Программа внеурочной деятельности для 3 класса Декоративно-прикладное творчество

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Лаборатория Салахова»
Рассмотрено:
на заседании кафедры
Протокол №1
от__________2016г.
Согласовано:

Утверждаю:
Приказ №
от_________2016г.


Заведующий кафедрой
Заместитель директора
по УВР
Директор

Н.Н.Боровикова
М.В.Шараева
В.Ш. Салахов



Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Декоративно-прикладное искусство»

на 2016-2017 учебный год

Направление: общекультурное
Тип программы: компилятивная
Специалист, реализующий программу: Солодовникова Светлана Александровна, учитель технологии, высшая квалификационная категория
Класс, возраст: 3 классы (8-9 лет)
Количество учебных часов по программе: 34 часа







Сургут, 2016 г.


Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности и способы оценки их достижения.
В основу УМК заложены основные идеи нового стандарта:
достижение личностных, метапредметных, предметных результатов;
формирование универсальных учебных действий; 
поддержка совместной деятельности школы и семьи;
вариативность информационно-образовательной среды.

Качество творческих работ как ожидаемый образовательный результат будет представлять собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией.

Материально-техническое обеспечение - мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов; - телевизор, компьютер, принтер; - дидактические материалы, наглядные пособия; - репродукции произведений художников – анималистов; иллюстрации к сказкам; - аудио-сборники спокойной музыки. Материалы: - бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа; - нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа. - проволока, фольга; - пластилин; - лак акриловый; - лоскуты, мех, синтепон, пенопласт; - природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . ) - клей ПВА, клей-карандаш, «момент»; - бисер, шнур, цветные ленты и пр. Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг, салфетки для бисера

Уровень результатов:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, умения работать в команде, выполнения социальных ролей, ожидаемых обществом.

Тематический план



Тема
Часы

1
. Вводное занятие. Радуга творчества.
2 часа

2
Бумажная страна.
4 часа


3
Пластилиновые фантазии.
4 часа

4
Волшебная иголочка.
4 часа

5
Предновогодние хлопоты.
3 часа

6
Рисуем на ткани.
4 часа

7
Лоскутное царство.
2 часа


8
Дворец бисера.
3 часа

9
Обереговая кукла.
2 часа

10
Не спешите выбрасывать.
2 часа

11
Экскурсии в музеи и на выставки.
2 часа

12

·l°Итоговое занятие.
2 часа


ИТОГО:
34 часа









Календарно-тематическое планирование



Дата
по плану
Дата по факту
Тема занятия

Освоение предметных знаний
Форма проведения

1 полугодие

1.


Введение. Радуга творчества.

Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.


2.


В мире рукоделия.
История развития рукоделий.


3.


Бумажная страна.
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги.


4.


Оригами.
Знакомство с техникой оригами, модульное оригами. Цветок из модулей. Изготовление животных в технике модульного оригами. Головоломки из бумаги. Построение чертежа, выбор цвета. Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных.


5.


Техника торцевания.
Чудеса из гофрированной бумаги. Техника торцевания. Использование картона, пластилина для основы. Коллективная работа. Создание цветов из гофрированной бумаги. Проектирование коллективной работы в технике торцевания


6.


Квилинг
Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга. Практические работы Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для мамы.


7.


Фантазии лепки.
Основные приёмы работы с пластилином. Рисуем пластилином. «Пластилиновая живопись». Поиск, разработка композиции для будущей работы.


8.


Витраж.
Витраж из пластилина. Работа с пером и тушью, заполнение витража пластилином. Подбор основы, композиции. Практические работы «Рисование» пластилином. Пластилиновый витраж.


9.


Лепка из солёного теста.
Основные приёмы работы с солёным тестом. Поиск, разработка композиции для будущей работы.


10.


Лепка из пластика.
Основные приёмы работы. Поиск, разработка композиции для будущей работы.
Практическая работа  Изготовление коллекции украшений «Пластик-фантастик».


11.


Волшебная иголочка. Изонить.
Открытка.
Закрепление навыков работы иглой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце работы.
Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить». Открытки в технике «изонить».


12.


Изонить. Панно.
Практические работы Заполнение круга, угла. Заполнение треугольника, многоуровневой фигуры.


