Конспект Из истории городецкой росписи. Изучение техники Городца (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций


Класс: 5
Урок №2
Тема урока: Из истории городецкой росписи. Изучение техники Городца (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)
Цели урока:
Обучающие:
углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
знакомство учащихся с техникой Городецкой росписи;
развитие навыков копирования элементов рисунка.
Развивающие:
развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
практический (отработка навыков);
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование:
1)Для учителя – указка, конспект учителя, иллюстрации, педагогический рисунок, раздаточный материал, ПК.
2)Для учащихся – клеёнка, краски, кисти, ножницы, картон, баночка для воды, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка, карандашЛитература:
http://www.proshkolu.ru/http://festival.1september.ru/Ю.Г. Дорожкин. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Городецкая роспись», М: Мозаика-синтез, 1999 год.
Оформление доски
4.
1.
3.
2.
Тема
Иллюстрации
Фотографии
Место для педагогического рисунка
План занятия:
Организационный момент (1 мин).
Сообщение темы. Постановка задач (1 мин).
Вводная беседа или вводное слово учителя (8мин).
Объяснение задания к творческой работе (3 мин).
Самостоятельная работа учащихся (25мин).
Анализ детских работ. Организация выставки (5мин).
Итог занятия (2 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы. Постановка задач
(слайд 1)
Тема урока " Сказочные узоры. Городецкая роспись". Сегодня мы закрепим ваши знания о Городецкой росписи, с которой вы знакомились вспомним основные элементы Городецкой росписи.
3. Вводная беседа или вводное слово учителя
(2 слайд)
Городецкая роспись -Как ее нам не знать:Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать,Здесь такие сюжеты -Ни пером описать.Городецкая роспись -Как ее нам не знать.
(3 слайд)
Промысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.
Учитель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?  
Ученик: Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.
(4 слайд)
Росписи выполняются гуашью или акриловыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету.
(5 слайд)
Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска).
Синий, зеленый и иногда "разбеленные" тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый - для проработки деталей .
Городецкая роспись
необычная, Композиция здесь симметричная.В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет.
(6 слайд)
Учитель: А какие цветы изображены?  
Ученик: Купавка и розан
Основные элементы городецкой росписи
Розан
Купавка
Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  
Ученик: Круглая форма. Лепестки дужками. Белая оживка.
Учитель: А в чем их отличие? 
Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине.
(7 слайд)
Существует три вида композиции в городецкой росписи
1. Цветочная роспись.
Ученик: Цветочная роспись.
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
"Букет" - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
"Гирлянда"- это разновидность "букета", когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.
2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";
Ученик: Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, иногда различные по цвету. Изображения "петух" и "конь" является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения "петуха" и "курочки" символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.
3. Сюжетная роспись
Ученик: Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Кроссворд (На столы каждому ребенку выдается отдельная карточка с кроссвордом. После того как ребята отвечают на вопросы они меняются карточками и на доске открываются ответы. Учащиеся проверяют ответы друг друга.)Один из видов композиции городецкой росписи?
Один из основных элементов городецкой росписи?
Часто используемый цвет для фона?
Цвет, используемый для написания узора?
Один из основных элементов городецкой росписи?
Проверка ответов (Выставление оценок учащимися друг другу. Каждый правильный ответ 1.)Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять.
А теперь приступим к выполнению практической работы.
4. Объяснение задания к творческой работе
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. Я вам раздам различные шаблоны -заготовки досок из картона и основные мотивы Городецкой росписи. Используя фантазию вам надо украсить доски под Городецкую роспись при помощи наклеивания мотивов на шаблоны. В процессе выполнения практической работы учащиеся выполняют зарядку для глаз по мере усталости.

Самостоятельная работа учащихся
Анализ детских работ. Организация выставки
Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставка работ выставление оценок.
Выставление оценок:
за активную работу;
за правильное использование инструментов рисования;
за правильное композиционное решении.
7.Итог занятия.
Поблагодарить ребят за проявление творческого подхода к заданиям.
Приложение к уроку:
презентация
кроссворд
шаблоны-заготовки
элементы городецкой росписи