Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»


Тема урока: «Семья как важнейший институт воспитания детей».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: осознание и осмысление детьми через частично-поисковый метод места семьи в духовно-нравственном развитии человека.
Задачи:
воспитательные: воспитание интереса и любви к семейным традициям, формирование доброго и заботливого отношения к родным, близким людям; воспитание чувства гордости за свой род;
образовательные: знакомство с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура народа; знакомство детей с терминами: семья, род, родословная, семейные ценности;
развивающие: развитие логического мышления, вниманмя, воображения, речи, коммуникативных способностей, творческой активности.
Основные формы и виды учебной деятельности: работа в группах; частично – поисковый, самостоятельная работа, дидактическая игра, учебный диалог
Основные понятия, изучаемые на уроке: семья, род, родословная, семейные ценности.
Планируемые образовательные результаты
Предметные. Понимание значения семьи в жизни человека.
Метапредметные. Познавательные: встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках.
Регулятивные: способность к анализу и синтезу информации. Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные: осознание важности единения людей в семье.
Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке: толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, стихотворение М.Лангер «Семья», распечатка текста сказки В.Сухомлинского «Лепесток и цветок», кроссворд, видеоролик китайской притчи «Ладная семья», аудиозапись песни «Дружная семейка» (Серия «Пойте с нами» -Золотые капельки, музыка Н. Жемойтук, слова В. Линдунен ), карточки с названием темы, плана урока, пословицы, изображение солнышка, ромашки, учебник
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности -1 мин.
Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте мысленно друг другу добра и удачи. Я всем вам тоже желаю удачи. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний – 5 мин.
Сегодня мы с вами будем работать в группах.
Начнем работу с разгадывания кроссворда, вспомним некоторые понятия, о которых говорили на уроках светской этики. (Слайд 3)
Основатель науки «этика» (Аристотель)
Моральные правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний. (Справедливость)
3.Особый вид духовной культуры- система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. (Мораль )4. Положительное нравственное качество, делание добра, стремление к добру. (Добродетель)
5. Название государства, в котором мы живем. (Россия )Проверка кроссворда (Читаю определение понятия, группы дают ответ по очереди). (Слайд 3)
3. Самоопределение к деятельности – 1 мин.
-Какое ключевое слово получилось? (семья)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема урока: Семья. (Прикрепить на доску табличку с названием темы урока).
Ребята, какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы слышите или произносите это слово – семья?
4.Усвоение новых знаний – 19 мин.
Сегодня мы с вами постараемся выяснить:
Что такое семья?
Значение семьи в нашей жизни.
Взаимоотношения в семье.
Семейные ценности.
(Прикрепить на доску таблички с данными записями)
Итак, Что такое семья? ( Слайд 4)
1 группа - «Искатели» - ищет ответ в толковых словарях
2 группа – «Корреспонденты» - берет интервью у взрослых
3группа - «Творческая»
У 3 группы лежит на столе изображение солнышка. Напишите на лучах, что вы представляете, когда произносите слово «семья» (мама, тепло, добро и т. д.)
Проверка. 3 группа. Прочитайте слова, которые вы записали. Скажите, а почему я положила изображение солнышка? (солнце дарит нам свет и тепло, и в семье нас окружают теплом и заботой)
2 группа. Проверим работу 2 группы. Пусть наши гости поделятся с нами своими мыслями о том, что такое семья?
1 группа. Проверим работу 1 группы.
Словарь Ожегова: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
Словарь Даля: «Семейство, семья – совокупность близких родственников, живущих вместе». (Слайд 4)
А сейчас я попрошу Машу Кузнецову рассказать нам стихотворение Марии Лангер. Предположите, о чем будет это стихотворение?
Маша, тебе слово.
Стихотворение М.Л. «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Я рада, что вы не ошиблись в своих предположениях, это стихотворение действительно посвящено семье.
Итак, мы выяснили, что такое семья с научной точки зрения, выяснили мнениенаших гостей, вы поделились своими мыслями по этому вопросу.
Чтобы помочь определить значение семьи в нашей жизни, предлагаю подумать над следующими вопросами. ( Слайд 5)

Как одним словом называются члены семьи? (Родственники.) (Слайд 5)
В русском языке много похожих слов. Давайте вспомним их.
(родители, родной, Родина, родник, родич, родословная, …) (Слайд 5)
Что их объединяет с точки зрения строения слова? Род. (Слайд 5)
Прочитаем определение рода, данное в учебнике на с.38 в 1 абзаце. (Слайд 5)
( люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии)
Кого называют предками?
