Примерная программа по Информатике и ИКТ для студентов 1 курса колледжа по специальности Прикладная информатика ()по отраслям

Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ленинградский государственный университет
имени А. С. Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)»

для специальности 230701 «прикладная информатика (по отраслям)»







Пикалево, 2013

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 230701 Прикладная информатика (по отраслям)

Организация-разработчик:

Бокситогорский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»


Разработчик: Федоровская Регина Александровна, преподаватель информатики

Рекомендована:
Предметно-цикловой комиссией информационных, экономических и естественнонаучных дисциплин, протокол №_____ от «____»__________201_ г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации примерной программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.д.)
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
свойства алгоритмов;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды источников и приёмников информации, способы кодирования, причины искажения информации при передаче;
назначение, принцип действия и основные устройства современных ПК;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95

в том числе:


лабораторные занятия
81

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа
48

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Теоретические основы информатики
48
 

Тема 1.1 Информация. Кодирование информации.
Правила ОТ и ТБ в кабинете ВТ
1
1


Понятие "информация" и свойства информации. Информационные процессы
1
1


Подходы к определению количества информации
1
1


Представление и кодирование информации
1
1


Практические занятия
9
 


Представление числовой информации с помощью систем счисления




Алгоритм перевода целых чисел в позиционных системах счисления




Алгоритм перевода дробных чисел в позиционных системах счисления




Алгоритм перевода смешанных чисел в позиционных системах счисления




Арифметические операции в системах счисления




Алгоритм перевода целых чисел в позиционных системах счисления




Алгоритм перевода дробных чисел в позиционных системах счисления




Алгоритм перевода смешанных чисел в позиционных системах счисления




Арифметические операции в системах счисления




Контрольная работа
2
 


Самостоятельная работа
5
3


Разработка проекта по теме: "Информация. Информационные процессы" (презентация, кроссворд, буклет и т.п.)




Подготовка к контрольной работе: решение задач (количество информации; арифметические операции в системах счисления)




Тематика сообщений, докладов:




Кодирование звуковой и видео информации в компьютере




Кодирование текстовой информации в компьютере




Кодирование числовой информации в компьютере




Системы счисления



Тема 1.2 Основы алгоритмизации
Алгоритм и его формальное исполнение
1
1


Основные типы алгоритмических структур
1
1


Практические занятия
9
 


Линейный алгоритм




Алгоритмическая структура "ветвление"




Алгоритмическая структура "выбор"




Алгоритмическая структура "цикл"




Решение задач




Контрольная работа
2
 


Самостоятельная работа
3
3


Разбор лекционного материала




Разработка проекта по теме: "Алгоритмы"



Тема 1.3. Компьютер и программное обеспечение
Этапы развития вычислительной техники
1
1


Поколения ЭВМ
1
1


Магистрально-модульный принцип построения компьютера
1
1


Аппаратная реализация компьютера
1
1


Операционная система: назначение и состав
1
1


Файлы и файловая система
1
1


Практические занятия
2
 


Классификация программного обеспечения




Компьютерные вирусы. Антивирусные программы




Контрольная работа
1
 


Самостоятельная работа
5
3


Разбор лекционного материала




Подготовка к практическим занятиям




Разработка проекта по теме: "Устройство ПК"




Рефераты и доклады на темы:




Компьютер и программное обеспечение



Раздел 2. Технологии обработки информации
65
 

Тема 2.1 Технология обработки текстовой информации
Практические занятия
 9
 
 
 
 
 
 
 
 


Текстовые редакторы




Создание и редактирование документов




Форматирование документов




Гипертекст. Создание закладок и ссылок.




Выбор параметров страницы




Форматирование абзацев




Включение в текстовый документ списков




Создание и редактирование таблиц




Форматирование символов




Гипертекст. Создание закладок и ссылок.




