Статья Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку

Организация учебно-исследовательской работы (УИР)
по русскому языку
Современная образовательная политика выделяет одно из важнейших стратегических направлений – исследовательский подход в обучении, главная цель которого – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. УИР
гимназистов - новый вид школьной работы («инновационная педагогическая технология»), как проектно-организационная педагогическая модель, содержание которой заключается в том, что в рамках различных форм образовательной деятельности (элективные курсы, профильная практика, индивидуальные проекты, научное сообщество гимназистов) учащиеся выполняют проекты по различным наукам.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку прописаны задачи деятельностного подхода, направленного на формирование навыков ведения исследовательской работы во всей её полноте: «Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формирование полученных результатов». Перечисленные этапы УИР учащихся активно внедряются в практике нашей гимназии. Психологи и педагоги
видят в УИР огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию, с этой целью проводится диагностика представлений гимназистов о самом себе на основе рефлексивного анализа деятельности гимназии.
Организация учебно – воспитательного процесса без учета личностных особенностей детей теряет всякий смысл. Каждый гимназист должен чувствовать свое Я и уметь его оценивать. Значит, процесс УИР должен быть организован так, чтобы в центре
была личность ученика: его цели, мотивы, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход называют личностным. Современная психология связывает развитие личности с деятельностью. Из объекта ученик превращается в полноправного ученика образования. Роль учителя также изменяется: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнёром в обучении.
В организации УИР преломляется личностно-деятельностный подход. Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, т.к. это ему интересно и нужно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями;
во- вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, сотрудничество между учеником и учителем подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвёртых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания
заинтересован в результате своей работы.
В процессе УИР важно определить мотивы в обучении - внешние или внутренние. Какие из них являются самыми важными в исследовательской работе? Внутренние выбраны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние мотивы связаны с общественным признанием, в том числе и с оценками. Анкетирование, проведённое с учениками показывает, что многое зависит от возраста ребёнка. Гимназистам (7-8 кл.) интересно всё, что занимательно: им
нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. Их привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и окружающих.
Сильными мотивами в обучении оказываются внешние: стремление найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность. Поэтому УИР должна быть продолжена в старшем звене, должны использоваться другие методы и формы работы со старшеклассниками, обладающими большим запасом знаний. Ведь у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации. В условиях предпрофильного и профильного обучения школьники сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Важно правильно организовать руководство УИР. Нужно изучить мотивы, цели, потребности детей, в этом поможет портфолио ученика, которое у нас ведётся с 1 класса прогимназии..
В области организации УИР не смещаются акценты в сторону учителя или ученика, они работают на равных. Это даёт возможность учителю широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. нельзя передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывает и ученик-исследователь, и его научный руководитель, передача
навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ», т.е. формируются µ µ отношения.
Финальная часть организации УИР школьников - презентация. Её форму выбирает обучающийся сам, руководитель только направляет. В нашей гимназии старшеклассники
представляют свою работу в форме защиты курсовой работы. Оценка за курсовую работу является автоматом по экзамену во время промежуточной аттестации – это один из способов мотивации. Кроме того, эта работа может перерасти в НИР, а результат - представление на НПК различного уровня.
Ещё одна форма – это представление своей работы на занятиях «Школы исследователя». Этот вид работы очень труден, т.к. нужно поэтапно на примере своей работы обучить слушателей проведению научного исследования. Положительное здесь есть: ученики учатся анализировать, синтезировать, работать с текстом, тезисно излагать, определять цели и задачи, овладевать коммуникативными навыками, работать с аудиторией. У ученика формируются эти умения в процессе УИР.
В ходе исследования проводятся индивидуальные консультации ученика с научным руководителем, где обсуждаются проблемы, гипотеза, постановка целей работы.
Несмотря на то, что работа может быть самостоятельной, она всё-таки требует помощи на важном этапе её проведения – формировании гипотезы и определении целей исследования. Именно здесь важна роль учителя в решении этой учебной проблемы.
Ведь он партнёр в работе и общении, а это очень важно в личностном, интеллектуальном, творческом плане. Кроме того, приобщая учащихся к исследовательской деятельности, у учителя изменяется сознание, позиция в обучении и воспитании.
Прав исследователь А.Н.Колногоров, писавший, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия ученика хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».










13PAGE 15


13PAGE 14315




15