Конспект урока истории Возникновение земледелия и скотоводства


Конспект урока истории,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Чекаловская Людмила Евгеньевна
Место работы: хут. Ханьков, муниципальное образование Славянский район, МБОУ ООШ № 21
Должность: учитель истории, обществознания и географии
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока «Возникновение земледелия и скотоводства», раздел «Жизнь первобытных людей», урок 14
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.
Технологическая карта урока
Тема урока Возникновение земледелия и скотоводства
План изучения нового материала 1. Появление земледелия и скотоводства
2. Ремесло: почему появилось, что производило
Возможная личностно значимая проблема Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Цель урока Способствовать формированию представлений об изменениях в труде и образе жизни человека после ухода ледника, умений характеризовать понятие присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствующие переходу от одного типа к другому, характеризовать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека
Задачи урока образовательные: познакомить обучающихся с условиями возникновения земледелия и скотоводства;
развивающие: продолжить развитие информационных умений; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность, делать выводы, на основе источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам, умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
воспитательные:  воспитывать способность продуктивно работать в группе, трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям.
Тип и вид урока, формы организации учебной деятельности Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая (парная).
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация проверки усвоения знаний.
Планируемые результаты Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
Способность решать творческие задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
УУД Познавательные УУД:
— находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
— анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Регулятивные УУД:
— определять цель, проблему в учебной деятельности;
— выдвигать версии;
— планировать учебную деятельность;
— работать по плану, сверяясь с целью;
— находить и исправлять ошибки;
— оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные УУД:
— излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Учебное оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь 1, ЭУИ «Всеобщая история» 5 класс, КИМы под ред. Волковой К.В., тестовая работа, таблица для заполнения
Новые термины и понятия Производящий тип хозяйства, неолитическая революция
Этапы урока Организационный момент
Актуализация темы «Флаг и знамя сопровождают историю. Из истории гимнов», «Общины охотников и собирателей»
Переход к новой теме
Изучение новой темы
Итоги урока, закрепление изученного на уроке
Объяснение хода выполнения домашнего задания
Домашнее задание § 3. Вопросы на с.21
Ход урока
Этапы урока Содержание работы на этапе Деятельность учащихся, форма контроля УУД
1 Проверка готовности учащихся к уроку. Отметка в журнале об отсутствующих.
Краткое изложение основных этапов урока, обоснование темы и цели урока. Участие в беседе Быстрое включение в деловой ритм.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
2 Выполнение проверочной работы (2 этапа: устный – беседа по вопросам проверочной, письменный – проверочная по предложенным текстам, КИМам). Выполнение проверочнойРегулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Беседа по вопросам:
- Что такое родовая община? (проверка записи в тетради – д/з)
- Какое хозяйство мы называем присваивающим? Участие в беседе 3
Объяснение плана изучения новой темы
Появление земледелия и скотоводства
Ремесло: почему появилось, что производило Запись плана в тетрадь Познавательные: используют знаково-символические средства
4 Работа с понятием земледелие, скотоводство Устные ответы на поставленные вопросы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Работа с учебником с.15 Чтение статьи учебника Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Беседа
- Где и когда примерно появилось земледелие? Участие в беседе Работа с контурной картой с. 8 Работа с контурной картой Познавательные: используют знаково-символические средства
ФИЗ минутка
Работа с понятиями Запись понятий в тетрадь. Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Просмотр лекции ЭУИ «Всеобщая история» Беседа по увиденному.
- Как изменилась жизнь людей после появления земледелия и скотоводства?
- Какие новые орудия труда появились у людей?
- Из чего их делали? Обсуждение увиденного по вопросам. Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
5 Работа с таблицей, текстом в раб. тетради. Заполнение таблицы.
Проверка выполнения задания. Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение
6 § 3. Вопросы на с.21 Запись задания в дневник Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
Примечания
1 Работа с неуспевающими учащимися выделена курсивом
2 Спросить устно
Предложить письменное задание
3 Проверочная работа
Допишите пропущенную строчку в куплет из текста гимна Российской Федерации.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
_____________________________________________________
Так было, так есть и так будет всегда!
Заполни пропуски в тексте.
В Законе о Государственном ___________ нашей страны написано: «Государственный ___________ Российской Федерации представляет собой четырехугольный закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от слова «геральдика» - наука о _________) щит с золотым ___________ орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - _____________ (жезл – один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой - ___________ (символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным ___________ черного опрокинутого навзничь змея».

СРАВНИТЕЛЬНЫЯ ТАБЛИЦА
Линии сравнения Первобытный человек Родовые общины охотников и собирателей Земледельцы и скотоводы
Территория расселения Организация жизни Занятия Открытия и изобретения, с помощью которых удалось выжить Жилища Орудия труда, оружие