13.


Мандалы.
Текстильные материалы. Понятие «мандала». История происхождения. Разнообразие мандал. Знакомство с техникой выполнения.
Плетение мандал.


14.


Фенечки.
Виды фенечек, история их появления. Основные способы плетения. Практические работы Плетение фенечек.


15.


Предновогодние хлопоты Ёлочные игрушки.
Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Мастерская елочных украшений. Требования к ёлочным украшениям.
Практические работы Изготовление украшений на ёлку.


16.


Сувенир.
Символ года. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия.


17


Сувенир. Оформление.
Практические работы Изготовление сувенира к Новому году.






Дата
по плану
Дата по факту
Тема занятия

Освоение предметных знаний
Форма проведения

2 полугодие

18.


Рисуем на ткани
Знакомство с техникой батик. Материалы, инструменты. Свойства акриловых красок. Техника нанесения. Проектирование изделия, украшенного рисунком акриловыми красками.


19.


Капелька за капелькой.
Разрисуй футболку к лету. Поэтапное выполнение. Украшение рисунком своей одежды.


20.


Сумка для обуви.
Практические работы Изготовление заготовки сумки-мешка под сменную обувь. Поэтапное выполнение.


21.


Оформление сумки.
Практические работы Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.


22.


Лоскутное царство.
Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление кукол, прихватки, зверюшек.


23.


Игольница.
Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов. Практические работы Изготовление игольницы.


24.


Дворец бисера.
Историческая справка «Экскурс в мир бисера» Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение.


25.


Бисероплетение.
Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.


26.


Бисероплетение.
Оформление
Практические работы Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Поделки из бисера «Дерево счастья». Изготовление сувениров в технике параллельного низания «Мышка», «Бабочка»


27.


Обереговая кукла.
Народная кукла. Русские обряды и традиции. Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основные приёмы изготовления. Куклы: "Кубышка-травница", «Хозяйка-рукодельница», «Веснянка»


28.


Обереговая кукла.
«Веснянка»
Практические работы Изготовление бесшовной куклы, куклы «Веснянка»


29.


Не спешите выбрасывать!
Урок-путешествие в «Экоград», виды резервных материалов и способы их обработки, резервы в рукоделии и их применение. Инструменты и приспособления. Изучение эскизов и технологий. Панно из компакт – дисков. Коллективная работа. Лепка на диске. Технологические отходы – компьютерные диски.
Практическая работа  Выполнение панно из компакт – дисков. Лепка на диске.


30.


Шкатулка.
Идеи для поделок. Технология изготовления подарочной коробки. Практическая работа.


31.


Экскурсии в музей.
Посещение музея.


32.


Экскурсия на выставку в «Стерх»
Посещение выставки.


33.


Защита портфолио.
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Радуга творчества в моем понимании».


34.


Выставка творческих работ.
Мониторинг качества знаний воспитанников.




Лист корректировки

№ урока
Название темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту























































Методическое обеспечение программы Теоретический курс дается в виде переработанной информации по учебникам: 1. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 2000 год. 2. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 2014 год. 3. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 2013 год. 4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 2012 год. 5. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 2011 год. 6. Кузьмина М. «Азбука плетения», 2016 год. 8. Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2012 г. 9. Кононова «Мягкая игрушка», 2010г. 10. Петухова В.И., Ширишова Е.Н. «Мягкая игрушка», 2012г. 11. Митителло К. «Аппликация», 2014г. 12. Калинич М. «Рукоделие для детей», 2015г. 13. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2015г. 14. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2015г. 15. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. «100 поделок из яиц», 2013г. 16. Утенко И.С. «Зимний букет», 2015г. 17. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 2016г. 18. Гусакова М.А. «Аппликация». 2015г. 19. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 2014г. Список рекомендуемой литературы для детей 1. Ефимова А.В. «Работа с мягкой игрушкой», 2014 год. 2. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 2015 год. 3. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 2013 год. 4. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 2013 год. 5. Белова Н.Р. « Мягкая игрушка», 2014г. 6. Калинич М. «Рукоделие для детей»,2014г. 7. Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2015г. 8. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2015г.











Заголовок 215