Статья «Занятие «Простым движением руки…»

Сборник
«Методические рекомендации для педагогов-психологов по проведению игро-тренинговых занятий с обучающимися колледжа» М.:ГБОУ УМЦ ПОДОгМ 2013 УДК 37.013.77 ББК 88.8

Статья
«Занятие «Простым движением руки»
Герасимович А. А.
Педагог-психолог ГБОУ СПО
Колледж автомобильного транспорта №9

В прошлом году в нашем колледже стартовала и по сей день с успехом реализуется программа «Искусство общения», целью которой является формирование навыков коммуникативной компетентности обучающихся колледжа. Эта программа стала продуктом осмысления и интеграции моего пятилетнего опыта работы в сфере образования. Стоит ли доказывать актуальность и значимость проблемы эффективного общения для взрослеющего человека – подростка, юноши? На мой взгляд – они очевидны! Ведь наши обучающиеся активно ищут свое место в жизни и на качественно новом уровне познают многогранный мир человеческих взаимоотношений. От того, насколько благополучно протекает этот процесс познания, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. В наше время быть успешным, это значит уметь ставить реальные цели и достигать их, быть трудолюбивым, ответственным, уверенным в себе, активным, и, конечно, уметь общаться с людьми. Само понятие коммуникативной компетентности предполагает развитие у человека таких качеств как быстрая, точная и своевременная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах; стремление понять другого человека; установка в контакте не только на дело, но и на партнера: уважительное, доброжелательное отношение к нему; гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее другому; умение общаться в разных статусно-ролевых позициях и многое другое. Все эти навыки являются очень важными как при взаимодействии с учебным, так и с будущим трудовым коллективом.
Занятие, которое приводится в данной статье, является, по мнению студентов, участников программы «Искусство общения» продуктивным, ярким, мотивирующим на личностный рост и формирование эмоциональной зрелости. И это не удивительно, ведь в предлагаемом занятии сделан акцент на получении студентами обратной связи об их способах поведения в процессе общения, создание благоприятных условий для выявления поведенческих факторов каждого участника, снижающих эффективность его общения и определение способов их нивелирования. Этот процесс всегда является очень живым и актуальным для молодых людей, и, конечно, при правильной организации и поддержании атмосферы безопасности и доверия, работает на усовершенствование навыков эффективного общения молодых людей. Особенно ярким и запоминающимся это занятие делает его практическая часть – упражнение «Простым движением руки...», которое сопровождается музыкой, координацией совместных действий, активной невербальной коммуникацией и экспрессией.
Сама идея данного занятия была взята из «Мастерской гештальта Елены Петровой» - «задания для развития опыта контакта».
Притча «Все в твоих руках!», которую ведущий раздает в конце занятия в виде открыток с иллюстрацией, осуществляет преемственность со следующим по программе «Искусство общения» занятием. Кроме того, она способствует присвоению каждого участника ответственности за изменения тех личностных качеств, которыми он обладает и способствует формированию активной позиции в преодолении трудностей, возникающих в процессе общения, пониманию того, что единственно благодаря собственным усилиям и стараниям мы можем стать лучше.
Концептуальный замысел:
Целью занятия является повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся.
Основные задачи занятия:
Формирование понятия «эффективное общение» и основных его критериев.
Получение и осмысление опыта невербальной коммуникации.
Получение и осмысление обратной связи о способах поведения в контакте с другим участником, определение личностных особенностей, препятствующих эффективному общению.
Формирование мотивации к преодолению трудностей, возникающих в процессе общения и усовершенствованию коммуникативных навыков.
Анализ целевой группы:
Данное занятие и программа в целом разрабатывалось для учащихся и студентов ГОУ СПО Колледжа автомобильного транспорта №9, отделения СПО. Колледж выпускает техников, организаторов перевозок на транспорте, а также бухгалтеров, успешная деятельность которых обусловлена организационно-управленческими навыками, что предполагает необходимость развития наряду с менеджерскими, также и коммуникативных навыков. Участниками занятия могут стать учащиеся и студенты, приглашенные на мероприятие, по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний и самооценки (моторная проба Шварцландера, методика «Личностный дифференциал»), а также все желающие. Возраст участников 14 – 20 лет.
Критерии эффективности:
Объективным критерием результативности является формирование у участников системы умений и навыков эффективного общения, субъективным – улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию.
Время занятия: 45 минут.
Материалы и технические средства:
Презентация «Критерии эффективного общения», презентация «Средства общения», презентация с музыкальным сопровождением «Простым движением руки», открытки «Все в твоих руках».
План занятия:
Обозначение темы занятия, ее цели, объяснение актуальности;
Дискуссия «Эффективное общение»;
Упражнение «Простым движением руки»;
4. Заключение, прочтение притчи.
Ход занятия.
Психолог включает слайд с названием темы занятия. Рассаживает ребят в кругу.
Приветствие участников занятия. Обозначение его темы, цели, объяснение актуальности: «Сегодня я хотела бы провести я вами занятие, которое называется «Простым движением руки» Оно будет посвящено искусству общения. Его цель – помочь участникам занятия осознать особенности своего способа общения и попробовать усовершенствовать коммуникативные навыки. Почему я называю общение искусством? Потому что это сложный и очень многогранный процесс, владеет которым не каждый. Однако каждый может научиться этому искусству, как и любому другому, нужно лишь этого захотеть и приложить старания. Наверное, все здесь сидящие в будущем мечтают быть успешными, правда? И понятие успешности невозможно отделить от понятия «эффективного общения». Через некоторое время, каждому из Вас придется устраиваться на работу, вливаться в профессиональный коллектив, общаться с коллегами, руководством, возможно даже подчиненными, и все эти аспекты трудовой деятельности можно с успехом реализовать только если Вы владеете навыками коммуникативной компетентности.
Дискуссия «Эффективное общение»: «Давайте с вами подумаем, из каких критериев строится понятие «эффективное общение»? Какими навыками должен обладать человек, о котором мы могли бы сказать – «Он умеет общаться с людьми!», «С ним легко и приятно общаться!»
Психолог обращает внимание участников тренинга на презентацию.
Показывает первый слайд «Что такое эффективное общение?».
Пока участники отвечают на поставленный вопрос, психолог записывает варианты ответов себе в блокнот для их дальнейшей переформулировки в «критерии эффективного общения», представленных на втором слайде.
Показывает второй слайд.

