Доклад на тему_Реализация профильного обучения математике на старшей ступени школьного образования


Муниципальное образовательное учреждение лицей № 123
Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Творческий отчет
«Реализация профильного обучения математике на старшей ступени школьного образования»
Автор: Губеева Зухра ГумеровнаУчитель математики МОУ лицей № 123
Демского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Уфа – 2015
Тема моего выступления «Реализация профильного обучения на старшей ступени». Почему я выбрала эту тему?
В настоящее время на старшей ступени общего образования создается система профильного обучения, ориентированная на специализированною подготовку учащихся. К профильным общеобразовательным предметам относятся предметы повышенного предмета сложности, определяющие основное направление каждого конкретного профиля.
Так в нашем лицее профильными предметами физико- математического направления являются математики, физика, информатика.
Математика является обязательным предметов во всех профилях. Однако уровень его преподавания- базовый или углубленный зависит от конкретного профиля.
В качестве основных направлений при планировании методической работы как учитель математики выделяет следующие цели:
Реализация идей личностно- ориентированного подхода к учащимся в учебном процессе по математике.
Обеспечение достижения всеми учащимися обязательного минимума содержания образования и создания условий для развития индивидуальных творческих способностей учащихся при изучении математики;
Изучение содержания и методических особенностей преподавания математики в профильных классах;
Подготовка введения элективных курсов в основной и старшей школе;
Создание системы подготовки учащихся старших классах к итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ;
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования основными целями изучения математики на ступени основного общего образования являются:
Овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, изучения смежных предметов, продолжения образования;
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
Воспитание культуры личности, отношение к математике как причастие общечеловеческой культуры;
Основное содержание базового курса математики направлены на заверение общеобразовательной подготовки учащихся, ориентированного на формировании обей культуру учащихся и связанно с мировоззренческими воспитательными и развивающими задачами общего образования.
Структура обучения математики следующее:
5-8 класс – система развивающего обучения, которая продолжает начатое в начальной школе.
9 класс- предпрофильное образование.
10-11 класс- профильное образование.
Предпрофильная подготовка.
Предпрофильная подготовка учащихся предполагает изучение школьниками предметных курсов по выбору.
Такие курсы могут состоять из небольших фрагментов, раскрывающих различные разделы школьной математики и отличных от тематики базового уровня. Каждое занятие при проведении курсов должно быть направленно на то, чтобы:
Развить интерес у учащихся к предмету;
Ознакомить их с новыми идеями;
Расширить или углубить представление об изучаемом в основном курсе математике.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору инвариантными остаются следующие условия:
Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (одно из одного- это не выбор);
Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. (пойду на соц.- гуманитарный профиль не потому, что имею «3» по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет);
Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. (помочь поверить ученикам в себя, ответить на вопросы «могу ли я, хочу ли я учить это?»)
Построение курсов по выбору имеют ряд позитивных особенностей:
Учитель может сам выбирать материал по своему усмотрению в соответствии с возможностями и интересами учащихся;
Курсы должны быть небольшими по объёму, привлекательными для учащихся;
Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор;
Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении (информационные, проектные и т.д.);
В целях подготовки к профилю обучению я также вела предпрофильную подготовку в 9-х классах. Мною была разработана программа по теме: «Модуль».
Желающих было много, поэтому учащихся разделили на две группы (сильная и средняя группы). Программа была рассчитана на 24 человека. Были куплены тетради печатной основы, которые очень помогли учащимся. В конце первого полугодия была проведена двухчасовая контрольная работа, с которой ребята не плохо справились. По окончанию 9-го класса одним из экзаменов по выбору они предпочли геометрию, информатику, физику, алгебру.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки. Стоит отметить, что навык и в решении уравнений, неравенств и построении графиков, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в вуз.
Для примера можно привести курсы по выбору для учащихся 9-х классов (журнал «Математика в школе» №10 за 2014 год), (показать книгу «Сборник элективных курсов»).
Знакомство с комбинаторикой;
Процентное вычисление в жизненных ситуациях;
Процентные расчёты на каждый день;
Квадратный трехчлен и его приложения;
В 10-11-ч классах начинается профильное обучение. Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Формирование представлений об идеях и методах математики.
Обладание языком математики в устной и письменной форме.
Развитие логического мышления, интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования.
Обязательный минимум содержания профильного курса математики должен быть близок к содержанию программы для школ и классов с углубленной изучением предметов и предусматривает большое количество часов, чем на базовом уровне.
Могут быть расширены «Числовые и буквенные выражения», где предполагается рассмотрение делимости целых чисел, введена тема «комплексные числа», расширен круг вопросов, связанных с рассмотрением многочленов и т.д.
В федеральном и региональном БУП на изучении математике на профильном уровне выделяется учебное время в объеме 7 часов в неделю. Но для успешного усвоения материала и выполнений требований необходимо дополнительное время, которое может быть выделено за счет компонента образовательного учреждения (не менее 2-ч часов).
В нашем лицее организовано профильное обучение.
11 А- физико-математический (политехнический).
11 Б- социально-экономический (технологический).
11 В- химико-биологический.
При составлении программы в политехническом классе в 10, 11 классе за основу взяла программу базового уровня 10, 11 классов. Воспользовалась «Методическими рекомендациями к учебникам математики для 10-11 классов», допущенное Министерством образования РФ при организации изучения предмета на базовом и профильном уровне (Москва, «Просвещение», 2014)
В 10 классе я расширила темы: «Обратной функции», «Предел последовательности», «Основные тригонометрические формулы».
В 11 классе расширила тему «Рациональные уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметры».
Темы: Деление многочлена с остатком.
В 10-11 классе веду спецкурс «За страницами школьного учебника», которые тоже помогают углубить знания учащихся.
На этих же спецкурсах рассматривали решения многих уравнений и неравенств. При обучении особое внимание уделяется качественному усвоению учебного материала. При подборе задач их тематика не выходит за рамки математического курса, но уровень их трудностей повышенный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой ситуации и решающим фактором при этом становится умение приводить грамотные и обоснованные решения.
Так, в декабре в 11 А (физико-математический профиль) я провела урок по теме «Решение логарифмический неравенств», на котором обучающийся показал решения логарифмических неравенств с применение новых свойств. Подобные задания были включены в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (задания С3) и успешно решены выпускниками.
Особое установка обучения- целенаправленная подготовка учащихся к конкурсным экзаменам в вузы соответствующего профиля.
Обучение в профильном классе позволило всем 24 учащимся хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ.
Обучение в профильном классе предполагает не только успешно сдать ЕГЭ, но и направленную подготовку учащихся к конкурсным экзаменам вузы.
Все 24 ученика поступили в различные вузы не только в республике, но и в Москве.
Так в высшей школе экономики учиться Власова Анна (которая сдала дополнительный экзамен по математики, кроме ЕГЭ) -1;
УГНТУ учатся на различных факультетах -7;
УГАТУ-9;
Аграрный университет-1;
В медицинском институте-1;
БГПУ-3;
УГАЭС-2.
Профильное обучение - это школа между прошлым и будущим. К идеи профильного обучения вернулись недавно в процессе начавшегося реформы школы. Приобретая и обобщая первые попытки работы в профильных классах и группах, мы пытаемся помочь решить проблемы профильного самоопределения учащихся.
Профильное обучение позволяет снизить умственную и физическую нагрузку на учащихся.