Выступление на ГМО логопедов


Выступление на ГМО логопедов по теме «Работа с кассами букв»
В нашей школе существуют 3 учебно-методических комплекта:
Традиционная школа
Школа 2100
Перспективная школа
Все виды учебно-методических комплектов строятся на основе признанных традициях отечественной школы, выделяются обстоятельностью теоретической подготовки и своей практической ценностью, имеющее широкое образовательное значение для младших школьников.
Основные программные требования 1 года обучения в школе.
Речь. Устная и письменная (общее представление)
Слово и предложение. Членение речи на предложения , предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах. Определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) звуков.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове) их характера последовательности, выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой моделью.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявляемыми слого-звуковыми схемами моделями.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки слогов, слов (после предварительного слого-звукового анализа , а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному , правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов , коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию.
Кроме традиционной программы существуют Программа 2100 (Бунеевская), где уже в курсе дошкольной подготовки дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие согласные.
Поэтапная работа над каждым звуком строится таким образом:
-выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в звуковом ряду, слогах и словах , установление количества повторяющихся звуков;
- определение звуков в слове (в начале, середине и конце);
-подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;
-сопоставление звука с другими, фонематически схожими с ним звуками;
-сравнение слогов, а затем слов по звуковому (слоговому) составу;
-изменение слов путем замены одних звуков ( и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;
-образование новых слов по средствам выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;
- знакомство с буквой;
-формирование опыта чтения слогов.
Предлагаем для ознакомления некоторые страницы из «Букваря » по программе 2100.
Основные требования к учащимся, поступающим в 1 класс по программе «Перспективная школа»
Требования к знаниям и умениям
Подготовить к механизму слогового чтения;
Изучить раздел «Фонетики» в следующем объеме: звук – гласные и согласные звуки – согласные звуки мягкие и твердые;
Научить составлять звуковые схемы слов, уметь ставить ударение в словах, определять количество слогов по количеству гласных;
Готовить к обучению письму: освоить правила штриховки, обводки по контору и трафарету, срисовывание с образца;
Начать наблюдение над существенными признаками основных значимых частей речи – слово-предмет, слово-признак, слово-действие;
Дать понятие числа имен существительных (один предмет - много предметов) (практическое овладение);
Узнавать род имен существительных;
Развести понятия одушевленные и неодушевленные предметы;
Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных
Овладение в активной речи детей формами Р.п. мн.ч. им.существительных много (яблок, тетрадей и т.д.), формами мн.ч. таких им.существительных как уши, люди, стулья, книги, книжки;
Овладение алгоритмом построения предложений, являющихся ответом на вопрос (с вопросительными местоимениями или наречиями: где, как, почему, когда, зачем и др.).
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих:
- развитый речевой слух
-четкая артикуляция звуков родного языка,
-знание зрительного образов букв
-умение соотносить звук с буквой,
-выработка гибкости и точности движения руки,
-глазомера,
-чувство ритма.
Этапы обучения чтению
1.Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.
Задачи:
-развивать звукобуквенный анализ;
-обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
-совершенствовать мелкую моторику;
-работать по развитию плоскостного синтеза букв.
2. Работа по восприятию слогов.
Задачи:
- развивать звукобуквенный анализ и синтез
- обучать читать слоги (ГС) и слоги слияния (СГ) с опорой на последующую гласную (А,О,У,О,Ы) и конструировать схемы звукового состава слогов с учетом твердости и мягкости согласного
- вырабатывать навык чтения слогов и умение записывать слог соответствующими печатными буквами
- развивать зрительный анализ и синтез
3. Чтение слов.
Задачи:
- развивать у детей умение производить звукобуквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слов
- обучать соотносить произнесенное слово со звуковой схемой и обозначать его на письме графическими знаками в определенной последовательности и по заданной схеме составлять слова
- вырабатывать у детей умение слитно и осознанно читать слова
4. Чтение предложений.
Задачи:
- вырабатывать умение строить предложения и записывать их словами
- вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижение голоса в конце повествовательных предложений.
Схема работы над новыми звуками и новой буквой.
Для выделение звуков (твердого и мягкого) используем
-загадки
- картинки,
- схемы слова
Мы остановимся на картинках. Даны 2 картинки : маки, мак.
Мак – назовите звук, который слышится на конце слова. (К). Произнесите его еще раз. Артикуляция. Дайте характеристику этого звука (согл., тв., глух.). Назовите слова, в которых встречается этот звук.
