Экологическая тропа для младших школьников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕТСКИЙ САД»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА
республикИ Крым








Экологическая тропа для младших школьников






Разработал
учитель географии
МБОУ «Зоркинская СОШДС»
Суфан Джамаль Рохи





с. Зоркино
Данная работа – это практическая часть экологической тропы для младших школьников. Здесь представлены задания и методика их выполнения.
Экологическая тропа в нашей школе существует двенадцать лет. За это время на тропе выросло несколько поколений учащихся – экскурсоводов, написано несколько исследовательских работ: «Сорняки нашей местности», «Искусственное создание почвы», «Экологическая тропа села Зоркино», «Экологическое состояние села Зоркино», «Состояние вырубки лесной полосы». Разработано несколько экскурсий:
Обзорная;
«Экологическая тропа. Практическая часть для старших школьников»
Определение состояния окружающей среды.
«Экологическая тропа. Практическая часть для младших школьников»
Историческая.
Цель функционирования экологической тропы:
Экологическое воспитание школьников.
Прививать любовь к природе родного края.
Ознакомиться с растениями и животными родного края.
Привитие навыков поведения в природе.
Проведение исследовательской работы в природе.
Цель данной работы:
Развитие интереса к предмету география, заложить основы умений исследовательской работы.
Формирование у учащихся умений и навыков поведения в природе, умения ориентироваться без компаса, определять время по солнцу, определять расстояния без измерительных приборов.
Изучить растения и животные родного края.
Полученные знания закрепить с помощью рефлексивных заданий, игр.
Экскурсия по экологической тропе осуществляется по пяти точкам наблюдения. Возможны различные варианты экскурсии: или в полном объеме или выборочно – то, что необходимо для закрепления изучаемой темы.




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415









ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №1: Левый берег канала, у моста.

Определение направления течения канала и скорости течения с помощью поплавков. Поплавком может служить сухая ветка. Один ученик забрасывает поплавок на середину канала, второй ученик с секундомером в течение минуты сопровождает поплавок , считая шаги. Затем количество шагов переводим в метры. Один детский шаг в среднем составляет 0.5 м. Получаем скорость течения канала в м/минуту, этот результат можно перевести в км/час. Измерения проводят несколько групп, результат усредняем.
Скорость течения составляет : 40 шагов
· 0.5 м = 20 м/мин
20 м/мин
· 60 мин = 1200 м/ч или 1,2 км/ч


Фото 1.Определение скорости течения канала.
Учащиеся «прицеливаются» на поплавок.
Определение ширины канала.
Первый способ: Учащиеся шагами измеряют по мосту ширину канала. Количество шагов умножаем на 0.5м.
Ширина канала по мосту составляет: 36 шагов
· 0.5м = 18м



Фото 2. Измерение ширины канала по мосту шагами.

Второй способ: Учащиеся шнуром измеряют по мосту ширину канала.
Третий способ: Измерение ширины канала с помощью травинки (в случае, если нет моста)
Выбери на противоположном берегу два предмета, которые находятся недалеко друг от друга, например, два дерева;
Сорви травинку и натяни горизонтально на расстоянии вытянутых рук, закрыв один глаз, прицеливаясь, между двумя выбранными предметами, так, чтобы промежуток между ними был закрыт;
Обозначь камешком точку твоего стояния (точка А);
Сложи травинку пополам и отойди на такое расстояние, чтобы промежуток между выбранными предметами вновь закрывался сложенной напополам травинкой;
Обозначь камешком точку твоего нового стояния (точка Б);
Измерь расстояние АБ шагами или шнуром – это ширина канала.
Ширина канала в 10м на северо – запад от моста – 22м.

Четвертый способ: Измерение ширины канала шагами.
Выбери на противоположном берегу предмет-ориентир, например, дерево (точка А) и стань напротив него (точка Б).
Обозначь камнем или палочкой точку Б и иди под прямым углом к линии АБ 50 шагов, обозначь рейкой эту точку С
Пройди в том же направлении такое же расстояние – 50 шагов и обозначь ориентиром (точка Д)
От точки Д перпендикулярно двигайся так, чтобы найти точку Е с которой будет видна точка А по одной прямой с точкой С
Измерь расстояние ДЕ шагами или шнуром – это ширина канала.
Ширина канала в 10м на северо – запад от моста – 22м.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
Как называется канал?
Где канал берет воду?
На какой форме рельефа протекает канал?
Оцените степень загрязнения канала (визуально). Предложи меры по сохранению чистоты берегов и вод канала.
РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.
ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №2: Почвенный разрез.
Выполните следующие задания:
Определите количество слоев на профиле.(Ответ: 3)
Определите цвет каждого слоя. (1-й-каштановый,2-й-каштаново-бурый (с примесью глины), 3-й-бурый (глина).
От чего зависит темный окрас почвы? (Содержания гумуса)
Из чего образуется перегной? (отмершие остатки растений и животных)
Измерьте мощность каждого слоя. (1-й-46см,2-й-78см, 3-й-ниже),
Определите горные породы, которые слагают слои. (Глины и суглинки)
В каком слое встречается наибольшее количество живых организмов?
(В первом)
Зарисуй строение исследуемого почвенного профиля.


