Статья к презентации Реализация профильного обучения по русскому языку: опыт, педагогические находки


Родной язык и литература являются неотъемлемой частью национальной культуры. Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования предполагает изучение русского языка в 10-11 классах в течение одного часа в неделю на базовом уровне (инвариантная часть БУП) и в течение трех часов в неделю на профильном уровне (вариативная часть БУП).
Содержание образования по русскому языку в настоящее время определяется Государственными образовательными стандартами, «Обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования», примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования.
Экзамен выявил слабые места в подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.
Поэтому основной идеей подготовки современных школьников должно стать интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Необходимо не только обучать орфографии и пунктуации, но и формировать языковую и духовную культуру школьников, умение думать, грамотно и говорить и писать в разных условиях общения. Современный урок как раз и ориентирован на интенсивное речевое развитие учащихся, которое заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому (родному) языку
Основной задачей учителя при обучении русскому языку является систематическое обучение школьников всем видам речевой деятельности. При этом целесообразными являются виды работ, позволяющие формировать весь комплекс речевых и коммуникативных умений: изложение – близкое к исходному тексту, сжатое, выборочное; сочинения разных жанров, в том числе сочинение на основе прочитанного текста. В современных учебниках для 10–11 классов есть упражнения, обеспечивающие формирование прочных произносительных умений и навыков с одновременным развитием речевого слуха и речевого самоконтроля. Однако, на мой взгляд, задания, связанные с анализом текста, представлены очень слабо, а в некоторых учебниках их нет вообще.
При обучении анализу текста необходимо объяснить учащимся, что эта работа связана не только с изучением конкретных литературных произведений, авторских стилей и тонкостей языка: в первую очередь анализ направлен на создание самими учащимися творческих работ в различных жанрах и стилях. В последние годы в качестве экзаменационного задания школьникам предлагается анализ эпизодов художественных текстов, интерпретация поэтических произведений. Все эти задания достаточно сложны даже для языковедов, поэтому лингвистическому анализу уделяется теперь большое внимание в процессе обучения, начиная с 5 класса.
Современный лингвистический анализ текста представляет собой сложную систему, тогда как язык художественного произведения – это тоже система, строящаяся по своим законам. Каждое слово, каждый знак в тексте несут информацию, помогающую понять оттенки общего смысла, поскольку в литературном тексте не бывает случайных деталей. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому необходимо не только исследование текста, но и обобщение учащимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать и пробуют самостоятельно анализировать текст. При этом учащемуся важно увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
В настоящее время существует достаточно много методик анализа художественного текста. На мой взгляд, наиболее приемлемой для учащихся является структура анализа, разработанная Е. И. Бегловой: рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей, лексический комментарий, анализ синтаксиса и изобразительно-выразительных средств. В анализ стихотворных произведений включается изучение метроритмического и фонетического уровней. Все этапы работы над текстом проводятся через постановку проблемных вопросов и выполнение исследовательских заданий в процессе осмысления функций всех композиционных фрагментов, смысловых типов и форм речи, а также выявления стилистических функций лексических, синтаксических, интонационных средств, участвующих в создании художественного единства текста.Толкование языковых фактов вначале провожу сама: коллективное медленное чтение художественного текста учит видеть незаметное и малозначимое, читать осмысленно и внимательно. Например, возможна постановка следующих вопросов: Почему текст называется именно так? Где в тексте заложено объяснение названия текста, какими средствами это сделано? и др. Большое значение имеет выявление ассоциативных связей, т. е развитие художественного воображения и образного мышления. Воображение и мышление играет особую роль в процессе обучения в старших классах средней школы, т. к. связано с искусством быть читателем – человеком, умеющим расшифровать авторский замысел. Не менее важным является разграничение, верная оценка индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Произведение анализируется на уроке устно, дома учащиеся оформляют письменное высказывание, используя при этом необходимую справочную литературу
Необходимо отметить, что в 11 классе обучение русскому языку представляет собой в основном интенсивную подготовку к Единому государственному экзамену по предмету. Бóльшая часть учебного времени традиционно отводится на отработку орфографических и пунктуационных умений. Однако совершенствование умений анализа текста и составления связного устного или письменного высказывания также должно найти место в процессе обучения. Часто учителя решают эту задачу в рамках элективных курсов. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Некоторые из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, курс «Лингвоанализ художественного текста» («Искусство анализа художественного текста») будет поддерживать курс литературы; курс «Учимся редактировать» поддержит «Стилистику русского языка»; курс «Приключения слов в истории» поможет при изучении художественных произведений XVIII–XIX вв.