Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Пояснительная записка.

Статус документа Рабочая программа по русскому языку в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку (5-9 классы), авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский/М.: Просвещение, 2010 г.
Структура документа Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, календарно- тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки деятельности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной работы учащихся, самореализации личности и самообразования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных предметов.
Содержание обучения русскому языку в 9 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 9 класса

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры;

пользоваться различными видами словарей;
По морфологии: распознавать изученные в 5-8 классах изученные части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

По синтаксису: уметь выполнять синтаксический разбор сложных предложений, определять их тип;
По пунктуации: выделять запятыми однородные члены предложения, обращения, вводные слова и междометия, обособленные члены предложения, ставить знаки препинания в ССП, СПП, БСП, предложениях с различными видами связи
По связной речи: адекватно воспринимать и создавать тексты различных стилей на доступные темы, подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами сочинения, на свободную тему, писать рассказы на предложенные темы, сочинения –рассуждения, грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Перечень учебно- методических средств обучения

Обязательные
Дополнительные

1.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5-9 классы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – Москва «Просвещение», 2010 г.

1. Богданова Г. А.
Тестовые задания по русскому языку. 9 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений . М. : Просвещение, 2010.

2. Русский язык. 9 класс: Учеб. общеобразовательных учреждений /С.Г.Бархударов и др.- М.: Просвещение, 2008
2. Е. М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». – М. : Экзамен, 2012 г.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс»/Е. М. Сергеева. – М.: Экзамен, 2010



Примечание:
Включение в календарно- тематическое планирование темы «Союзные сложные предложения», на которую в программе отводится 6 часов, считаю нецелесообразным по причине того, что в программе эта тема идет отдельно от тем ССП, CПП и т. д., а в учебнике она включает в себя данные темы. Часы, отведенные на изучение темы «Союзные сложные предложения», использованы при изучении сложных тем (ССП, CПП ,БСП, на уроках развития речи) требующих большого внимания при подготовке к ГИА.






Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Дата
проведения



План
Фактически

1
Международное значение языка





Повторение изученного в 5-8 классах
(5+2 р/р часа)



2
Фонетика.



3
Р.р. Анализ текста его стиля, средств связи его частей



4
Лексика и фразеология



5
Морфемика и словообразование. Морфология.



6

Р.р Способы сжатия текста.



7
Синтаксис словосочетания и простого предложения



8
Контрольная работа по теме «Орфография».





Сложные предложеия (1ч)




9
Основные виды сложных предложений





Сложносочиненные предложения (4+2ч)




10
Понятие сложносочиненного предложения



11
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам



12

13
Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложносочиненном предложении



14
Р.р. Рецензия.



15
Р.р. Рецензия.





Сложноподчиненное предложение (19+7ч)




16


17
Сложноподчинённое предложение и его особенности.

Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нём.



18
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным





19


Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.



20
Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.



21
Придаточные образа действия и степени.



22
Придаточные места и времени.



23
Р.р. Академическое красноречие и его виды, строение , языковые особенности.



24
Повторение придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных места и времени.



25
Придаточные условия, причины и цели.



26
Придаточные условия, причины и цели.



27
Придаточные сравнительные и уступительные.




28
Р.р Обучающее сочинение по прочитанному тексту



29
Р.р. Обучающее сочинение по прочитанному тексту



30
Придаточные следствия.



31
Сложноподчиненное предложение с придаточными присоединительными.



32

33
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными ; знаки препинания в них.
Р.р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему




34
Р.р. Обучающее сочинение на лингвистическую тему.



35
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными ; знаки препинания в них.



36
Р.р. Сообщение на лингвистическую тему



37
Повторение по теме «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение»



38
Р.р. Деловые бумаги (автобиография, заявление)



39
Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение»



40
Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение»



41
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»





Бессоюзные сложные предложения (6 +3 р/р)




42
Бессоюзное сложное предложение и его особенности



43
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении



44
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении



45
Тире в бессоюзном сложном предложении



46

47
Р.р. Выборочное изложение

Р.р. Выборочное изложение



48
Р.р.Реферат



49
Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение».



50
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»





Сложные предложения с различными видами связи (6+3 р/р)




51
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, пунктуация в них



52
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, пунктуация в них



53

54
Р/р. Сжатое изложение

Р/р. Сжатое изложение



55
Р.р. Конспект статьи на лингвистическую тему



56


57
Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Авторские знаки препинания.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Авторские знаки препинания.



58
Обобщение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»



59
Самостоятельная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»





Общие сведения о языке (3ч)




60
Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.



61
Русский литературный язык и его стили.



62
Наука о русском языке и её разделы. Учёные-лингвисты






Повторение за курс 5-9 классов (4+2ч)




63
Фонетика. Графика. Орфография.



64
Лексика. Фразеология. Орфография



65
Морфемика и словообразование. Морфология и орфография.



66
Р.р. Сочинение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?»



67
Р.р. Доклад на историко- литературную тему



68
Синтаксис и пунктуация.






15