Конспект урока по истории «Возникновение земледелия и скотоводства»


Возникновение земледелия и скотоводства
Цели: Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты. Воспитывать интерес к изучению отечественной истории.
Ход урока
I.Оргмомент (подготовка детей к уроку)
II. Проверка домашнего задания:
Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
Что такое религия?
Что изображали первобытные художники?
Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим оружием человек?
Что обозначает понятие искусство?
Почему в могилы люди клали различные предметы?
III. Изучение новой темы:
Игра "Бинго"
Задача учащихся в своих табличках в ходе урока - помечать те слова, которые они услышали во время объяснения материала. Тот, кто первым полностью заполнит таблицу, дает об этом знать. Заполнение таблиц прекращается. Начинается обсуждение. "Цепочка воспоминаний": в каком контексте прозвучала та или иная информация на уроке. В конце урока определяем лучшего ученика по номинациям:
- кто раньше всех заполнил таблицу;
- кто лучше всех запомнил, как это было;
- кто больше всех запомнил информации.
старейшина собирательство охота род
Производящее хозяйство скотоводство земледелие племя
Присваивающее хозяйство ремесло община собака
духи идолы жертва молитва
Мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Сегодня мы узнаем как появилось земледелие и скотоводство
Собирательство Охота

Присваивающее хозяйство
Земледелие Скотоводство
(Выращивание растений) (Разведение скота)
Орудия труда: мотыга, серп, зернотерка Первые домашние животные:
собака, свиньи, овцы, козы,
корова


Производящее хозяйство
Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.
Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.
Давайте попробуем найти ответ с помощью учебника
- Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства? (Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.)
Возникновение ремесла
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий
Ремесло - мелкое, преимущественно ручное производство товаров, требующее значительного мастерства;
Давайте обратим внимание на рисунки в учебнике.
- Что изменилось в жизни людей с изобретением прядения и ткачества? (У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани)
Физкультминутка.
Род и племя
Вопрос изучается с помощью объяснительного чтения, используя начерченную на доске схему:
Совет старейшин

Племя
Род Род РодРассмотрите родовой поселок в учебнике
- Чем занимались жители поселка?
- Какие ремесла были у них развиты?
С помощью методики "Найди слово" мы знакомимся с пунктом "Духи, идолы и жертвы". (загадываем слово из пункта параграфа, кто первый его найдет, загадывает следующее и так до тех пор, пока не прочитаем и не усвоим материал пункта)
IV. Рефлексия
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - синий кружочек.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - зеленый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно - красный цвет.
V. Закрепление материала
- Как занимается хозяйство, при котором человек занимается скотоводством и земледелием?
- Из каких занятий возникло земледелие и скотоводство?
- Какие еще изобретения были сделаны человеком?
Рабочая тетрадь стр.15 №15 Кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»
VI. Д/З: § 4, нарисовать рисунок по теме
Дополнительный материалО древнейшем способе изготовления глиняных сосудов можно судить по этнографическим наблюдениям Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь и быт папуасов Гвинеи. Он писал: «Орудия, употребляемые для выделки горшков, ограничиваются двумя или тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляют сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются. Правильная форма горшку придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т. п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.
Все горшки приблизительно одной формы, хотя разной величины. Украшений на них мало: иногда ряд точек вокруг горла и род звезды, иногда те же украшения выдавлены ногтем».
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 15-16.