Опыт работы в условиях реализации ФГОС (инновационный подход — применение видеометода на уроках литературы)


Мой опыт работы по ФГОС основного общего образования.
учитель русского языка и литературы
БОУ «Ложниковская СОШ»
Ростовцевой Е.С.
Я работаю учителем три года. За это время успела попробовать себя в разных видах школы: общеобразовательной с высоким именем Лицей (г. Калачинск Омской области), Федеральной с условием временного детского коллектива (ВДЦ «Океан» г. Владивосток, Приморский край), малокомплектная сельская школа (с. Ложниково, Тарский район).
В 2013 году (сразу после окончания педагогического университета), когда я поступила на работу в лицей г. Калачинска, в области началось активное внедрение ФГОС. И в частности очень много говорилось о том, что учитель должен использовать инновации в своей работе.
Инновация – это странное, необычное, но сейчас уже ставшее привычным слово. Что оно означает? В популярном сетевом словаре дается следующее толкование: «внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком; является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации».
Весьма расплывчатая формулировка, по моему мнению. Ведь в таком контексте пониманий термина «инновация» может существовать великое множество. Но более всего привлекает словосочетание «творческий процесс», означающее беспредельный полет фантазии. Именно эту сторону сущности инновации я взяла на вооружение в своей работе.
Уже на первом уроке в детском коллективе я стараюсь создать условия для свободного обмена мыслями, личными представлениями о предмете разговора. Таковым предметом в большей степени является литература. Чтобы продемонстрировать свою заинтересованность темой разговора и воссоздать обстановку доверия, я первой начинаю беседу со своей субъективной точки зрения. На вопрос «Что такое для меня литература?», который задаю сама, отвечаю, что под словом литература может подразумеваться не только школьный предмет или совокупность написанных книг. Это ещё искусство и наука. Ведь есть люди, кому открываются тайные законы литературного творчества и в соответствии с ними они создают свой неповторимый художественный мир; а есть люди, кто читает произведения, изучает и исследует способы воплощения авторской мысли. Ребята очень живо откликаются на беседу. Их мнения могут совпадать, могут очень резко друг от друга отличаться, но и в том, и в другом случае я, как учитель, напоминаю участникам дискуссии, что любое мнение должно быть аргументированным. Эта устная работа является хорошей мотивацией для учащихся к письменному изложению собственных мыслей по обсуждаемому вопросу. В конце урока мы приходим либо к единому мнению о разноплановости понятия литература, либо к осознанию различных суждений и принятию чужой точки зрения. Все обучающиеся приходят к выводу, что нет неправильного мнения, есть различные мировосприятия. Такая форма организации занятия позволяет мне учить ребят думать, чувствовать не только свое мировоззрение, но и прислушиваться к мнению других.
Вместе с формами и методами традиционной системы обучения я стараюсь использовать на своих уроках элементы критического мышления, проблемного, развивающего обучения, применять методы исследовательской и проектной деятельности. Разумеется, сложно говорить о каких-то глобальных итогах подобной деятельности, т.к. в этой школе я работаю всего несколько месяцев. Но, сравнивая этот опыт с полученным ранее в общеобразовательной школе и в условиях временного детского коллектива, могу говорить о том, что система подобных методов дает достаточно яркий результат.
Остановимся подробнее на примере урока в технологии проблемного обучения. В проблемной лаборатории русского языка перед детьми был поставлен вопрос: «Что нужно сделать, чтобы пробудить интерес у современной молодежи к истокам родного языка?» Поиск ответа на вопрос начался с просмотра и разбора фильма. Ролик помог учащимся осмыслить внутреннюю наполненность и содержательность букв славянской азбуки, ведь слова на Руси слагались из буквиц-образов и являли собой аббревиатуры с многомерными смыслами мироздания. Так, обучающиеся усвоили этимологический смысл слова жизнь (т.е. живот земли нашей созданный свыше). Представленная в фильме информация потребовала дополнительного теоретического осмысления. Для работы в группах были предложены материалы: статья из монографии В. В. Виноградова «Основные этапы истории русского языка», выдержка из этимологического словаря, а также в качестве альтернативного источника – первая часть словаря, составленного под руководством российского сатирика М. И. Задорнова. Обсуждение названных источников ещё больше убедило ребят в важности нахождения путей решения обозначенной проблемы. В результате группы предложили следующие варианты: 1) с раннего детства родители должны прививать детям любовь к родному языку, вводя их в мир народной словесности и демонстрируя способы использования древнерусский форм слов; 2) на уроках русского языка, литературы, истории и обществознания проводить пятиминутки, посвященные истории языка; 3) в каждой семье традиционно праздновать День славянской письменности; 4) в школах и университетах проводить акцию «Выучил слово – научи другого!», которая заключается в изучении этимологического смысла привычных слов.
Если говорить о проектной деятельности, то направлением для своей работы я выбрала создание подробного сценария для экранизации фантастической повести А. Дерюшева «Карандашная сила». Начало данной работе было дано в условиях временного детского коллектива школы ВДЦ «Океан». Там мы создавали подробный сценарий эпизода для экранизации романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Обучающиеся работают в группе, распределяя обязанности и роли. Мы берем за основу работу режиссера, звукорежиссера, декоратора, оператора и сценариста. Поскольку ребят в группе всего 5 (шестой класс – 2 обучающихся и седьмой класс – трое обучающихся), то они меняются ролями раз в месяц, после того как мы заканчиваем работу над очередной главой. У каждого свой экземпляр таблицы (см. таблицу 1 ниже)
Таблица 1
№ кадра Время Описание
1 5 сек. 2 6 сек. 3 7 сек. Затем информация вносится в общую таблицу (см. таблицу 2)
Таблица 2
№ кадра Время Сценарист Декоратор Оператор Звукорежиссер Режиссер
1 5 сек. 2 6 сек. 3 7 сек. Результатом такой работы станет проект сценария для экранизации фантастической повести А. Дерюшева «Карандашная сила».
Теоретические и практические материалы по инновациям позволяют мне утверждать, что инновационные подходы разнообразны, выбор или предпочтение того или иного подхода зависит, главным образом, от понимания и потенциала (как интеллектуального, так и творческого) самого учителя. Если сам педагог задает тон, повышающий планку размышлений и интереса к познанию нашего мира и самообразованию, то и обучающиеся раскрепощаются и высказывают своё субъективное мнение, отходя от шаблонов и штампов. Ведь еще французский литератор Альбер Камю в первой половине ХХ века говорил: «Творчество – самая результативная школа терпения и ясности. Оно является … потрясающим свидетельством единственного достоинства человека – его упрямого бунта против своего удела, постоянства в усилиях, полагаемых бесплодными». Мое же понимание миссии педагога заключается в помощи каждой личности ребенка раскрыться и научиться именно в школьные года отстаивать свою точку зрения грамотно и аргументированно, чему, собственно, и обучают проблемная и проектная лаборатория.