Методическое пособие по литературе для старших классов


Государственное образовательное автономное учреждение
Среднего профессионального образования Ярославской области
Ярославский техникум гостиничного и строительного сервиса
Основные литературоведческие понятия и алгоритмы анализа художественных тексов
Пособие для аудиторной и внеаудиторной работы
Мокляк В.И.
Содержание
Предисловие ………………………………………………...3
Роды и жанры литературы ………………………………..5
Основные литературные направления…………………..8
Структура художественного текста………………………13
Особенности поэтического языка…………………………16
Алгоритмы анализа художественных текстов…………..19
Предисловие
Цель данного пособия – предложить учащимся необходимый минимум литературоведческих понятий и терминов, без которых невозможен полноценный анализ любого художественного текста. Основной отличительной чертой пособия является специфика расположения материала – не в алфавитном порядке (как это бывает в традиционных литературоведческих словарях), а по тематическим группам : «Роды и жанры литературы», «Структура художественного текста», «Особенности поэтического языка», «Основные литературные направления», «Алгоритмы анализа художественных текстов»
Художественный текст – это особая эстетическая реальность , созданная воображением писателя, и познание этой реальности невозможно только на эмоциональном уровне «нравится» «не нравится». Любой образованный человек, собираясь взять в руки книгу, должен представлять себе, по каким законам создавалась эта книга, то есть владеть неким инструментом восприятия и понимания текста, уметь анализировать художественное произведение. Без основных теоретических знаний науки о литературе ( литературоведения) – этот анализ осуществить невозможно.
Для того, чтобы правильно применять приведённые в данном пособии термины необходимо помнить следующие условия существования литературно-художественного произведения:
В литературно-художественном произведении невозможно разграничить содержание и форму. Особенности конфликта и композиции определяются жанром произведения, а авторская идея может выявить себя только через данную жанровую, композиционную, хронотопическую и стилевую организацию текста. Следовательно, при анализе произведения стоит начинать с композиции(последовательность и построение частей произведения от заглавия к эпилогу), далее рассмотреть хронотопическую организацию текста (от греч. Корней хронос – время и топос – место, то есть пространственно-временную организацию), затем форму авторского повествования, и в конце – рассмотреть сюжет, как движение сюжета.Авторское миропонимание и мироощущение пронизывает собой любой художественный текст, но формы выражения авторского сознания в эпосе, лирике и драме различны (см. «Роды литературы»)
Нельзя забывать, что литература – это прежде всего искусство слова. Именно с помощью слова писатель создаёт образную картину мира. У каждого писателя и поэта свой стиль, который следует понимать в широком смысле (мироощущение автора и егоотображение в тексте) и узком – то есть непосредственно речевая структура текста (со своим синтаксисом, словарём, средствами художественной выразительности) – всё это необходимо учитывать.
Роды и жанры литературы
Роды литературы - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика. .Эпос - (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
Лирика - от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. Целью поэта является стремление – выразить эмоцию и заразить ею читателя
Драма - (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. Специфику драмы состовляет конфликтность действия и его деление на сценические эпизоды, отсутствие повествовательного начала, ориентация на зрелищную и речевую выразительность
Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы внутри определённого рода литературы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д.Жанры эпоса
Роман – эпопея – масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Частные судьбы людей в романе – эпопее изображаются в органичной связи с общенародной судьбой. Основные критерии : большой хронотоп, большое количество персонажей, национальная значимость событий.
Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный, нестандартный период его жизни («Доктор Живаго» Б.Пастернак, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский).
Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия. («Дама с собачкой» А.П.Чехов)
Рассказ - малая форма эпического рода литературы; небольшое по объёму прозаическое произведение. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел.
Очерк - литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры. (И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин)
Миниатюра – малый эпический жанр, характеризующийся , как правило, неразвитым сюжетом, присутствием одного композиционного элемента – кульминации.
Утопия - литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.
Антиутопия – произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. (Е.Замятин «Мы»)
Притча – жанр литературы, обращённый к первоосновам человеческого существования, к проблемам добра и зла, ситуациям нравственного выбора жизни и смерти. Функци притчи в современных произведениях выполняют древние мифы, сказки, легенды.
Жанры лирики
Ода - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. (Например: М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747года").Сонет - лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы:
abba, abba, ccd, edeabba, abba, cdc, deeabba, abba, cdd, ccdabab, abab, cdc, cdcabab, abba ccd, eed,
Элегия - стихотворение с характером задумчивой грусти (философские размышления лирического героя). В этом смысле можно сказать, что большая часть русской поэзии настроена на элегический лад.(А.С.Пушкин «Погасло дневное светило»)
Послание - Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера («Валерик» М.Ю.Лермонтов)
Мадригал - Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.
