Консультация для родителей Как закрепить правильное произношение звуков


19685635


Как закрепить правильное произношение
звуков.
Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить
трудный для него звук.
Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по
просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произноси его речи,
которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление,
говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы –
автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка
звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков,
настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей.
Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи,
но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда
ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете
развить внимание , память, мышление, воображение – психические процессы, тесно
связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим
для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и
упражнения не требуют подготовки дидактического материала
(хотя использование наглядности желательно), направлены на
развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут
выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Игровые упражнения – незаменимое средство воспитания у детей
творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива,
настойчивость, самоанализ, самоконтроль, самооценка, которые в
дополнение к интеллекту, приобретённым умениям и
навыкам, в том числе навыкам правильной речи,
составляют творческую направленность личности.
Планируя занятия, помните, что:
* они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет
навык формируется в результате постоянного
повторения, закрепления желаемого действия;
в противном случае автоматизация звука может
затянуться на длительное время;

19685635
*правильно выбирайте время для занятий – шумные,
эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок
не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его
от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у
него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение
к нему;
*старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет
поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до
20-25 минут;
* ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает
какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ»,
«Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я
назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка,
доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого
ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция
должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова;
желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам;
резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя
комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное –
поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты
очень старался!».
* Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий,
усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок
чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы
ему предоставите выбор, например: «яблоко: фрукт или овощ?»
* Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со
звуком. Который он научился правильно произносить. Это
может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в
волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у
которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные
отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.)
и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово –
шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое
слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до
конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения
одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение)
придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра-
соревнование «Что вокруг», в которой вы с
ребёнком по очереди называете предметы с
закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это
могут быть и части предметов ( крышка, карман,
рама, ручка), а так же признаки предметов:
деревянный, шершавый, красивое,

19685635

полированный или действия, которые можно совершать
с предметами или с их помощью: резать, рисовать,
красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший
слово последним. Другие варианты игры: назвать как можно
больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.),
относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные,
птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры,
цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах,
предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите
ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или
знакомых, придумать клички животным, имена куклам.
*При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами
слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он
самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят
загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже
догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам
текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:
Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.
Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно
проговаривая звук.
Часто родители бывают огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно
произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных
занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, малыш
возвращается к неправильному произношению, когда его речь не
отработана заранее. Объяснение просто: звук автоматизирован
тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же
достаточно длительное время приходится постоянно
контролировать свою речь: за доли секунды определить
наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно
произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец).
Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку
необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать
содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача
перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка,
старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос,
он забыл правильно произнести звук, обязательно
поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от
мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая
голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила
просты: договорившись, сто сейчас вы будете
беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы

76835635

или попросите пересказать сказку, мультфильм
(помогайте наводящими вопросами), но при этом вы
будете внимательно следить за речью малыша. Как
только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен
отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы
знаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать»
фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком
(например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Последнее задание
сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение».
Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чисто говорку.
Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно
чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения.
Главное – не быстрота, а правильность.
Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее
интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком,
предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак,
весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты
могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу
слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы,
выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким:
«Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство).
Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный.
У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш
можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя
мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и
закрепляет правильное произношение.

Помните: только Вы и Ваша вера
в его силы и способности могут
помочь ему развиваться
гармонично!

учитель-логопед
Тонеева О.В.