Конспект урока ИЗО в 4 классе на тему: «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины.


Конспект урока ИЗО в 4 классе.
Учитель: Молчанова Ольга Сергеевна.
Тема урока: «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Образ русской женщины.
(рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: научить рисовать образ русской женщины.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с образом русской женщины;
-обогатить и углубить представления детей о красоте русской женщины в русских народных сказках;
- закреплять навыки изобразительной деятельности при работе с гуашью.
Развивающие:
- развивать образное представление, творческого восприятия действительности;
- развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление;
- Развивать эстетическое мировоззрение;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать, стремление сознательно соблюдать дисциплину;
- воспитывать ответственность и добросовестность к работе;
- воспитывать самостоятельность;
Планируемые результаты:
Предметные:
-способность применять технику в других творческих делах;
-уметь адекватно оценивать себя и свою работу;
-знанать видов художественной деятельности.
Личностные:
-умение обсуждать и анализировать свою работу;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метапредметные:
-овладение коммуникативным навыками во время урока;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
-умение организовывать свое рабочее место.
Четвертое апреля
Классная работа
Я затруднялся…..
Мне понравилось…
Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья различных деревьев, иллюстрации и фотографии с изображением осени,  работы детей.
Эскиз доски:
Структура урока:
Организационный момент(1-2 мин.)
Актуализация знаний и постановка целей(2-3мин.)
Изучение нового материала(20-25мин.)
Физминутка(1мин.)
Закрепление изученного материала(6-7мин.)
Итог урока(4-5мин.)
Релексия(2 мин.)
Этапы урока Содержание деятельности Формирование УУД Используемые методы, приемы, формы. Примечания
Учителя Учеников 1)Организационный момент -Здравствуйте, садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, напоминаю меня, зовут Ирина Олеговна.
-Повторим материал пройденных уроков, который вы уже изучили и знаете, я буду задавать вам вопросы и так :Какие основные цвета вы знаете? 
-Какие цвета называются составными или производными? 
- Где производится смешивание красок? 
-Назовите холодные цвета? Назовите теплые цвета? Учащиеся приветствуют учителя садятся за парты.
Учащиеся отвечают на вопросы:
-красный, жёлтый, синий
-которые получают при смешении основных цветов
- на палитре
-Зеленый ,синий и т.д.
-Красный, желтый, оранжевый и т.д. Овладение коммуникативным навыками во время урока Методы:
Вводная беседа
Форма:
Фронтальная На доске написано число, классная работа, тема урока:
2)Актуализация знаний постановка целей -В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры. -Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить красками (восковыми мелками) портрет сказочных персонажей.- Сегодня на уроке мы отправимся в сказку.- Что такое сказка?- Какие бывают сказки? (русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира)- В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами. - Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.- Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»). - «Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».
Дети дают характеристику красным девицам. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Метод:
беседа
Форма:
фронтальный опрос.
Приёмы: Наглядно-иллюстративный.

3)Изучение нового материла Отрицательные женские образы:1. - Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):«Девочка вошла в избушку:?— Здравствуй, бабушка!— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.- Садись покуда кудель прясть.» - Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? 2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи):«- Вези, вези её, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!Вези её в лес, на трескучий мороз.» - Молодцы! Какой это персонаж?
– Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):«Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с неё корыто,Наше-то совсем раскололось». - Правильно. Какой персонаж Старуха?
. Положительные женские образы- А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.- Кто мне их назовёт? III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  Положительные  образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. Литературные образы:А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»«За морем царевна есть,        Что не можно глаз отвесть...Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.                                              А сама-то
величава,                                        Выступает, будто пава;                                                А как речь-то говорит,                                          Словно реченька журчит... ( - Из какой сказки изображён герой на этом рисунке?  - Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.
 Вот русский художник Михаил Александрович Врубель представил Царевну-Лебедь такой.  - Какой характер у героини?- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки?  Как художник передает положительный образ героини? - Опишите  царевну
- Возьмите шаблоны овала лица и обведите на листе. Подумайте, какую героиню вы хотите нарисовать – положительную или отрицательную. Какую мимику лица вы изобразите, какой характер передадите – добрый или злой, какими красками раскрасите. Учитель вывешивает образцы портретов.  - Баба-Яга
-Отрицательный) -Мачеха
-Отрицательный
- Старуха
-Отрицательный
-Царевна- Лебедь)-Красные девицы
-Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.
Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини
-Добрый, помогает князю ГвидонуМетод:
Беседа
Приёмы: Наглядно-иллюстративный.
Форма:
фронтальная. Показ рисунка
-177809207513970953135139702463165
4)Физминутка Буратино подтянулся,
раз нагнулся, два нагнулся ,Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!
-Молодцы, садитесь. Дети подтягиваются
Нагибаются
Нагибаются
Разводят руки в стороны Кивают головой
Встают на носочки и тянутся верх
Тихонечко садятся на свои места. Формирование здорового образа жизни через включение в досуговую среду.
Форма: фронтальная. 5)Закрепление изученного материала -Выставка всех работ на доске или планшетах.- Какими средствами удалось автору передать характер персонажа?     - Какие образы получились самыми выразительными, необычными,  фантастическими? Что в них удивляет вас?Художник в изображении передает свое понимание персонажа (человека) через художественный образ, характер. -яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой.
Послушать детей. Умение осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что изучили?»)
Уметь делать выводы и высказывать свое мнение. Метод: беседа.
Форма: фронтальная. .
6)Итог урока - Что нового узнали на уроке?
- Что показалось сложным на уроке-почему? -послушать детей Метод: беседа.
Форма: фронтальная. 7)Рефлексия Продолжите фразу:
Я научился….
Я затруднялся…..
Мне понравилось…
Спасибо за урок. Отдыхайте. Учащиеся продолжают фразу по цепочке.
Звенит звонок ,учащиеся идут на перемену. Умение правильно себя оценивать.
Умение правильно излагать свои мысли. Методы:
беседа
Формы:
фронтальная Фразы написаны на доске.