Эпиграмма – небольшое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или явление.
Лиро-эпические жанры
Лиро-эпические жанры – вид художественных произведений, в которых сочетается эпическое и лирическое начала.
Поэма - лиро-эпический жанр большого объёма, с развёрнутым сюжетом и ярко выраженным лирическим началом, создаваемым образом автора, предстающего как эпический повествователь и лирический герой («Медный всадник» А.С.Пушкина)
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай или фантастическая ситуация (В.А.Жуковский «Светлана», «Людмила»)
Басня - короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.
Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Главную особенность романа в стихах составляет образ автора, активно включающегося в повествование наравне с героями, что образует лирический сюжет (Евгений Онегин» А.С.Пушкина)
Жанры драмы
Трагедия - жанр драмы, основу которого составляют коренные проблемы человеческого бытия. В основе трагедии лежит особо напряжённый, непримиримый конфликт человека с судьбой, обществом , миром, борьба сильных характеров и страстей. Трагедия вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме и завершается, как правило, гибелью героя. Зритель, следя за событиями приходит к катарсису – просветлению и очищению души. (А.С.Пушин «Маленькие трагедии»)
Драма – один из драматических жанров, в котором воспроизводятся преимущественно частная жизнь людей, изображение личности в её драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, вместе с тем её конфликты не столь напряжены и допускают возможность благополучного разрешения. («Три сестры» А.П.Чехова)
Комедия – вид драмы, в котором присутствуют комические характерыи комические эпизоды. Комедия делится на комедии положений и комедии характеров. (комедии Д.И.Фонвизина, А.Н.Островского)
Основные литературные направления
Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. В искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы. Ориентация на классику (античность) как эстетику совершенства форм. В содержании – дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», в форме – строгий канон, регламентация приёмови средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров.Сентиментализм - направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе, сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий.
Романтизм - Направление в искусстве конца 18 первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Основополагающим для романтизма является принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя окружающему миру. Наблюдается обращённость к миру запредельному, «иному», к духовным началам, иррационализм, стихийность, свобода поэтического самовыражения . ломка жанровых перегородок, отмена канона. (О.М.Сомов, М.Ю.Лермонтов)
Реализм – литературное направление, утвердившееся в литературе в начале XIX века и прошедшее через весь ХХ век. Установка на изображение действительности «как она есть», на социально-историческую и психологическую достоверность, объективность. Предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Развивается крупный роман, который стал главным жанром в середине девятнадцатого века. Для реалистического произведения характерно: глубокий психологический анализ характеров и ситуаций, в их динамическом развитии;детализация портрета, интерьера, пейзажа, языковой образ героя, изображение типических характеров в типических ситуациях; сочетание типизации и индивидуализации характеров. В начале ХХ века русский реализм испытывал воздействие противостоящего ему литературного модернизма. Произошло серьёзное обновление эстетики и стилистики реализма. Реализм дал великие художественный открытия и продолжает оставаться одним из самых влиятельных литературных направлений (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, М.Шолохов).Модернизм - обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого времени. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятия зрителем, стремление утвердить некие новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению художественных форм.Общие черты модернизма:
особое внимание к внутреннему миру личности;
провозглашения самоценности человека и искусства;
предпочтение творческой интуиции;
понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;
поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);
стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили.
Символизм - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Символизм считает целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символ в понимании символистов – универсальный многозначный образ, синтезирующий всю полноту конкретного смысла и таинственную «несказанность», соединяющий перспективу бесконечного развёртывания смыслов.
Декадентство - (от франц. decadence — упадок) — общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — нач. 20 вв., отмеченных настроениями упадочничества, безнадежности, отвращения к жизни, индивидуализмом. Многие черты декадентского умонастроения отличают и те направления буржуазной литературы, которые объединяются термином «модернизм». Особый тип мироощущения ,связанный с осознанием кризисности всез форм жизни, комплекс психологических переживаний, в основе которых – герметизм, подчёркнутый индивидуализм, настроения отчаяния, дискомфорта, душевной усталости.ю трагическое чувство «конца». Декадентство в русской литературе конца девятнадцатого-начала двадцатого века нельзя назвать литературным направлением, оно является чертой раннего этапа русского символизма, проникает на определённых этапах и в поэзию «младосимволистов». Утверждение приоритета искусства над жизнью – смешение жизни и искусства – яркая черта декадентства.
Акмеизм - (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определенное, точное значение;
предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.
