Урок русского языка для 2 класса«Правописание слов с непроизносимыми согласными»

Урок русского языка для 2 класса. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Учитель: Толстова Л.В., лицей №82 г. Нижний Новгород УМК «Перспектива» Цель:
формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы, составление и отработка алгоритма правописания слов с непроизносимыми согласными;
УУД: Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы


Тип урока: урок открытия новых знаний ОНЗ (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
Оборудование и основные источники информации компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной УМК «Перспектива», методические рекомендации к уроку.
Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.




Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начнём урок русского языка.

- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит на уроке?
- Как мы открываем новое знание?

- А кем для вас является учитель?
- Сегодня продолжим знакомство с орфограммами. - С чего начнём урок?
- Что надо повторять?
На доске:

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Орфограммы корня

- Какой скоро праздник?

- Все дети готовятся к празднику. Аня и Ваня пишут письмо Деду Морозу в Великий Устюг. Помогите им объяснить написание изученных орфограмм в некоторых словах.



- Что мы называем орфограммами?


- Какие орфограммы мы изучали последнее время?




- По какому признаку эти орфограммы мы объединяем в одну группу?

- Записывайте слова, объясняйте орфограммы, выделяйте их.
(Дети записывают слова или со слайда, или с доски.)

зима, Дед Мороз, Снегурочка, сказка, праздник


Звуки и буквы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- А сейчас игра «Охотники на звуки и буквы».

- Я указываю на слово, а вы называете звуки этого слова.


- Как вы отличаете звук и букву?


- Что мы повторили?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На доске:



- Этап повторения закончен. Давайте еще раз посмотрим, какой необходимый материал мы повторили.

Задание для пробного действия.
- Какое задание я должна вам сейчас дать?

- Для чего вы будете выполнять это задание?

- Почему вы не смогли объяснить написание слова ПРАЗДНИК?

- Аня и Ваня тоже не знают, какое правило применить, чтобы правильно записать это слово. Давайте я вам помогу. Вот здесь я записала слово и ещё другие слова с такой же орфограммой. Прочитайте орфоэпически эти слова, как произносим.

[сн] [з н ] [ств] [нц]
Грустный, праздник, здравствуй, солнце.


- Посмотрите на записанные слова и скажите, какие несколько букв с середине каждого слова встали рядом?

- Несколько согласных рядом называются стечением согласных.

- Попробуйте прочитать слова, как они записаны.
- Так удобно произносить?

- Произнесите каждое слово и послушайте звуки. Произнесите первое слово.

- Какие звуки вы слышите на месте стечения согласных?

Учитель показывает букву Т:

- Какая буква есть, а звука нет?

(Обвести букву Т в слове)
Аналогичная работа с другими словами.



- Встречались ли мы раньше с такими словами ?

- Как могут называться звуки, которые не произносятся?

- Откройте учебник на с.125 и прочитайте, какое название дали ученые таким согласным.

- Так как учёные называют такие согласные?

- Как вы считаете, нужно ли писать в словах буквы непроизносимых согласных?

- Как, по какому правилу, вы можете объяснить, почему нужно или не нужно писать букву на месте непроизносимого согласного?


3. Выяснение места и причины затруднения.

- Вот вы и определили затруднение. Чего вы не знаете?




- Что мы теперь должны сделать?

- Какой этап учебной деятельности вы выполнили?

- Что вы теперь будете делать?

( Может учитель сказать: Раз мы этого не знаем, нам нужно открыть это знание.)


Учиться


4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите на уроке, дополните.
Цель: учиться




- Сформулируйте тему урока.



- Как зафиксируем результат открытия?

5. Реализация построенного проекта.

-Чтобы правильно действовать, нужен план.
Я предлагаю вам воспользоваться моим планом, но он рассыпался (или в готовом виде – по времени). Расставьте шаги правильно.

1. Прочитать слова.


2. Проведем наблюдение.


3.Сделаем вывод.



4. Составим алгоритм.


- Я предлагаю вам сделать открытие в группах в виде исследования.

