САМООЦЕНКА — ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» - цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния. В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и другие, определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует:
уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент);
желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех;
снижения их, чтобы избежать неудачи.
Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям.
Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно-белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей - с заниженной самооценкой - малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя».
Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.
К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль - роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.
Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего.
Несмотря на совершенствование этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения. С самооценкой связано и другое личностное образование - уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Высота положительной оценки, в которой нуждается личность, может быть разная. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи - на оценку выше остальных.
Литература
Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьника. - М.: Просвещение, 1967. – 156 с.
Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. – 174 с.
Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: АПН СССР, 1982. – 164 с.
Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г. – 182 с.
Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195 с.
Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996. – 206 с.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 179 с.
Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 2000. – 229 с.
Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997. – 195 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179 с.
изд. М.: Просвещение, 1986. – 147 с.