Проект урока по теме Возникновение земледелия и скотоводства


Проект урока (соответствующий требованиям ФГОС)
Описание проекта.
Тема проекта Возникновение земледелия и скотоводства.
Автор учебника, по которому
ведётся обучение А.А. Вигасин, Г.И. Годер
Классификация урока Изучение нового материала
Психолого – педагогическая
характеристика особенностей
класса В классе 4 учащихся. Из них 2 мальчика и 2 девочки. Учащиеся занимаются на 4 и 5.
Цели проекта
Получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Задачи проекта
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивать навык работы с исторической картой
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.
Развивать умение - составлять учебную задачу
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Знания, умения, навыки и
качества, которые приобретут
и закрепят ученики
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.
Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем.
Характеризовать религиозные верования древнего человека.
Учебный материал,
подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению
Знакомство с производящим хозяйством.
Анализ условий, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства.
Знание  исторических понятий: серп, мотыга, ткачество, старейшина, совет старейшин, духи, боги.Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Технологическая карта урока.
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.
Цель урока: получение систематических знаний о причинах перехода от
присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения
понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Задачи урока:
Обучающие: Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивающие:
Развивать навык работы с исторической картой
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников.
Развивать умение - составлять учебную задачу.
Воспитательные: Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Ключевые понятия урока: производящее хозяйство, серп, мотыга, ткачество, старейшина, совет старейшин, духи, боги.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
План урока:
Мотыжное земледелие.
Приручение животных.
Родовые общины и племя.
Форма организации обучения: индивидуальная работа, работа в группах.
Основные виды деятельности учащихся: рассказывать, выделять и комментировать, характеризовать.
Домашнее задание:
Этапы урока: параграф 4, с. 21-25
ХОД УРОКА
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный 1 мин. Приветствие учащихся.
Проверка отсутствующих.
Организация класса к предстоящей работе. Дети готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала.
Вводно-мотивационный 1 мин Сегодня на уроке мы познакомимся с возникновением земледелия и скотоводства, с причинами перехода от присваивающего к производящему хозяйству. Учащиеся слушают, формулируют задачу на урок.
Актуализация знаний 8 мин 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север.
Изменились ли наши предки?
Что нового они научились делать?
Все это мы выясним на уроке.
Выполнение теста «Этапы эволюции человека» (Приложение 1)
Объяснение нового понятия эволюция.
Эволюция человека – это процесс его развития.
Вспомните и назовите основные орудия труда древних людей. Объясните, в чем заключается их эволюция.
Как изменялось общество древних людей. Попробуйте изобразить их графически. (Составление схемы).

Родовая община
Человеческое стадо



2 млн. лет назад
40 тыс. лет назад

Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии?
Тема урока «Возникновение Земледелия и скотоводства»
Презентация
(Слайд 1.) Учащиеся вспоминают основные понятия и сведения.
(один из учащихся выполняет на компьютере)
Составление схемы под руководством учителя.
Изучение нового материала 25 мин Презентация.
(Слайд 2.)
Мотыжное земледелие.
Сегодня на уроке мы перенесемся в далекое прошлое и попадем в древний поселок.
Мужчины, живущие в этом поселке, охотились и ловили рыбу. Женщины занимались собирательством. Собирая колосья дикого ячменя и пшеницы, они заметили, что зерна, упавшие в землю прорастают и дают всходы, созревает колос, срезав который можно получить зерно. Постепенно люди овладели культурой возделывания земли.
Как возникло земледелие?
Презентация.
(Слайд 3.)
В земледелии применялись мотыги, каменные топоры и серпы.
Презентация.
(Слайд 4.)
Подготовить участок для посева было нелегко, приходилось рубить деревья, выкорчевывать пни, выжигать кустарники.
Презентация.
(Слайд 5.)
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи деревянной мотыжного, бросали в землю семена.
Презентация.
(Слайд 6.)
Когда урожай поспевал, колосья срезали серпом.
Презентация.
(Слайд 7.)
Зерна перетирали на плоских камнях, из муки пекли лепешки.
Какой вывод можно сделать из этого?
Приручение животных.
Уходя на охоту мужчины, иногда приносили детенышей убитых животных. Живя вблизи человека животное можно было приручить и вырастить. Первым домашним животным была собака, она охраняла жилище, помогала на охоте. Потом свиньи, овцы, козы и коровы.
Презентация.
(Слайд 8.)
Какой вывод можно сделать?
От хозяйства присевающего люди пришли к хозяйству производящему. Человек производит сам все, что ему необходимо для жизни.
Какой вывод сделаем из этого?
Придя к оседлому образу жизни, у них появилась возможность заниматься ремеслом.
Появление ремесла.
Из собранного урожая люди научились готовить еду, а для этого нужна была посуда. Они научились делать посуду из глины.
Презентация.
(Слайд 9.)
С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного и шерстяного полотна.
Родовые общины и племя.
С переходом к оседлому образу жизни родовые общины стали более сплоченными, стали выбирать старейшин для решения общих дел.
Старейшины управляли родовыми общинами, следили за работой на полях, делили урожай.
Несколько родовых общин, живущих вместе, составляли племя.
Презентация.
(Слайд 10.)
Из собирательства возникло земледелие.
Земледелие обеспечивала человека постоянной растительной пищей, в первую очередь зерновыми культурами.
Скотоводство возникло из охоты. Оно обеспечивало человека животными продуктами: молоком, мясом, шерстью и т.д.
С возникновением земледелия и скотоводства люди пришли к оседлому образу жизни.
Запись определения старейшина.
Запись определения племя.
Первичное закрепление 5 мин Вставьте пропущенные слова: 
Мы научились  посуду и одежду.
Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.
2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать  _______________. Так мы изобрели __________.
3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.
Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачествоПрезентация.
(Слайд 11.)
Учащиеся вставляют пропущенные слова.
Выводы по уроку 3 мин Что нового мы узнали на уроке?
Из чего возникло земледелие? Скотоводство?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Организация изучения домашнего задания 2 мин Домашнее задание параграф 4, с. 21-25
Презентация.
(Слайд 12.)
Запись домашнего задания.