Объединитесь в группы по 4 человека и поработайте с карточками – помощниками, которые я для вас приготовила, по составленному плану.
(Перевернуть последний шаг плана и пояснить.)
Эталон будем составлять чуть позже, этот шаг оставьте на потом. (перевернуть карточку этого шага)
Результатом вашей работы должно быть правило о том, нужно ли писать в слове непроизносимую согласную.

На работу отводится 5 минут.

Потом представители групп вывешивают свои проекты.
Учитель анализирует выполненные работы и адресует вопросы представителям групп.

- Что общего у слов в первом столбике?

- Какие слова записаны во 2-м столбике?



- Как называются слова в парах?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какое правило сформулировали?




- Является ли эта орфограмма орфограммой корня?

- Как убедиться, что вывод верен?

- Откройте учебник на с.126 и прочитайте сообщение профессора Самоварова?

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- Какое правило правописания слов с непроизносимыми согласными вы узнали?




- Обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный?

Учитель переворачивает карточку с последним шагом плана.

4. Составим алгоритм.


- На основе данного правила составим алгоритм. Я окажу вам помощь и предложу разрозненные шаги алгоритма.

Фронтально составляет алгоритм.
В ходе фронтального обсуждения на доске вывешиваются шаги согласованного алгоритма, блок -схема.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




- Теперь вы сможете объяснить Ане и Ване, как правильно записать слово ПРАЗДНИК?

- Вот мы и преодолели затруднение и открыли новое знание..

- Какое новое знание мы открыли?


- Давайте отдохнём.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Итак, следующий шаг – будем учиться применять новое правило.

Фронтальная работа.

Выполнение упр.№190 - читают задание. Прочитайте слова.

-Начнём с моей помощью действовать по алгоритму. ЧЕСТНЫЙ – слышу в середине несколько согласных [сн] .

Аналогично – слово ГРУСТНЫЙ

Образец:


Честный - честь



Работа в парах.
- Продолжите работу в парах, проговаривая алгоритм друг другу в парах. Каждый должен проговорить по 2 слова.

Сопоставление работы с образцом.



звёздный – звезда,

поздний – опоздать,

солнце - солнышко

вестник – вести








7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проверим, научились ли вы пользоваться новым знанием. Для этого выполним самостоятельную работу.
Для самоконтроля выполним задание на карточках. Прочитайте задание.

Какой?
что?


устный

уста


счас...ливый



капусный



прелесный



ужасный



мес.ный




- Заполните таблицу, дописывая, где нужно, буквы непроизносимых согласных. Проверочные слова пишите в правом столбике. Работайте по алгоритму, непроизносимую согласную подчёркивайте, выделяйте корень, где сможете, образец записи дан в верхней строке.

- Повторите, какие шаги задания вам необходимо выполнить.

Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют
самоконтроль по готовому образцу.


- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте над словом знак +








Образец:

Какой?
что?


устный

уста


счастливый

счастье


капустный

капуста


прелестный

прелести


ужасный

ужасы


местный

места



- У кого есть ошибка?
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Значит, вы все молодцы! Вы или не допустили ошибки, или разобрались с затруднением.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Перейдем к следующему шагу. Где новое знание можно использовать?

- Вот я вам сейчас предложу упражнение со словами с непроизносимыми согласными. Это задание №2 на карточке.
Прочитайте текст.
Задание №2.
Прочитай текст. Вставь пропущенные слова. Подчеркни буквы непроисносимых согласных.

Скоро наступит___________________ праздник Новый год. Ребята украсят ______________ игрушками пушистую ёлку. В эти ____________ дни ни у кого не будет _______________ лица. Детские ___________ будут переполнены счастьем.

Слова для выбора: чудес.ными, сер.ца, радос.ный, прекрас.ные, грус.ного


- Как можно озаглавить текст?

- Молодцы! Вы правильно применили полученные знания при выполнении упражнений.


9. Рефлексия учебной деятельности.

- Подведём итог нашего урока.

