Конспект урока литературы на тему Мольер. «Мещанин во дворянстве Осмеяние в комедии необоснованных претензий главного героя на культуру и образованность. (9 класс)





ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ



ТЕМА. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Осмеяние в комедии необоснованных претензий главного героя на культуру и образованность.

















Учителя русского языка и литературы
Введенской общеобразовательной школы
Саратского района Одесской области
Полуляховой Валентины Емельяновны
специалист « высшей категории»
«учитель- методист»


















ТЕМА. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Осмеяние в комедии необоснованных претензий главного героя на культуру и образованность.



ЦЕЛЬ УРОКА: показать черты классизма в комедии; раскрыть характер главного героя; развивать речь учащихся, творческое мышление, учить высказывать собственное мнение; формировать представление об истинных жизненных ценностях.



ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
(Домашнее задание: прочитать биографию Мольера, подготовить серию вопросов, какие задали бы Мольеру, если бы встретились с ним лично).
Ролевая игра « Интервью с писателем».

( Команда корреспондентов и команда Мольера)

2.Проблемный вопрос.

- Чем знаменателен был 1670 год для Ж.Б.Мольера? Что об этом говорил М. Булгаков?
(отвечают корреспонденты)

ІІІ РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Тема, цель урока.

Проблемный вопрос.

- Что же в содержании комедии давало почву для похвалы и ругани, что давало основание считать пьесу «превосходной» и «галиматьей»?

«Мозговой штурм».

Какое драматическое произведение называется комедией?
К каким жанрам по канонам классицизма относится комедия?
Почему комедия Мольера получила название «высокой»?
Каких правил придерживались классицисты в драматических произведениях?
Кто же осмеян Мольером в комедии: турки, как того требовал заказ, или буржуазная и аристократическая Франция, что и послужило основанием для нападок?







4.Исследовательская работа.

Работа в парах. «Восстановите последовательность событий в пьесе..»

Цель: проверить знание текста учащимися.
(на столе у каждой пары лист цветной бумаги, клей, конверт с набором карточек с данными предложениями, каждое предложение на отдельной карточке).

Спор учителей
Учителя дают уроки г-ну Мольеру.
Г-н Журден и портной.
Клеонт просит у г-на Мольера руки его дочери. Тайный сговор Клеонта и Ковьеля.
Доримена иДорант пришли в гости к г-ну Журдену.
Роскошный обед в доме г-на Журдена.
Скандал за праздничным столом.
”Сын турецкого султана хочет быть вашим зятем.”
Посвящение в мамамуши.
” Моя дочь согласна выйти замуж за турка?”
”Пошлите за нотариусом”.
Балет.

Слово учителя .

- Давайте попробуем восстановить сюжет комедии по отдельным фразам и названиям эпизодов . Расположите эти фразы в определенной последовательности, чтоб можно было проследить, как развивалось действие .Подпишите свои работы. (На выполнение задания отводится 3 мин.)

Взаимопроверка . (Учитель для „слабых” учеников дает првильный образец ответа. Спикеры в группе ведут подсчет количества правильных ответов каждой пары, это будет учитываться при выставлении оценок).

2)Работа в группах.

Задание1 (первой группе учащихся)

Используя текст, докажите, что господин Журден некультурный и необразованный человек и что его претензии на культуру и образованность необоснованы.

Вопросы на которые нужно ответить в задании.
Сколько учителей пригласил господин Журден на одно утро(І,2-4)?
Какое образование у Журдена, какие знания он получил, Какие отрасли знаний ему известны(ІІ, 6; ІІІ, 4)
Чему хочет учиться Журден? С какой целью он пригласил учителей?
Как проходят уроки у господина Журдена(І, 2)?
Как ведет себя Журден вовремя примерки костюма: как дворянин или как буржуа?(ІІ, 8.9)
Какая лексика преобладает в речи Журдена(ІІ действие)? Как характеризует Журдена его речь - как дворянина или как буржуа?

Методические рекомендации.
1.Во время ответа используйте прием «Оставь последнее слово за собой»: ученик, который первым начал отвечать, передает слово другому ученику , после полного
обсуждения микрофон возвращается тому, который начинал отвечать. Таким образом, он имеет право подбить своеобразный итог.
2. Отвечающий может использовать технологию «Пресс».
3. Если затрудняетесь дать ответ на поставленный вопрос, можете использовать подсказку, которая у вас на столе в конверте. Но при этом ваша оценка будет снижена на 2 балла.
(Р.S.Подсказку учитель подбирает в зависимости от уровня учебных достижений группы. Это может быть набор цитат, план ответа или указано на какие сцены, эпизоды обратить внимание.)




Задание 2 (второй группе учащихся)
Используя текст, определите, как автор относится к своему герою.
Вопросы на которые нужно ответить в задании.
Как господин Журден усвоил и выполнил уроки своих учителей (ІІІ.3,19)?
Когда Господин Журден выглядит смешно и нелепо?
Достиг ли господин Журден своей цели , почему автор не дал герою того, чего тот хотел?

