Рабочая программа по музыке (4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №3» г. Черногорска
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
Школьного методического совета Директор МБОУ «Начальная школа №3»
________ И.Н.БойковаПротокол № от « » 2015г. «___»__________ 2015г.
Рабочая программа
музыка 4 класс «В»
(наименование учебного предмета)
2015-2016 учебный год
(срок реализации рабочей программы)
Составлена на основе программы
«Музыка» Усачёва Л.В., Школяр В.П.,
Школяр О.В.
(наименование программы) (автор программы)
Составитель рабочей программы:
Фоменко Елена Алексеевна
г. Черногорск 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 - х классов разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
примерной программой начального общего образования по музыке;
авторской программой О. Школяр, В.Усачёвой «Музыка», под руководством Д.Б. Кабалевского Образовательная система «Школа 2100».
Основная образовательной программой МБОУ «Начальная школа №3»;
учебным планом МБОУ «Начальная школа №3.
Цель – приобретение опыта личностно-окрашенного эмоционально-образного отношения учащихся к народной и профессиональной музыкальной культуре своего народа и народов мира.
Задачи:
Обогащение представлений обучающихся о народных и композиторских музыкальных произведениях, получивших популярность у народов разных стран и ставших музыкальным символом нашей страны.
Постижение основных отличий народной и профессиональной музыки и выявлении сущности музыкального фольклора как особой формы самовыражения, места музыки в народных обычаях и обрядах.
Прослеживание интонационной близости народного пения и родной речи, органической связи народной музыки с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на музыкальных инструментах.
Нахождение народных истоков в творчестве композиторов.
Предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения музыке составляет 138 часов. В 2015 – 2016 учебном году количество часов в МБОУ «Начальная школа №3» на изучение «Музыки» в 4 классе «В», составляет 35 часов.
Особенности организации учебного процесса по предмету в преподаваемом классе
Особенности содержания регионального, национального и этнокультурного компонента по предмету Музыка
класс тема № урока особенности содержания регионального, национального и этнокультурного компонента
4 Хакасские народные инструменты 10 Классификация хакасских инструментов
Гимн нашего города 2 История гимна города
Народная музыка – отражение жизни народа 11 Хакасская музыка – история хакасского народа
Музыкальный язык 25 Особенности музыкального языка
Рабочая программа по музыке для 4-х классов предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки:
класс предмет содержание
4 Литература Былины в литературе и музыке.
Частушки и страдания.
Окружающий мир Народная музыка – отражение жизни народа
Римский – Корсаков и его путешествия
М.П. Мусоргский. История России
М.И.Глинка и его музыкальные впечатления
Реализация проектно – исследовательской деятельности на уроке музыки будет осуществляться через систему творческих заданий (например: составление программы «Моя любимая музыка»)
Знание психолого-педагогических особенностей учащихся 4 класса В, позволяет координировать время на уроке. Учащиеся этого класса эмоционально-активные, любознательные на уроке возможно увеличение времени на работу над музыкальным материалом, а так выполнение и представление индивидуальных проектов, связанных с восприятием природных и жизненных явлений: «Полюбившееся музыкальное произведение», «Жанры русских песен», «Гимн» и прочее.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка».
4–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Музыка» в 4-м классе является формирование следующих умений:
ЛР-1 − эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
ЛР-2− эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
ЛР-3− любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
ЛР-4− учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
ЛР-5− знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
ЛР-6− основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
ЛР-7− навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
ЛР-8− основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
ЛР-9− способности видеть в людях лучшие качества;
ЛР-10− способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
МР-1−понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
МР-2−планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
МР-3−различать способ и результат собственных и коллективных действий;
МР-4−адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
МР-5−вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
МР-6−осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
МР-7−выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
МР-8−воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
МР-9−высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
МР-10−принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
Познавательные УУД:
МП-1− осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
МП-2− использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач;
МП-3− воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
МП-4− строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
МП-5− проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
МП-6− обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
МП-7− устанавливать аналогии;
МП-8− представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
МП-9− соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
МП-10− строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности
Коммуникативные УУД:
МК-1− выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;МК-2− выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;МК-3− контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;МК-4− продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;МК-5−задавать вопросы;МК-6− использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;МК-7− стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.МК-8− участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
МК-9− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;МК-10− продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
ПР-1− эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая фрагменты крупных музыкальных жанров;
играх, действах, элементах дирижирования и др.).
ПР-2− эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ПР-3− размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
ПР-4− соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями;
ПР-5− ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
ПР-6− сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
ПР-7− ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов выражает общие для всех людей мысли и чувства;
ПР-8− воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах, элементах дирижирования и др.).
ПР-9− соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
ПР-10− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
ПР-11− наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
− общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестровПР-12− узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и оркестровПР-13− исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), в том числе петь в одноголосном и двухголосном изложении;ПР-14− определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об разы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;ПР-15− оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.ПР-16− исполнять на элементарных музыкальных инструментах сопровождение к знакомым произведениям.
В процессе изучения музыкального искусства у выпускников начальной школы будет развиваться интеллектуальная и эмоциональная сферы, воспитываться художественный вкус, расширяться музыкальный и культурный кругозор. В ходе обучения искусству будет идти активный процесс становления социально-личностных отношений, проявления творческих инициатив в мире музыки, восприимчивости и способности к сопереживанию, развитие образного и ассоциативного мышления, творческой фантазии.
Содержание учебного предмета
4 класс Количество часов В том числе
Контрольные работы Проектные работы Самостоятельны е и проверочные работы Тесты Списывание Изложение Экскурсии
Музыка моего народа 16 - - 1 1 Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ 19 1 1 Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Характеристика видов деятельности учащихся Дата проведения
план факт
Музыка моего народа
Главная песня моей Родины 1 Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.
Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
4.09 Гимн нашего города. 1 11.09 Музыкальная символика История гимна. 1 18.09 Частушки и страдания. 1 25.09 Инструментальные плясовые наигрыши. 1 2.10 Жанры русских песен 1 9.10 Былинность в русской музыке 1 16.10 Современная обработка Р.Н.П. 1 23.10 Оркестр народных инструментов 1 30.10 Хакасские народные инструменты 1 13.11 Народная музыка – отражение жизни народа 1 20.11 Римский – Корсаков и его путешествия 1 27.11 М.П.Мусоргский
Б.Годунов 1 4.12 М.И.Глинка и его музыкальные впечатления 1 11.12 Музыка мира сквозь «призму» русской классики 1 18.12 Характерные черты русской музыки. Тест 1 25.12 Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
17. Между музыкой разных народов нет непереходимых границ 1 Исследовать интонационно-Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.
Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.
Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов 15.01 18. Украинская народная музыка 1 22.01 19 Беларусская народная музыка 1 29.01 20 Исполнение патриотических песен 1 5.02 21 Музыка закавказких народов 1 12.02 22 Героические интонации в музыке 1 19.02 23 Музыка японского народа 1 26.02 24 Милая моя мама. 1 4.03 25 Музыкальный язык 1 11.03 26 Дружба композиторов разных стран. 1 18.03 27 Музыка Испании 1 1.04
28-29 Музыкальные впечатления 2 8.0415.04 30 Народная музыка обогащает композиторскую1 22.04 31 Оперы и балеты 1 29.04 32 Память, память, за собою позови. 1 6.05 33 Симфонии Музыка Германии 1 13.05 34 Полюбившиеся музыкальные произведения 1 20.05 35 Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ 1 27.05