Самостоятельная работа
5
3


Разработка проекта по теме: "Текстовые редакторы"




Подготовка к практическим занятиям: создание текстовых документов



Тема 2.2.Технология обработки графической информации
Практические занятия
9
 


Виды графики




Растровые графические редакторы




Векторные графические редакторы




Создание растровых изображений




Редактирование растровых изображений




Создание векторных изображений




Редактирование векторных изображений




Контрольная работа
1
 


Самостоятельная работа
5
3


Разработка проекта по теме: "Компьютерная графика"




Подготовка к практическим занятиям: создание изображений



Тема 2.3. Технология обработки числовой информации
Практические занятия
11
 


Электронные таблицы




Типы данных: числа, формулы, текст




Абсолютные и относительные ссылки




Встроенные функции




Основные параметры диаграмм в электронных таблицах




Построение диаграмм и графиков




Поиск данных




Абсолютные и относительные ссылки




Применение мастера функций при расчетах в электронных таблицах




Построение диаграмм и графиков




Самостоятельная работа
5
3


Подготовка к практическим занятиям: подбор задач для расчетов в электронных таблицах



Тема 2.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации
Практические занятия
9
 


Понятие баз данных. Классификация баз данных и назначение




Структура реляционной базы данных (РБД)




Элементы реляционной базы данных: главный ключ, имя, значение, тип поля




Система управления базами данных MS Access




Режимы работы СУБД Access




Создание и редактирование базы данных




Поиск информации в базе данных




Создание запросов с помощью мастера




Создание форм с помощью мастера




Создание и редактирование базы данных




Создание запросов с помощью мастера




Создание форм с помощью мастера




Создание отчетов с помощью мастера




Самостоятельная работа
5
3


Подготовка к практическим занятиям




Разработка проекта по теме: "Информационные системы"



Тема 2.5. Мультимедийные технологии
Практические занятия
6
 


Программа подготовки презентаций Power Point




Разработка презентаций




Интерактивная презентация




Выбор дизайна презентации




Рисунки и графические примитивы на слайдах




Использование анимации




Самостоятельная работа
5
3


Подготовка к практическим занятиям




Создание компьютерных презентаций




Рефераты и доклады на темы:



Раздел 3. Основы логики. Моделирование и формализация.
21
 

Тема 3.1 Основы логики
Формы мышления
1
1


Практические занятия
5



Алгебра высказываний




Логические выражения и таблицы истинности




Построение логических схем




Логические выражения и таблицы истинности




Построение логических схем




Контрольная работа
2
 


Самостоятельная работа
5
3


Разбор лекционного материала




Подготовка к контрольной работе




Подготовка к практическим занятиям




Рефераты и доклады на темы:




Логические основы устройства компьютера



Тема 3.2 Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания
1
1


Практические занятия
4



Формы представления моделей. Формализация




Типы информационных моделей




Основные этапы разработки моделей. Разработка моделей




Основные этапы разработки моделей. Разработка моделей




Контрольная работа
 
 


Самостоятельная работа
5
3


Разбор лекционного материала




Подготовка к практическим занятиям




Подготовка к контрольной работе




Рефераты и доклады на темы:




Системный подход в моделировании



Всего
143
 



1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ».
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- персональные компьютеры с программным обеспечением;
- принтер и сканер.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 512с.: ил.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 4 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с.
Дополнительные источники:

Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Лидер, 2009. – 256с.
Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.:Лидер, 2010. – 224с.: ил.
Ляхович В.Ф. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учреждений. – 3 – е. изд. – М.: Просвещение, 200. – 352с.: ил.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень. – СПб.: Питер, 2008.-224с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 8 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 9 – е. изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
Могилев А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. – 4 - е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 848с.
Теория и методика обучения информатике: учебник /М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.; под ред. М.П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512с.: ил.
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах
лабораторные занятия

строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.д.)
лабораторные занятия, индивидуальное задание

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
лабораторные занятия, индивидуальное задание

создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов
лабораторные занятия, индивидуальное задание

Знания:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий
внеаудиторная самостоятельная работа

свойства алгоритмов
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей
контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов
внеаудиторная самостоятельная работа, реферат











13PAGE 15


13PAGE 141215