Публичное представление педагогического опыта


Публичное представление педагогического опыта
учителя начальных классов Фомичевой Марины Николаевны.
Актуальность и перспективность опыта.
Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Если раньше выпускнику для самореализации достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало, сейчас надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него. ФГОС определяет новую парадигму образования: от знаниевого подхода к компетентностному. Понятие компетентностный подход можно определить через понятие «как знать», а не через «что знать», как условие, обеспечивающее решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Считаю, что условием для обеспечения успешного саморазвития личности ученика является использование в практике деятельностного подхода, который предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося. Это позволило мне сформулировать проблему, над которой я работаю в течение последних лет «Деятельностный подход как условие развития у школьников познавательных интересов».
Условия формирования опыта
К идее формирования опыта по данной теме привело внедрение ФГОС НОО и изучение и использование технологий ОС «Школа 2100».
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка? Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни. Необходимо отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие формированию познавательной деятельности школьников, т.е. использовать технологии деятельностного метода.
Теоретическая база опыта
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого — узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Это означает, что в процессе обучения должна решаться задача формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
Основоположник отечественной теории учения психолог Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кpoeтся не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.
Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что становление личности возможно лишь в ходе содержательной, объективно и субъективно значимой деятельности. Человек в процессе деятельности создает самого себя. С этим высказыванием перекликается утверждение педагога Г.И. Щукиной о том, что специальная организация учебной деятельности, включающая использование ее многообразных видов и форм дает значительный эффект не только в учении, но и в достижении главной цели — формировании личности человека.
Итак, существует связь: «деятельность — качества индивида».
Из приведенных высказываний и научных тезисов вытекает важный вывод:
человек (его мышление, сфера практических умений, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.
Технология опыта
Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии, технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.
За время своей работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую технологию проблемного обучения, технологию проектной и исследовательской деятельности, а также игровые технологии.
Для развития познавательного интереса учащихся на уроках по изучению нового материала создаю проблемные ситуации для выработки умений и навыков самостоятельной постановки проблемы, выдвижения предложений, обоснования гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с новыми факторами, а также навыков проверки верности решения поставленной проблемы. Исследовательские и проектные работы также учат самостоятельному решению проблем. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованно выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; 
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения, способствует формированию познавательной деятельности учащихся.
Анализ результативности опыта
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах, максимальное использование самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане. Ребята активно принимают участие в региональных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами. Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я».
Трудоемкость опыта
Способность к творчеству – важнейшее качество современного человека. Задача учителя – разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:
создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
концентрировать внимание на главном в учебном материале;
направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
избегать перегрузки учащихся;
принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
дифференцировать объем домашних заданий;
контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.
А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.
Адресность опыта
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Задача учителя научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся.
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.