый человек, землевладелец или скотовод.
Чтение вслух учащимися 1-й части по «цепочке»:
Учитель: Итак, давайте прочитаем 1-ю часть сказки по цепочке.
Вопросы после чтения:
Учитель: Что вы узнали о Сарыбае?
Ученик: Он был ханом.
Учитель: Каким он был человеком?
Ученик: Умным, мудрым, дальновидным.
Учитель: Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор.
Ученик: «Живые быстро забывают слова умерших».
Учитель: Как вы их понимаете?
Ученик: Чему нас учили когда-то постепенно забывается, не стало человека, и мы забыли то, что он говорил когда-то.
Учитель: Прав ли был Сарыбай, говоря их?
Ученик: Да, ведь народ не хотел выбирать ханом пастуха. Забыли люди, что говорил Сарыбай.
Учитель: Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух?
Ученик: Аксакалы.
Учитель: Верно. Киргизы уважительно относятся к старейшинам – аксакалам.
Учитель: Что вы узнали из жизни киргизов из сказки?
Ученик: Мы узнали, что правитель в киргизской стране называют ханом. Старейшинами были аксакалы. К ним народ относился почтенно. Власть переходила по наследству, либо народ сам выбирал правителя.
Учитель: Вспомните название сказки. А узнали ли мы что-нибудь о девушке?
Ученик: Нет.
Учитель: Тогда давайте читать дальше. Развитие умений:
Работа со второй частью текста:
Чтение вслух 2-й части по цепочке до слов «…они наконец согласились».
Учитель: Давайте прочитаем вторую часть сказки до слов «…они наконец согласились».
- Вопросы после чтения:
Учитель: Почему Болотбек плакал, видя свой старый рваный халат?
Ученик: Он ему напоминал о том, что среди его народа еще много бедняков. И от этого ему становится тяжело и он плачет.
Учитель: Каким он был человеком?
Ученик: Добрым, заботился о своем народе.
Учитель: Почему хан согласился жениться?
Ученик: Потому что это печалило его народ. Они его долго уговаривали, чтобы он оставил после себя наследников.
Учитель: О какой жене он мечтал?
Ученик: Он мечтал, чтобы его жена была умная и справедливая.
Учитель: Какие загадки Болотбек загадал? Найдите и зачитайте в тексте.
Ученик: 1) Какое расстояние между востоком и западом?
Какое расстояние между небом и землей?
Какое расстояние между правдой и ложью?
Учитель: Попробуйте сами отгадать их. (Дети отгадывают).
Учитель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы отгадали. Давайте дочитаем вторую часть.
Чтение вслух 2-й части по цепочке со слов «Пришли девушки во дворец…»
- Вопросы после чтения:
Учитель: Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?
Ученик: Она была очень наблюдательной, наблюдала за природой, за людьми и за собой.
Учитель: Как к ней относились знатные богатые девушки?
Ученик: Высокомерно, грубо, смеялись над бедной одеждой.
Учитель: Повторите отгадки Даанышман. Найдите и зачитайте в тексте. Ученик: Дети читают отгадки.
Учитель: В чем мудрость ее отгадок?
Ученик: Она очень наблюдательная и мудрая.
Учитель: Найдите и зачитайте в тексте, что сказал хан про это, когда она отгадала все его загадки.
Ученик: Зачитывают в тексте.
Учитель: Почему Болотбек женился на Даанышман? Какое качество жены он ценил больше всего?
Ученик: Она была самая умная, а хан ценил ум.
Учитель: Молодцы, теперь давайте отдохнем. Дружно встали! Физкультминутка Раз шажок, два шажок,
Левый, правый сапожок.
Учит нас Алешка
Топать понемножку. (2 раза) Продолжение развития умений Работа с 3-й частью сказки:
- Чтение по ролям: «автор», «Даанышман», «Болотбек».
Учитель: Давайте прочитаем третью часть по ролям, узнаем, чем же закончилась сказка.
- Вопросы после чтения:
Учитель: Что означает имя Даанышман?
Ученик: Мудрая.
Учитель: Как правили хан с женой своим ханством?
Ученик: Дружно и счастливо, всегда помнили о бедняках и заботились о них. Даанышман помогала хану своими умными советами и наставлениями. Хан всегда слушал свою жену.
Учитель: Чем Даанышман разгневала хана?
Ученик: Она не сдержала своего обещания, что никого другого не будет учить, кроме него, уму – разуму.
Учитель: Как она ему помогла понять несправедливость его упреков? Найдите и зачитайте в тексте.
Ученик: Зачитывают текст.
Учитель: Чем закончилась сказка?
Ученик: Они вернулись во дворец и зажили, как прежде, счастливо и дружно.
Работа с иллюстрациями (стр. 15 и 16):
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет?
Ученик: На них изображены хан и его жена.
Учитель: Какие моменты сказки изображены на каждой из иллюстраций?
Ученик: На первой иллюстрации изображен сюжет, когда Даанышман пришла к хану с другими девушками. Она выступила вперед и стала отвечать на загадки хана. А на второй картинке изображен сюжет, когда девушка стала ханской женой.
Учитель: Кто главный герой на первой иллюстрации?
Ученик: Хан.
Учитель: А на второй?
Ученик: Его жена, Даанышман.
Учитель: Как художник выделяет главного героя? Обратите внимание, на каком плане изобразил художник героя, какие краски использовал, в какой позе, выражение лица какое?
Ученик: На первой картинке на переднем плане изображен хан. Так как художник выделил его одежду более яркой, насыщенной краской. Он сидит на своем троне в пол-оборота. Позади него стоит Даанышман. Он смотрит на нее, немного прищурившись, как будь – то присматривается к ней.
Учитель: А что на второй иллюстрации изображено? Обратите внимание на внешний облик героев, как они одеты.
Ученик: Главная героиня второй иллюстрации – Даанышман. Она изображена на переднем плане, что-то говорит, её руки подняты. А хан смотрит на нее с восхищением, с любовью. Она покорила его своей мудростью. Она держит его за руку.
Учитель: Верно. Обратите внимание на особенности одежды киргизского народа.
Мужчины носили широкую рубашку и брюки. Рубашка была ниже колен и полностью скрывала руки. Верхняя одежда была большой и широкой, называлась пальто, но больше всего была похожа на халат. Головной убор назывался тюбетейка.
Женщины носили длинные платья. Пальто у женщин было такое же, как у мужчин. Головным женским убором служил тюрбан. Без этого тюрбана они не могли выйти из дома. В нём же они должны были заниматься и домашним хозяйством. Киргизские женщины так же были наряжены многочисленными украшениями: серёжками, кольцами, браслетами.
Все эти особенности художник старался передать вам в своих иллюстрациях. Итог урока Какой момент сказки вам показался самым интересным?
Кто из героев особенно понравился? Почему?
Учитель: Какой мудрости научила вас эта сказка?
Ученик: Она учит тому, что нужно с уважением относиться к старым людям, нужно прислушиваться к их словам. А так же нужно помогать людям, которым очень нужна ваша помощь, тем более, если у тебя есть для этого способности.
Учитель: Давайте отметим, кто сегодня хорошо читал. Кто хорошо отвечал на вопросы? Домашнее задание Перечитать сказку «Мудрая девушка».
Подготовить пересказ сказки.
Попробовать самим придумать загадки для девушки.*