Метапредметный урок по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению для обучающихся начальных классов отделения слабослышащих детей «Городецкая роспись»


Метапредметный урок
по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению для обучающихся начальных классов отделения слабослышащих детей«Городецкая роспись»
Участники: обучающиеся третьего класса отделения слабослышащих детей.
Автор: учитель начальных классов Плесовских Т.А.Цель: формирование речи слабослышащих обучающихся в процессе коллективной трудовой деятельности.
Задачи:
познакомить детей с городецкой русской народной росписью, формировать практические навыки выполнения работы в стиле городецкой народной художественной росписи;
развивать устную речь детей через общение в процессе коллективной трудовой деятельности, развивать познавательную активность, художественный вкус;
воспитывать уважительное отношение к труду, формировать умение доводить начатую деятельность до конца, добиваясь результата.
Коррекционные задачи:
стимулировать произвольное внимание;
активизировать наглядно-образное мышление, развивать абстрактное мышление в процессе изобразительной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Городецкая роспись», атрибуты для представления городецкой росписи (стилизованная кухонная утварь), надписи-таблички (по количеству предметов), таблички для словарной работы (10 шт.)серии картинок «Русские народные промыслы»; цветные картон и бумага; шаблоны элементов городецкой росписи; простые карандаши, клей карандаш, ножницы гуашь; кисточки для рисования «Белка», «Пони» № 1, 2, 3; стаканчики-непроливайки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов о русском народном декоративно-прикладном искусстве; сбор информации для представления городецкой народной росписи;
Словарь: городецкая роспись, узор, птицы, цветы, лепесток, купавка, розан, оживка.
Ход урока:
1.Мотивационный этап.-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с русскими народными промыслами.Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Речевая минутка «Городец»
Ец-ец-ец-удалой молодец,
Ец-ец-ец-расписной городец,
Ца-ца-ца-сильный конь у молодца,
Ца-ца-ца-это краски городца!
Работа за экраном «Времена года»
(Лето, цветы, семья, прогулка, кони, птицы, солнце).
2. Регулятивный этап.
-Ребята, посмотрите какие яркие, сочные краски. Какие чудесные узоры из цветов и лепестков! Откуда эта красота?
(Дети читают слово «городец» рассматривают картинки; слайд «Городецкая роспись»)
-Какие мы видим здесь краски? (Ответы детей) А какие краски окружают нас летом? (Ответы детей)
-Яркая русская народная городецкая роспись украшает и сегодня много предметов быта (Дети рассматривают слайд «Городецкая роспись вокруг нас»)
-Давайте подробнее рассмотрим отдельные элементы городецкой росписи! (Дети рассматривают слайд «Элементы городецкой росписи»)
-Самый любимый узор городецких мастеров это «купавка». Это яркие и крупные цветы городецкой росписи. Часто среди «купавок» изображается люди, птицы, кони. Животные могут быть самой причудливой формы. (Обратить внимание на слайд) Городецкие букеты украшают листья, которые очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Листья всегда широкие и округлые.
3.Актуализация знаний. Изготовление подноса в стиле городецкой росписи.
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, вручает конверт. На конверте загадка. В конверте картонные шаблоны в стиле городецкой росписи.-Интересно, что это за письмо? Чтобы его открыть, надо отгадать загадку.
-Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка,Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет,
Кто это?
(Петушок)
-Молодцы ребята, правильно отгадали. Посмотрим, что внутри.
(Раздаёт детям картонные шаблоны в стиле городецкой росписи, показывает на слайде образец панно)
-Ребята, у нас в классе есть целая коллекция работ в разных стилях русских народных росписей и сейчас мы пополним нашу коллекцию новой работой. Мы сделаем своими руками панно «Весёлый петушок»
-Сначала нам надо обвести и вырезать основу для петушка, купавок и листьев из цветной бумаги, затем составить из этих элементов композицию в стиле городецкой росписи.
Звучит негромкая музыка. Дети вырезают из цветной бумаги отдельные элементы будущей композиции. Составляют композицию из отдельных элементов, приклеивают к основе.
-Теперь оживим нашу птичку и цветы широкими мазками белой гуаши. (Показ выполнения широкого мазка педагогом)
-Когда наши мазки высохнут «оживим» их жёлтой и чёрной краской, вот так. Для выполнения этого приёма берём самую тонкую кисточку. (Показ выполнения одного приёма «оживки» педагогом)
-Сейчас давайте выбирать, кто и какой краской будет выполнять «оживку» (Выбор детьми красок) Первая пара детей будет работать белой гуашью, вторая пара жёлтой гуашью, а третья пара чёрной. А теперь, работая в парах по очереди мы «оживим» наш поднос. Внимательно рисуйте, соотносите мазки по размеру. Не торопитесь, не забывайте дать возможность краскам высохнуть.
Звучит негромкая музыка. Дети выполняют широкие мазки белой гуашью, добиваясь сходства с элементами народной росписи, затем наносят жёлтой и чёрной краской тонкие мазки, конкретизируют детали, добавляют листочки и ягодки. Затем рассматривают получившуюся работу. Обсуждают, кто наиболее удачно изобразил элементы росписи, рассматривают пропорции, цвет, основные детали узора, находят сходство с образцом на слайде.
4.Коммуникативный этап «Городецкие узоры»
-Ребята, вам понравилась наша работа, что понравилось больше всего? (Ответы детей) Легко ли вам было составлять композицию в стиле городецкой росписи? (Ответы детей) Легко ли было рисовать? (Ответы детей) Какие трудности были? (Ответы детей) Какие яркие узоры у нас получились лучше? Что у нас не получилось? (Ответы детей)
-Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец!
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё из Городца.
Дети рассматривают получившуюся работу. Обсуждают, кто наиболее удачно изобразил элементы росписи, рассматривают пропорции, цвет, основные детали узора, находят сходство с образцом.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Понравилось занятие? (Ответы детей)
Что мы делали на уроке? (Ответы детей, прочтение табличек - словесных опор)
Что вам понравилось? (ответы детей, хоровое и индивидуальное прочтение табличек - словесных опор)
На этом наш урок закончился, вы все очень старались, молодцы! Спасибо! До свидания!