( людей, которые жили за несколько поколений до нас)
(Предок – это основатель рода. )Кого называют потомками? (Людей будущих поколений. Человек по отношению к своим предкам).Изобразить всех родственников можно при помощи родословного древа. (Слайд 6)
Родословное древо бывает восходящим и нисходящим.
В восходящем за основу берется человек (Я) и изучаются его предки по мужской и женской линии – сначала отец и мать, затем дедушки и бабушки, затем прадедушки и прабабушки и т.д.
В нисходящем древе во главу ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия) и изучаются его потомки.
Такое древо было распространено в дворянских семьях. На с.39 учебника показана родословная Пушкина. (Слайд 7)
А.С. Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. В одном из писем 1831 года поэт признается: «…я черезвычайно дорожу именем моих предков…». С уважением и любовью он относился к своим родителям, бабушке, дяде, сестре и брату, глубоко и нежно любил жену и детей.
Как вы думаете, важно ли знать свою родословную? (важно, чтобы знать историю своего рода, своей семьи, своих родственников)
Вы правы. Семья много значит в жизни человека и мы должны знать своих родственников, знать свою родословную. Раньше незнание своих предков даже приравнивалось к отсутствию образования.
Продолжаем разговор о значении семьи в жизни человека. Предлагаю вашему вниманию вот такую историю.
У вас на столах лежит текст сказки В.Сухомлинского «Лепесток и цветок». Прочитайте пожалуйста (чтение цепочкой)
Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Почему погиб лепесток?
Как мы можем применить эту историю к жизни человека?
В семье точно также все связаны друг с другом и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по- настоящему.
Физкультминутка – 1 мин.
- Проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
-Почему в паре легче, как думаете?
-Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
Дидактическая игра. Ребята, на столе лежит ромашка. Напишите на ее лепестках имя человека, члена семьи, который помог вам в трудную минуту.
Проверка.
Я очень рада, что в вашей жизни есть близкие люди, которые готовы прийти вам на помощь. И в знак того, что семья в вашей жизни имеет огромное значение, поднимите ромашки вверх.
5.Первичное осмысление и закрепление – 12 мин.
О семье сложено много народных пословиц. И работа с ними поможет нам осмыслить взаимоотношения в семье. (Слайд 8)
Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами. Подумайте, что нужно сделать? (собрать пословицы, прочитать, объяснить значение).
1 группа – Согласную семью и горе не берет.
2 группа – Семья в куче – не страшна и туча.
3 группа - На что клад, когда в семье лад.
Проверка. (Слайд 8)
Итак, объяснение значений пословиц помогло нам понять, какие взаимоотношения должны быть в семье.
Ребята, а стоит ли по вашему мнению, дорожить взаимоотношениями в семье?
Чтобы проверить, верны ли ваши предположения, давайте посмотрим и послушаем китайскую притчу «Ладная семья». (Слайд 9)
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: « Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал  что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Итак, на чем же держится семья? (Слайд 10)
Любовь, прощение, терпение – это и есть главные семейные ценности. Так считали и Святые Петр и Феврония Муромские, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. И не случайно, в День Памяти Петра и Февронии, 8 июля, в России с 2008 года отмечается праздник – День семьи.
Символ праздника – ромашка, и не случайно ромашки лежат на наших столах.
6.Рефлексия – 2 мин.
Ребята, самое дорогое, что есть у человека – это семья. Поднимите свои руки ладошкой к себе. В каждой семье есть я. мама, папа, бабушка, дедушка (загибаем пальцы). Что получилось? (кулачок). Пусть ваша семья будет такой же крепкой, сильной, сплоченной и дружной. (Слайд 11)
7.Домашнее задание - 2 мин. (Слайд 12)
- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.
- Написать мини – сочинение или нарисовать рисунок на тему: «Моя семья самая лучшая!»
8.Подведение итогов. Прослушивание песни – 2мин.
Мира, согласия, понимания вашим семьям. И пусть о песне, которая сейчас прозвучит, каждый из вас скажет, что это песня о его семье.
Песня «Дружная семейка».
Спасибо всем за работу. (Слайд 12)
Список литературы
1.Программа по учебному курсу ОРКСЭ
2. «Основы светской этики» - учебник для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение» 2012год
3.»Основы религиозных культур и светской этики» - книга для учителя, М. «Просвещение» 2012 год
4.В.И. Даль «Словарь живого великорусского языка»
5. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
6.В.А. Сухомлинский Сказка «Лепесток и цветок» - «Хрестоматия по этике», М. «Педагогика»1990 год
7. М.Лангер Стихотворение «Семья – это счастье, любовь и удача» - Альманах: Женщина: литературный дневник 2010 год
8.Интернет - ресурсы