Основные признаки футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Авангардизм – направление в литературе и искусстве ХХ века, объединяющее разнообразные течения, единые в своём эстетическом радикализме. Ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями . генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайности его стремление к художественному обновлению. В мировой культуре к авангардизму относят сюрреализм, дадаизмдраму абсурда, так называемый «новый роман». В русской литературе яркий пример – ОБЭРИУ.
Импрессионизм – одно из модернистских течений, возникшее во французско живописи третей трети XIX века. в русской литературе ХХ века влияние импрессионизма проявилось в области стиля – композиционная фрагментарность, ассоциативность образных связей, обилие мимолётных характеристик. Наиболее заметны проявления импрессионизма в поэзии А.Фета, К.Бальмонта,И.Анненского, А.Блока.
Экспрессионизм – одно из течений литературного модернизма, сформировавшееся в 1910-1920 годах в Германии. Для экспрессионизма характерен социально-критический пафос (разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности). Современники называли экспрессионизм «искусством криком». Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстракции, острой эмоциональностью, фантастическим гротеском. (Л.Андреев)
Имажинизм - литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. (С.Есенин, А.Мариенгоф)
Основные признаки имажинизма:
главенство «образа как такового»;
образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Структура художественного произведения
Тема- это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении. По сути, тема является отправной точкой создания любого произведения. Как правило, в произведении имеется несколько тем, но доминирующая одна. Темы исторически обусловлены, т.к. меняются с течением времени, но есть и «вечные» темы, которые остаются актуальными в любые времена, - темы отцов и детей, добра и зла, предательства, любви.Проблематика – совокупность вопросов (проблем) которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы и на которые пытается дать ответ, или оставляет «открытыми». Так решаются «вечные проблемы», на которые человечество не может найти ответа, но мучительно ищет его. В зависимости от преобладающих проблем можно говорить о социальной, нравственной, философской. Религиозной проблематике.
Идея - то главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены. Безусловно, идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании.
Художественный образ – элемент «живой жизни» воссозданный творческой фантазией автора. Весь художественный текст является образной реальностью, в которой можно выделить :Образы людей
Образы природы
Предметные образы
Образы времени и пространства
Сюжет - событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения. Характерен для эпических и драматических жанров.
Композиция сюжета – определённые стадии развития сюжетного действия.
Экспозиция - часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
Завязка — часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
Развитие действия — часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
Кульминация — наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
Развязка — часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению.
Заключение — часть, завершающая произведение, сообщающая дополнительные сведения о героях произведения, рисующая пейзаж и т. п.
Фабула - фактическая сторона повествования, т.е события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Конфликт – противоречие, лежащее в основе сюжета, столкновение характеров, идей. Конфликт может быть внешним и внутренним.
Композиция - это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно. Не стоит умалять значение и интерьера, пейзажа, художественного обрамления текста и ретроспекций.
Пролог – вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях.
Эпилог – заключительная часть, рассказывающая о последующих событиях, после всех изображённых событий.
Ретроспекция – нарушение логической последовательности событий, обращение к прошлому героев.
Герой – одно из главных действующих лиц литературного произведения.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания и мысли которого отражены в нём. Он не идентичен образу автора; на основе образа лирического героя создаётся целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Литературный тип – художественное воплощение характерных устойчивых особенностей личности, обусловленных общественно-исторической ситуацией, типом поведения человека. (лишний человек, маленький человек).
Лейтмотив - преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации
Стиль – это единство образной системы, изобразительно-выразительных средств, творческих приёмов, обусловленное единством идейного содержания. Можно говорить о стиле отдельного произведения, об индивидуальном стиле автора, а также о стиле целых эпох или художественных направлений. Своеобразие стиля с наибольшей отчётливостью проявляется в языке.
Язык художественного произведения
Поэтика – система художественных средств и приёмов, специфических для литературы как вида искусства.
Тропы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности.
Гипербола - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»).
Литота - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
Метафора - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.Метонимия - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).
Синекдоха - троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
Перифраз – троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).
Олицетворение – (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
Гротеск - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Ирония – выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
Аллегория - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий.
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе («Светила нам только зловещая тьма» А.Ахматова)
Реминисценция – напоминание, воспоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов, в поэтической речи – ритмико-синтаксических ходов. Как содержательный приём, рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.Аллюзия –намёк на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общеизвестное и поэтому не называется.
Сарказм- едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сатира – вид комического, уничтожающий смех над общественными вредными порочными явлениями.
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одного из впечатлений о предмете.