Методические рекомендации.
1.Во время ответа используйте прием «Оставь последнее слово за собой»: ученик, который первым начал отвечать, передает слово другому ученику , после полного обсуждения микрофон возвращается тому, который начинал отвечать. Таким образом, он имеет право подбить своеобразный итог.
2. Отвечающий может использовать технологию «Пресс».
3. Если затрудняетесь дать ответ на поставленный вопрос, можете использовать подсказку, которая у вас на столе в конверте. Но при этом ваша оценка будет снижена на 2 балла.

3)Отчет группы о выполненном задании.







4) Инсценирование.

1)Слово учителя. - Мне бы хотелось вернуться к некоторым эпизодам, которые вы затронули во время своих ответов. „Мещанин во дворянстве”- это пьеса, и наш урок сегодня невозможен без игры актеров. „ Известно, что комедии пишутся лишь для того , чтоб их играли”. (На сцену приглашается учащиеся из команды Мольера). Уважаемые члены команды „Корреспонденты”, вам для анализа предоставляется эпизод- сцена с портным (действиеІІ, явл.8). Посмотрите эпизод и скажите, как в этой сцене раскрывается характер г-на Журдена? И на сколько нашим актерам удалось это сыграть? При ответе можете использовать технологию ”Пресс”.
2)Выступление учащихся.
3)Обсуждение.

4)Слово учителя. Я думаю, что читая пьесу вы заметили, что г-н Журден начинает смотреть на своих домашних сверху. Это ярко отражено в ІІІ действии,3 явл. На сцену приглашаем юных актеров из команды «Корреспондентов». Команда Мольера внимательно смотрит игру наших актеров и готовит ответ на вопрос: «В чем видит г-н Журден свое преимущество над женой и служанкой? Это преимущество мнимое или настоящее? Удалось ли девочкам передать чувства и настроения героев? Можете использовать технологию «Пресс».
5)Выступление учениц.

6)Обсуждение.

Составление ассоциативного куста . (Один из вариантов , который был составлен учениками.)

Всеми обманутый чудак

жажда титулов и знаний
любознательный

ЖУРДЕН добрый


расточительный

доверчивый
необразованный

ІV. ИТОГ УРОКА
Беседа.
- Выдерживает ли Мольер в своей пьесе правила трех единств?
-В чем проявляется нарушение единства действия?
-Связана ли любовная интрига Люсиль и Клеонта с мечтой г-на Журдена?
- Почему он не хочет выдать замуж дочь за Клеонта?

- Почему быстро соглашается отдать за турка и легко верит в маскарад?
-Как вы считаете, встречаются ли в наше время люди чем-то похожие на Журдена? Приведите примеры.
-Как вы думаете, кто является отрицательным героем комедии - объектом сатиры?
-Итак, пьеса Мольера «превосходна» или «галиматья», как вы считаете? И почему в свое время она заслужила как похвалу, так и ругань? Кто же осмеян в комедии? А турки?

«Информационный пакет». Метод незаконченного предложения.
- Перед вами подборка цитат, высказываний литературных критиков, известных людей о писателе, его произведении, героях, проблеме. Работая в парах, познакомьтесь с пакетом и закончите предложения:

- Я СЧИТАЮ, ЧТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ . ЛУЧШЕ ВСЕГО ОСВЕЩАЕТ ПРОБЛЕМУ.

-Я НЕ СОГЛАШУСЬ С УТВЕРЖДЕНИЕМ

-САМАЯ ОРИГИНАЛЬНАЯ МЫСЛЬ – ЭТО

-МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

- КО ВСЕМУ СКАЗАННОМУ Я ХОТЕЛ(А) БЫ ДОБАВИТЬ

- СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я (МНЕ)

3. Оцени себя и свою группу.

4.Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мне понравились ответы________________________________
Самые оригинальные мысли были высказаны____________________________
Мне понравилось высказывание_________________, потому что
Я не соглашусь с утверждением __________________________________________
Я верю в вас и думаю, что свое творчество вы проявите при выполнении домашнего задания.
Ко всему сказанному я хотела бы добавить _______________________________




V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
.
Дописать пьесу Мольера (высокий уровень уч. достижений)
Сочинить историю о современном Журдене (достаточный уровень уч. достижений)
Подготовить чтение в лицах сцены посвящения г-на Журдена в мамамуши. ( достаточный и средний уровень уч. достижений)

























«Информационный пакет»





1.« Это чересчур серьезный шут»- сказал Скаррон, и его слова одновременно были и вызовом, и комплиментом, и пророчеством.

2. Мольєр, твої найкращі твори, -
Навіки дивні чари їх,
Пройшовши крізь віки й простори,
В серцях відіб’ються людських
Ніколя Буало.

3.”...пьесы моего героя будут играть в течении трех столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда перестанут играть!»

Михаил Булгаков «Жизнь господина Мольера»

«Молиер был славный писатель французских комедий в царство Лудовика IV».
Антиох Кантемир

« Вот он! Это он - королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет».
Михаил Булгаков.













«ПРЕСС»

ПОЗИЦИЯ.

«Я СЧИТАЮ, ЧТО»

2.ОБОСНОВАНИЕ.

«ПОТОМУ, ЧТО»

3.ПРИМЕР.

«НАПРИМЕР, »

4.ВЫВОД.

«ПОЭТОМУ, Я СЧИТАЮ.»










13PAGE 14815


13PAGE 14515




Заголовок 115