Маки – разделите слово на слоги. Назовите первый слог (МА), назовите второй слог (КИ). Сколько звуков вы слышите? (2) Произнесите первый звук (К*). Артикуляция. Назовите слова, в которых встречается звук (К*).
Итог: Игра «Угадай звук» Учитель называет слова, а дети встают, первый ряд-твердый звук, второй ряд-мягкий звук.
Знакомство с буквой.
Звуки (К) и (К*) на письме обозначаются буквой К(КА).
- показ картинки с новой буквой,
-на что похожа эта буква,
-стихотворение про эту букву
-конструирование( спички, карандаши) или лепка данной буквы
-игра «Узнай букву» , в мешочке собраны пройденные буква из картона, дерева, … На ощупь ученик находит нужную букву,
-печатание буквы в тетради для печатания,
-игра «найди, где буква напечатана правильно»
Работа по ленте памяти.
-нахождение места буквы К-Характеристика звука (глухой или звонкий, парный)
- в тетради для печатания записать слово и дать характеристику каждого звука (цветные точки: красный-гласный, синий-твердый, зеленый-мягкий, звонкий-желтый, глухой-коричневый) ОКУНИ (слайд)
Работа с кассой букв.
-Ученики находят место для новой буквы в кассе учителя и в личных кассах.
С какими звуками мы сегодня познакомились? (К,К*) Какой буквой они обозначаются? Найдем ее место в кассе букв.
СОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНЫХ СЛОГОВ
-Скажите новая буква гласная или согласная? Назовите пройденные гласные, согласные буквы. Докажите, что это согласная, а это гласная.
-положите все гласные в столбик, возьмем в руки новую букву и по очереди будем приставлять эту букву к гласным справа. У нас получились открытые слоги. А читать мы их будем звукам (К). Попробуем . Гласный тянем долго, согласный коротко на выдохе. АК, ОК, ИК, ЫК, УК.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЯМЫХ СЛОГОВ
- положите перед собой букву К , рядом с ней слева положите букву А. (чтение звуками) согласный –быстро, гласный-поем, тянем. Составляем схему данного слияния (прямоугольник разделен пополам по диагонали). КА – сколько звуков слышите? Характеристика каждого звука. (К) –согл, тв., поэтому синий, (А) –гласный , поэтому гласный.
Аналогичная работа со слогами КО, КУ, КЫ, КИ.
Закрепление пройденного материала.
–работа по составлению таблицы слогов
-назовите слоги, в которых согласный (К) читается твердо, (К*) читается мягко.
-назовите гласные, перед которыми согласный (К) читается мягко, твердо,
-Составляем слова по данной таблице (НИНА, КОНИ, СОК,КОСА,…)Водим указкой.
6. Работа по учебнику.
-Чтение слогов,
-чтение слов,
- чтение предложений
-чтение текстов.
Комплекс игр и упражнений для детей 7 лет.
1.делениеслов на слоги с опорой на вспомогательные средства.
-Игра «Друг за другом»
-Игра»У кого длиннее дорожка»
-Игра»Отхлопай слоги в слове»
2.Различение на слух и по представлению односложных и двусложных слов.
-Настольная игра «Собери четыре»,
-Игра «Кто больше соберет картинок»
-игра «Наведи порядок»
3. Различение на слух и по представлению односложных, двусложных и трехсложных слов.
- настольная игра «Собери четыре»
-игра «Кто больше соберет картинок»
- игра «Наведи порядок»
4. Различение односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов.
- настольная игра «1, 2, 3, 4»
5. Выделение последнего слога из слова на слух
- игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)
6. Выделение первого слога из слова на слух
- игра «Подбери по четыре»
7. Выделение первого и последнего слога из слова на слух.
- игра «Цепочка слов»(домино)
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1. Чтение слогов по таблицам
2. Добавление второго слога до слова
-игра «Закончи слово»
-игра «Добавь слог»
-игра «Слоговое домино»
3. Восстановление первого пропущенного слога
4. Работа с подвижными слогами
- работа с опорой на картинку игра «Слоговые кубики»
5. Чтение трехсложных слов
-игровое пособие «Слоговое лото»
- игра «Собери трехсложные слова из разных слогов».
Для развития навыка темпа чтения предлагаются следующие таблицы и упражнения:
-Повторное чтение одного текста
-Упражнение «Зачеркни разными способами»
-Таблица звуков
- Таблицы слогов (способы схемы работы: прятки, титры, скороговорка, запиши результат)
-упражнение «Лабиринт»
- таблицы Шульте-упражнение «Кольца», «Часы», «Ноты»
-упражнение «Найди слова»
-упражнение «Поиск закономерностей»