Особенности поэтического языка
Ритмическая организация текста – упорядоченное повторение отдельных элементов текста через определённые интервалы. Чередование прослеживается на любом уровне текста: чередуются ударные и безударные слоги, длинные и короткие стихи, мужские и женские рифмы. Важнейший фактор ритмической организации – ритмическая инерция, или предсказуемость следующего элемента текста. Оправдание или отсутствие ритмического ожидания всегда воспринимается как выразительный приём.
Рифма – концевое созвучие двух или более стихов(строк). По месту ударения рифма бывает мужская, женская, и дактилическая. По взаимному расположению строк – смежная, опоясывающая, перекрёстная.
Строфа – соединение нескольких стихов (строк), составляющих тематическое, эмоциональное единство и единое целое по системе рифмовки. (терцины, пятистишия, октавы, катрены)
Анафора – единоначатие – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями. Эти возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием («Я вижу молнии из мглы и морок мраморного моря» А.Белый)
Ассонанс – повтор согласных звуков, чаще всего ударных («Скала и плащ. Скала и плащ и шляпа» Б.Пастернак)Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
Анапест -  трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.
Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - ), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).
Алгоритмы анализа художественных текстов
Анализ образа героя литературного произведения.
Имя и роль в тексте. Наличие прототипов
Портрет, возраст
Биография
Профессия
Поведение
Система ценностей
Взаимодействие с другими персонажами
Художественный смысл образа, ассоциативный ряд
Авторская оценка, способы её проявления
Анализ эпического произведения.
История создания произведения (факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения, связь произведения с исторической эпохой его создания, место произведения в творчестве автора.)
Жанр произведения. (Признаки жанра ).
Название произведения и его смысл.
От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Тема и идея произведения. Проблематика.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.(источники, обращение к реальным событиям, авторское переосмысление уже существующих сюжетов)
Система образов произведения, персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные; особенности имён и фамилий персонажей; поступки персонажей и их мотивация; предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа; вязь персонажа с общественным окружением; отношение к герою произведения других персонажей; самохарактеристика персонажей; авторское отношение к персонажам и способы его выражения.)
Композиция произведения (деление текста произведения на части, смысл такого деления; наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл; наличие эпиграфов и их смысл)
Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Особенности языка произведения.
Наличие интертекстуальных связей.
Анализ фрагмента эпического произведения
Роль фрагмента в тексте
Построение фрагмента. Его композиция.
Характеристика повествователя. Наличие в тексте автора.
Способы создания образов героев (портрет, речь, система ценностей, и т.д.)
Особенности изображённого мира (пейзаж, интерьер, детали)
Особенности авторского стиля
Анализ лирического текста
История создания произведения (факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения, место произведения в творчестве автора, прототипы и адресаты произведения)
. Жанр стихотворения. Признаки . Название произведения (если есть) и его смысл.
Образ лирического героя.
Идейно-тематическое содержание (ведущая тема, идея произведения, развитие мысли автора (лирического героя)эмоциональная окраска произведения и способы её передачи
6. Художественные особенности (художественные приёмы и их значение, ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения, наличие/отсутствие деления на строфы, особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора).
Ваше читательское восприятие произведения.
Анализ лиро-эпического произведения
История создания произведения (факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения, место произведения в творчестве автора, прототипы и адресаты произведения)
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.(источники, обращение к реальным событиям, авторское переосмысление уже существующих сюжетов)
Жанр произведения. (Признаки жанра ).
Особенности композиции
Конфликт и проблематика. Позиция автора,способы разрешения конфликта.
Система образов. Главные и второстепенные герои, их характеристики. Традиционность, новаторство в образах наиболее значимых персонажей. Авторское отношение к героям, способы его проявления.
Образ автора. Способы его создания. Отступления, предисловия, посвящение, эпиграф и т.д.
Стихотворные элементы (ритм, рифма, строфика)
Индивидуальный стиль автора.
Анализ драматического произведения
Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.(Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?)Вид и жанр драматургического произведения (трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.)Специфика организации действия драмы (разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы)Афиша пьесы (главные, второстепенные и внесценические персонажи).
Особенности драматургического конфликта (трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.).Особенности драматургического действия (внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.).Особенности внутренней композиции пьесы( наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций).
Специфика создания диалога в пьесе. Языковые характеристики персонажей.
Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
Специфика авторских ремарок, поясняющих:
Смысл названия пьесы
Анализ эпизода драматического произведения
Роль данного фрагмента в тексте.
Характеристика конфликтующих сторон. Характеристика конфликта. Признаки взаимоотношения персонажей.
Охарактеризуйте образы персонажей. При помощи каких способов они создаются? (внешний вид, система ценностей, речевая характеристика)
Роль ремарок в тексте.