Благодарит участвующих в дискуссии.

Упражнение «Простым движением руки»: «А сейчас я предлагаю Вам попытаться увидеть особенности того, как вы общаетесь с другим человеком на практике. Осуществить эту задачу мы попробуем с помощью упражнения, которое называется «Простым движением руки»
Информационный блок: «Это упражнение будет посвящено пантомимике – языку тела. Как вы понимаете, оно очень активно участвует в процессе общения, а наши телесные проявления могут рассказать о нас и наших особенностях гораздо больше, чем наши слова. Тело не умеет обманывать и точно знает о том, чего хочет. Нужно лишь прислушаться к нему. Оно реагирует на все, что происходит с нами в жизни – кто-то крикнул на нас – наше тело отреагировало – вздрогнуло, сжалось, нас одобрили, похвалили – тело выпрямилось и расслабилось. И, конечно, то, как оно себя ведет, находясь в контакте с другим человеком, демонстрирует окружающим, насколько нам комфортно и безопасно в этих отношениях – встревожены ли мы, напуганы или нам хорошо и приятно.

Психолог обращает внимание участников тренинга на слайд с название предлагаемого упражнения.

Инструкция: «Выберите себе пару, но таким образом, чтобы Вашим партнером оказался человек, которого Вы знаете в меньшей степени. Ваша задача попытаться отследить все те чувства, которые будут возникать у Вас.
Участники выбирают себе пару. Если процесс образования пар представляет трудность для участников, можно организовать его в игровой форме.
Психолог включает музыку.

Встаньте друг напротив друга! Посмотрите друг на друга! Улыбнитесь, расслабьтесь, будьте спокойными и открытыми, это же игра! Я буду давать Вам задания, при выполнении которых, Вам нужно использовать только тело! Речь использовать нельзя! Все понятно? Тогда давайте начнем.
1 этап: Покажите как два человека знакомятся (на выполнение задания дается 1 минута);
2 этап: Два человека подружились (1 минута);
3 этап: Два человека играют друг с другом (1 минута);
4 этап: Два человека ссорятся (1 минута);
5 этап: Два человека мирятся (1 минута);
6 этап: Два человека прощаются (1 минута).

Рефлексия упражнения: «А теперь давайте обсудим то, что с Вами происходило. Это игра, но как Вы понимаете, Ваше поведение в ней отражает поведение каждого из Вас в реальной жизни. Скажите, пожалуйста, кому из пар удалось справиться с заданием? Подумайте, почему Вам это удалось? Что вызвало сложности у остальных участников? В чем они заключались? Расскажите о том, как вы себя чувствовали, находясь в контакте с Вашим партнером, насколько комфортно Вам было? Что какие особенности его поведения в упражнении способствовали тому, чтобы упражнение получилось, а какие препятствовали?
Давайте еще раз посмотрим на сформулированные нами критерии (слайд «критерии эффективного общения»). Пожалуйста, попробуйте сформулировать, с какими факторами эффективного общения у Вас возникают трудности? Кто готов их нам сейчас озвучить?
Участники группы высказываются. Делятся эмоциями, рефлексируют происходящее, делают выводы.
Заключение: Итак, на этом занятии Вы попытались определить, что же называется «эффективным общением», совместно определили критерии эффективного общения», Посредством упражнения «Простым движением руки...», получили опыт невербального общения, получили обратную связь от участников о особенностях своего поведения в контакте с другим. И, наконец, в ходе обсуждения упражнения, каждому из Вас удалось увидеть те трудности, которые возникают у Вас в общении с людьми. Все это, я уверенна, поможет Вам в дальнейшем поработать над их преодолением и усовершенствованием – изменением Вашего способа общения. То, что Вы сегодня обнаружили, может быть началом Вашей работы в этом направлении. Ваша задача – не растерять важные открытия, которые Вы сделали сегодня.
В заключении, мне хотелось бы сделать Вам маленький подарок. Я подготовила для Вас открытку с притчей, которая называется «Все в твоих руках». Я бы хотела зачитать ее Вам.
Психолог зачитывает текст притчи.
Как Вы думаете, почему это занятие я назвала простым движением руки? Благодарю всех за участие в этом занятии, я надеюсь, что оно оказалось интересным и полезным для Вас.
Психолог раздает открытки с притчей.



Открытка
Всё в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:     Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.    Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:     Всё в твоих руках.



   


Занятие «Простым движением руки»



Рисунок 1 Заголовок 115