Методические рекомендации Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике.

Организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике.
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский
Проблема детской одаренности является актуальной в современных условиях. Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие
черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;
способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
раннее развитие сенсорных способностей;
оригинальность суждений, высокая обучаемость;
стремление к самостоятельности.
В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.
1 .Проведение психолого - педагогической диагностики ребенка. 2.Выбор оптимального образовательного маршрута ребенка: -непосредственно образовательная деятельность; -образовательная деятельность при проведении режимных моментов; -индивидуальная работа; -самостоятельная деятельность детей; -дополнительное образование; -взаимодействие с семьей.
Психолого-педагогическая диагностика начиналась с наблюдения за ребенком во всех видах деятельности, это позволяет получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонности ребенка. Однако, в ходе наблюдения за детьми трудно избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Поэтому проводится анкетирование родителей, а также обследование детей с помощью стандартизованной методики, предложенной А.И.Савенковым.
Комплексная диагностика помогла выявить уровень развития интеллектуальных способностей и наметить систему предстоящей работы.
Для детей интеллектуально одаренных программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой, а знания по ней усвоены глубоко и прочно, поэтому в организации образовательного процесса используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия, побуждающие их оказывать помощь другим детям, оценивать свою работу и также работу других детей.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения, делать выводы.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, занимательных вопросов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.
Воспитанники с удовольствием решают задачи-головоломки, цель которых - составить фигуры из указанного количества счетных палочек; в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих.
Игры на моделирование плоских или объемных фигур способствуют развитию образного и логического мышления, пространственных представлений.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать ТРИЗ. Это позволяет придавать непосредственно организованной деятельности комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобретательской деятельности); дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях.
Используемые игры содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.
Помимо непосредственно образовательной деятельности, перечисленные выше дидактические и развивающие игры, применяются и в свободной игровой деятельности детей. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Поэтому очень важным является создание в группе развивающей среды в виде математического уголка.
При организации математического уголка, уделяется особое внимание его содержанию, так как оно должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становлению его способностей.
В уголке содержится большое и разнообразное количество игр и пособий: (игры-головоломки: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Логическая мозаика»; развивающие кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Крестики», «Логический экран», «Хамелеон», «Кубики Никитина», игры на изучение чисел, состава числа, на решение арифметических задач; игры на ориентировку в пространстве, лабиринты; игры на классификацию, обобщение, сравнение, анализ; игры на развитие логического мышления -палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, развивающие игры В. В. Воскобовича); книги познавательного характера; математические сказки; дидактические игры. Перечисленные пособия содействуют развитию математических способностей детей, аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти, воображения, речи.
Несмотря на то, что интеллектуально одаренным детям уделяется особое внимание в процессе различных видов деятельности, зачастую они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить, что-то еще, кроме программного содержания. Поэтому в нашей группе стало традицией проведение математических конкурсов и викторин.
Дети подготовительной группы с удовольствием не только решают занимательные задачи, но и инсценируют их. Даша Иванова и Денис Косолапое без помощи взрослых создали задачи логико-конструктивного характера («Дом», «Хитрые палочки»). Артур Мишин и Вика Журкина совместно с родителями сочинили загадки-шутки («Автобус», «Человек в пустыне»). Ваня Попов представил детям математический кроссворд, составленный им совместно с мамой.
Важное значение в работе с одаренными детьми, является организация работы с их родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:
- выявить интересы и предпочтения родителей;
- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;
- узнать семейный опыт, традиции воспитания детей.
Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания («Развитие математических способностей», «О способностях творческих и интеллектуальных»). Основной задачей этого направления работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по развитию интеллектуальных возможностей ребенка.
Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформлении папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы, которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах математического развития в условиях семьи.
Таким образом, предложенная система работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, может заметить их проявление, обеспечить своевременное выявление и успешное сопровождение этих детей.

Литература:
Афонькин СЮ. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. - СПб.: Литера, 2002.
Бурау И.Я. Загадки мира цифр и чисел. - Донецк: Сталкер, 1996.
Леонтьев А. Н. «О формировании способностей». А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1996г.
Савенков А. И. «Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников». - СПб., Питер, 2004.
5. Савенков А. И. «Одарённый ребёнок дома и в школе». - Екатеринбург: У - Фактория, 2004.
6. Журнал «Дошкольное воспитание №4, 2010.