Статья Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку и литературе


Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников
по русскому языку и литературе.
Исследовательская работа школьников все чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности: школьных учителей, методистов, психологов и педагогов. Это вызвано причинами прежде всего социального характера: заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Новый социальный заказ был воспринят школой, внутри которой с начала 90-х годов возникло целое движение, связанное с организацией исследовательской деятельности учащихся. Позже в нормативных документах были зафиксированы необходимость проведения исследовательской работы и перспектива профилизации старшей школы. В связи с этим возник ряд вопросов: в чем своеобразие исследовательской работы школьников? Как в ее рамках соотносится научная и учебная деятельность? Каким образом специфика научной деятельности может быть адаптирована к школе?
Анализируя аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников, я опираюсь на мнение А.В.Леонтовича, который считает, что «главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)». Я принимаю во внимание, что учебно-исследовательская работа школьников в основном повторяет все этапы научного исследования, но полагаю, что она должна быть адаптирована с учетом дидактических принципов доступности, посильности, должна быть связана с базовым школьным образованием.
Приступая к организации учебно-исследовательской работы школьников в рамках элективных курсов по русскому языку, можно сформулировать этапы работы, цели и задачи, содержание занятий.

Все это можно отразить в следующей таблице:
Этапы
работы Цели и задачи учебно-исследовательской работы Содержание знаний
1.Предварительный Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика
Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку; знакомство с достижениями лингвистической науки
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке
Развитие языковой рефлексии Письменные и устные задания, вопросы выявления уровня владения знаниями, умениями по русскому языку, способностей и интересов участников элективного курса

Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования (обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование)
Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке
Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя
2. Выбор проблемы
исследования Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании языка, тематики предстоящих конференций учащихся
3. Изучение
научной
литературы Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой Составление библиографии по теме, разные виды чтения, выделение главной цели, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
4. Формулирование
темы, гипотезы,
определение
целей, задач,
методов
исследования Формулирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования) Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования
5. Сбор материала Обучение сбору языкового материала или организации лингвистического эксперимента Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала
6. Обработка
полученного
материала Обучение лингвистическому анализу и статистической обработке полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала
7. Формулирование
выводов Формулирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы Систематизация и обобщение результатов работы
8. Создание
текста Практическое овладение научным стилем речи
Обучение редактированию научного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста Написание текста учебно-исследовательской работы
Редактирование и оформление работ, составление тезисного плана
9. Представление
результатов
работы Обучение основам устного публичного выступления Представление работы на научно-практической конференции школьников
10. Оценка
работы Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования
В современной школьной практике учебно-исследовательская работа проводится в рамках факультатива, спецсеминара, элективного курса. Программу курса, как правило, выбирает или составляет научный руководитель в соответствии с профилем школы, своими педагогическими и научными интересами, планируя (в качестве заключительного этапа работы) представление исследовательских работ на конференциях школьников, ориентируясь на предварительные пожелания участников курса.
По завершении работы участникам элективного курса может быть предложено заполнение анкеты. Вопросы анкеты подтолкнули бы исследователей подвести итог своей работы не только в плане интеллектуального продукта, но и в плане плодотворности исследовательской деятельности для собственного развития.
1) Чему Вы научились, занимаясь исследованием? Что узнали?
2) Где и как Вы можете использовать полученный опыт?
3) Что Вам больше всего принесло удовлетворения в работе?
4) Что было трудно?
5) Как изменила исследовательская работа по лингвистике Ваше отношение к изучению русского языка?
Таким образом, основой учебно-исследовательской работы является научное исследование с присущим ему чертами: нацеленностью на прирост научного знания, поэтапностью процесса исследования (от осознания поля проблематизации до создания текста – продукта исследования); использованием научных методов исследования; выбором их в зависимости от объекта исследования. Вместе с тем учебно-исследовательская работа отличается от научного исследования некоторой редукцией этапов, сведением их к основным: выявлению противоречий, формулированию проблемы, построению гипотезы, ее проверка, анализу полученных результатов. Определенную неполноту можно отметить в методике и масштабе исследования, что обусловлено принципами доступности и посильности. Следствием, как правило, является недостаточная полнота и объективность результатов.
В учебно-исследовательской работе значительна роль научного руководителя, что объясняется обучающей задачей процесса – дать представление о научном исследовании и сформировать исследовательские навыки. Вместе с тем научный руководитель является партнером в работе и общении, что важно для исследователя-школьника в личностном, интеллектуальном, творческом плане.