- Какие два шага учебной деятельности мы выполнили на уроке?

- Какое знание мы открыли?


- Назовите новое правило.

- Оцените свои знания с помощью новогодних игрушек.
Если вы уверены, что самостоятельно сможете без ошибок писать слова с непроизносимыми согласными, то выберите синий шарик, чтобы украсить нащу ёлку, если есть сомнения – желтый цветом,
Если эти слова у вас вызывают большие затруднения –
красным.

- Покажите шарики. Как здорово! Сколько синих шариков украсят нашу ёлку! Вы хорошо поработали! На ёлку вы их повесите на перемене.

- Дома вы ещё раз прочитаете правило по учебнику с.126 и выполните упр. №191, где будете пользоваться новым правилом, а значит, новым знанием





Будем изучать новое.

Сначала должны понять, что мы не знаем, а затем сами открываем новое.
Помощник и организатор.

С повторения.

То, что понадобится для открытия нового.




Новый год. (Слайд)








Буквы, которые пишутся по правилу, это опасное при письме место.

Безударные гласные и парные согласные.
Безударные гласные

Парные согласные


Орфограммы корня.


( С комментированием)



( праздник – не смогли)






[д'эт марос] [з'има]



Звуки произносим и слышим, а буквы пишем и читаем.




.



Дети по карточкам на доске повторяют.



Задание на пробное действие.

Чтобы понять, что мы не знаем.

Не знаем, как, какое правило применить.
Затруднение.











В середине слова есть по несколько согласных. ( Подчеркнуть)




Нет.






[сн]




Буква Т


[зн][ств][нц] Д В Л

Нет.

Неслышимые, молчаливые, непроизносимые, беззвучные и др.

Читают.


Непроизносимые согласные.

Не знаем.


Не можем объяснить, у нас нет эталона.
(Затруднение. Не знаем)




Не знаем правила, с помощью которого можно объяснить, писать или не писать в слове букву непроизносимого согласного.

Остановиться и подумать, почему возникло затруднение.
Мы выяснили, чего мы не знаем.

Будем сами открывать новое знание.










узнать правило правописания слов с непроизносимыми согласными и научиться им пользоваться

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

Сформулируем в виде правила, составим эталон.








Фронтально.
Согласованный вариант фиксируется на доске.










Каждая группа получает лист – карточку ( 2 листа формата А4) , на котором будет реализовывать проект

здравствуй грустить
грус.ный празден
праз.ник солнышко
со.нце здравие








Слова с непроизносимыми согласными, требуют проверки - проверяемые.
Непроизносимый согласный слышится чётко – проверочные слова.

Родственные.

Одинаково.
Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный, нужно подобрать родственное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

Да, является, она в корне.

Проверить себя по учебнику.

( Читают самостоятельно, а потом вслух)

Да.

Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный, надо найти такие родственные слова, в которых мы слышим этот звук.


Нет, непроизносимого согласного может и не быть.











Фронтально
































































Да. Мы подобрали проверочное слово ПРАЗДЕН и непроизносимый согласный стал произносимым, поэтому и в слове ПРАЗДНИК напишем непроизносимый согласный.



Правило правописания слов с непроизносимыми согласными и алгоритм.













проверочное слово ЧЕСТЬ, появился звук [т], значит в слове ЧЕСТНЫЙ пишу букву Т,, подчеркну её, выделю корень, он одинаковый –честь-.








Работа в парах.




Слайд.























































Самостоятельная работа.











На слайде. По щелчку каждую пару слов






















При выполнении разных упражнений.















Фронтальная работа













Мы выяснили, что мы не знаем, и сами открыли новый способ.

Правило правописания слов с непроизносимыми согласными.




Повторение


Звуки и буквы.




стоп

слышишь
рядом несколько
согласных

нет

да

произнеси слово

Подбери однокоренные
проверочные слова

появился
ранее непроизносимый
звук?

записываем слово с буквой непроизносимого согласного


записывай слово,
как услышал

да

нет

обозначь орфограмму
выделим корень




Заголовок 115