Фото 3. Знакомство с почвенным разрезом.
Какие негативные процессы влияют на почвы? (засорение мусором, удобрениями, ядохимикатами, засоление, эрозионные процессы
Предложите меры борьбы с негативными процессами.
СОЗДАНИЕ ПЛАКАТА « ОХРАНА ПОЧВ»


ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №3: Определение высоты холма с помощью нивелира.
Установи у подножия нивелир так, чтобы отвес был перпендикулярен основанию нивелира.
«Прицелься» и попроси товарища стать в точку «прицела». Высота стояния твоего друга – 1 метр. Теперь стань на его место и повтори все действия в том же порядке.

В точке наблюдения высота склона дренажа составила 2,3м.



Фото 4,5. Определение высоты склона дренажа.

Фото 5.

ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №4: Определение растительного и животного мира родного края.
Какие растения вы встречали в нашей местности? (Травянистые степные и древесные, посаженные человеком)
Покажите и назовите растение, дерево, кустарник.(Типчак (мятлик), овсюг, житняк, тонконог, свинорой, полынь, из деревьев –тополь, туя, орех, слива, ясень, платан, акация и т.д.)
Определите лиственные деревья.( Тополь, орех, слива, ясень, платан, акация и т.д.)
Назовите хвойные деревья, которые растут на экологической тропе.(Туя)
Определите загрязнение листьев с помощью скотча.
Назовите животных, насекомых, птиц нашей местности. (ящерица, кузнечик, воробьи, вороны, ласточки, зайцы, лисы, ласки и т.д.)
По возможности покажите их в природе. Понаблюдай за их поведением .



Фото 6. Знакомьтесь – ящерица!

РЕФЛЕКСИЯ. ИГРА «КТО ДАЛЬШЕ ПРОЙДЕТ?»
Учащемуся необходимо пройти вдоль линии, на каждый шаг назвать растение или животное родного края. Если участник не может назвать растение или животное, в игру включается другой ученик. Выигрывает тот кто пройдет большее расстояние.

ЗАДАНИЯ:
ИЗГОТОВИТЬ ГЕРБАРИЙ.
ОФОРМИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ НАСЕКОМЫХ.
ЗАРИСОВАТЬ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ, УВИДЕННЫХ НА ЭКСКУРСИИ.


Фото 7. Знакомство с растительностью тропы.
Фото 8. Зарисовка растений.





Фото 9,10. Первоклассники на тропе изучают травянистые растения.
ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ №5: Ориентирование на местности, определение времени.
Чтобы сориентироваться с помощью часов, т.е. в первую очередь определить направление север-юг, надо установить часы по местному времени и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 (до обеда) и цифру 12 после обеда надо разделить пополам. Биссектриса угла совпадает с полуденной линией. Один конец ее направлен будет на юг, другой на север. Положение минутной и секундной стрелки не учитывается.


Фото 11. Определение сторон горизонта с помощью часов.
Чтобы определить время по Солнцу и компасу, надо определить азимут Солнца и разделить его на 15 (за 24 часа Земля поворачивается вокруг
оси на 360
·, а за 1 час на 15
·), получить поясное время, а затем прибавить 1 час, т.е. получить декретное время. Например:
азимут Солнца – 90
·, 90
·:15
·= 6, 6+1=7ч;
азимут Солнца - 180
·, 180
·:15
·=12, 12+1=13ч,
азимут Солнца -270
·,270
·:15
·=18, 18+1=19ч
Декретное время было введено в нашей стране в 1930 году с целью более полного использования дневного света в течение рабочего дня и экономии электроэнергии. Оно было осуществлено путем перевода времени на 1 час вперед.
Сейчас на территории нашей страны действует следующий порядок счета времени – поясное время плюс 1 час (декретное время) с переводом ежегодно часовой стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа ночи на 1 час вперед (летнее время) и в последнее воскресенье октября в 3 часа ночи на 1 час назад (зимнее время).
Фото 12. Определение времени с помощью компаса.


ЛИТЕРАТУРА
Г.П.Пивоварова По страницам занимательной географии. - М., «Просвещение», 1990
Т.В.Кучер Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М., «Просвещение», 1990
П.Агесс Ключи к экологии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.








13PAGE 15


13PAGE 141515




Захваченный кадр 315