Конспект урока по литературному чтению Киргизская сказка Мудрая девушка


Литературное чтение
Тема: Киргизская сказка «Мудрая девушка»
Цель: завершить работу над киргизской сказкой «Мудрая девушка»
Задачи:
Учить детей правильному составлению плана литературного произведения
Формировать навык пересказа, пользуясь составленным планом
Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению
Воспитывать уважительное отношение к старшим
Ход урока:
№ Этапы: Содержание:
I Орг. момент. Актуализация знаний - На прошлом уроке мы познакомились с какой сказкой? Какого народа? (киргизская сказка «Мудрая девушка»)
- Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки?
(Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.)- Какой вид сказки? Почему?
(Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.)
II Проверка домашнего задания - Скажите, какую работу вы выполняли дома? (перечитали, подбирали фрагмент к иллюстрации)
- Прежде чем проверить, вспомним ключевые моменты сказки.
- Найдите и зачитайте:
Как Болотбек стал ханом.
Как Болотбек правил ханством.
Как ханша взяла с собой то, что больше всего любила.
(зачитывают из текста)
- Приступим к проверке д/з- Найдите самую первую иллюстрацию. Что изобразил на ней художник? Зачитайте выразительно слова из текста к данной иллюстрации.
«Тогда Сарыбай сказал: - Есть у меня …»
- Найдите 2 иллюстрацию на стр. 15. Что изображено на ней? Зачитайте слова из текста.
«Тогда выступила вперёд Даанышман и сказала …»
- А какие слова вы подобрали к 3 иллюстрации?
«Так бедная девушка стала ханской женой …»
«- Хан мой, - отвечала ему жена …»
- Что объединяет все эти иллюстрации? Обратите внимание на одежду (национальный костюм)
- Чем могут быть эти иллюстрации к сказке? (картинным планом)
III Выразительное чтение 3 части - Давайте перечитаем 3 часть сказки с целью составить план. А для чего нам нужен план? (помогает при пересказе)
(выразительное чтение по указке учителя)
Жизнь Даанышман и Болотбека
Нарушение запрета
Хитрость и мудрость Даанышман
(план на слайде)
- Кто попробует пересказать 3 часть по составленному плану? (оценивание)
IV Об образах героев сказки - Сегодня мы с вами попробуем выполнить не очень простую для вас работу, но если вы постараетесь, то обязательно справитесь.
В тетради на стр. 33 №5 дан план рассказа о Даанышман и о Болотбеке. Выберете одного из этих героев и попробуйте самостоятельно составить рассказ. 2-3 мин.
План:
Как зовут героя сказки?
Кем он был?
Как он(а) стал(а) ханом/ ханшей?
Какие поступки совершал(а)?
Всегда ли правильно поступал(а)?
Каким качествами обладает герой? (выберете слова из задания №3)
Твоё отношение к герою.
- Как вы думаете, кто главный герой сказки?
- Вспомните название сказки. О чём оно говорит?
V Обобщающие вопросы и задания - А теперь, ребята, давайте заполним клетки кроссворда и узнаем, что ценит киргизский народ в людях.
8 М у дро 4 па с т У х7 Д а а нышм а н1 а Рб а 3 с О к о л 2 а к С а к а л ы6 Т ри 5 де нЬ Как киргизский народ называет телегу? (Арба)
В  сказке старейшины – это … (аксакалы).
Какая птица была другом Сарыбаю? (Сокол)
Профессия Болотбека до выборов в ханы? (Пастух)
«Какое расстояние между востоком и западом?»      (День)
Сколько загадок отгадала жена хана? (Три)
Как звали  девушку, отгадавшую загадки?  (Даанышман)
 Как правил Болотбек ханством? (Мудро)
- Ответ: киргизский народ ценит в людях мудрость.
- Чему учит нас эта сказка? (ум и находчивость могут спасти в трудную минуту)
Оцените свою работу при подготовке домашнему заданию и работу на уроке. (молодец, могу и лучше, в следующий раз постараюсь)
VI Домашнее задание Проиллюстрировать загадки хана и отгадки Даанышман.