Тема занятия: Хохломская роспись.


Тема занятия: Хохломская роспись. Хохломская уточка
Цель занятия: Изучение приемов кистевого письма хохломских мастеров. Развитие и умений кружковцев в кистевой манере росписи на примере изучения типовых элементов росписи Хохломы.Задачи занятия:• Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи.• Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи.• Подбирать цветНаглядные пособия и инструменты для руководителя кружка:• ноутбук• предметы хохломской росписи• таблицы элементов росписиМатериалы и инструменты для кружковцев: утка изготовленная из папье- маше, кисти, палитра, гуашь, баночка для водыПлан занятия.1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели занятия3. Актуализация новых знаний, погружение в занятие-беседа- лекция : « Хохлома-центр народного художественного промысла». (рассказ сопровождается показом презентации)4. Техника исполнения элементов Хохломы- показ руководителем приемов хохломского письма-цветовая гамма хохломской росписи5. Творческая работа детей- роспись изделия6. Проверка руководителем выполненных работ.-самооценка качества выполнения росписи изделия.7.Подведение итогов занятия- рефлексия8. Уборка рабочего места
Ход занятия
1. Организационный момент.2. Сообщение темы и цели занятия.- Здравствуйте ребята! Сегодня придя на работу на столе, я обнаружила деревянную ложку. - Посмотрите, какая красивая деревянная ложка, а какая она красочная и яркая. Что же это за роспись? Давайте отправимся вместе в путешествие в страну, где расписывают вот такие ложки.
Держа ложку в руке и показывая на ней узор, руководитель читает стихотворение про хохлому.Хохлома, Хохлома!Весь народ свела с ума!Яркая, лучистая, узоры золотистыеРезные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши.Там травка вьется и цветыРастут нездешней красоты.Блестят они как золотые, А может, солнцем залитые.-Ребята, тема нашего занятия «Хохломская роспись». Сегодня вы узнаете об особенностях хохломской росписи, о том, какую роль и место она занимает в декоративном искусстве, об истории ее зарождения, я познакомлю вас с элементами хохломской росписи, научу их выполнять на данном изделии.3.Актуализация новых знаний. (Погружение в урок)Посмотрите на нашу ложку и скажите: нравится ли она вам?Почему она вам понравилась?-Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать?Тогда внимательно послушайте мой рассказ. (Рассказ сопровождается презентацией)Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за его труды. Любил свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнав о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали. Нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер. Но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Значит , кисть художника была необычной – она была из солнечных лучей.Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.3. Техника исполнения хохломской росписи-Давайте рассмотрим изделия хохломской росписи, и увидим как, же изготовляли эти изделия. (Показ сопровождается стихотворением)
Сколько здесь прекрасных чаш
- это Вам подарок наш!Семеновская хохломаВся золотиста, краснолика!А вот поднос. В нем алых ягод россыпь,Отголоска летаВ зелени травы, Шелковые всплескиЗолотой листвы.Вот ладья: цветущий хвост –корма.Нос –петушиная головкаПлывет по лесу хохлома.Расписанная очень ловкоНаши ложки хохломские-Самый лучший сувенир.С позолотой – не простыеПрогремели на весь мир.Все листочки как листочки.Здесь же каждый золотой.Красоту такую люди называют ХОХЛОМОЙ!Процесс изготовления хохломской посуды- Ребята, как вы думаете, как изготовляли эти изделия?Деревянные предметы, выточенные на токарном станке, или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывалась тончайшим слоем глины. Потом сушат в течении нескольких часов. Затем многократно покрывается олифой, красится серебрянкой (алюминиевый порошок), по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи. После чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому хохлому называют «золотой».
- Рассмотрев изделия хохломских художников, скажите-Какие основные цвета используются в росписи?-Какой орнамент присутствует в росписи?
Хохломская роспись радует нас яркими красками и золотистым сверканием. Краски, использованные в изделиях, символизируют следующее: красный-тепло, огонь, красоту, любовь; золотой- свет, солнце; зеленый – цвет жизни, природы. А на черном фоне хорошо смотрятся все цвета. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой» «яблочком», «ягодкой», «листком». «кудриной»


В хохломе есть два письма: Верховое письмо- это когда узор наносится черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристый фон изделия сверху. А фоновое письмо – сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным.
Хохломская роспись выполняется от руки без предварительного рисунка, с маху. При этом кисть у самого основания обхватывается тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к украшаемой поверхности и концом с легким нажимом рисуют тонкую волнистую линию стебелька, ведя ее к себе, и слегка поворачивая кисть в сторону изгибов. От стебелька в обе стороны рисуют завитки: начинают с тонкой линии, затем плавно усиливают нажим на кисть, не забывая вращать ее, и заканчивают тонкой линией. Из отдельных завитков и мазочков разной формы складывается сложный мотив- «кустик», повторяя который можно получить ленту орнамента для украшения края изделия и узкой его грани или заполнить им пустоты, образовавшиеся вдоль стебля в сложной цветочной росписи. (Показ руководителем выполнения элементов хохломской росписи )

В основе травки лежит плавно изгибающий стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине густо усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму; одни листочки группируются вокруг небольших стебельков, другие густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами; движение всех стебельков и листьев подчинено плавному движению стебля.Тренировочное упражнение-Ребята на столе у вас лежит полоска бумаги (черная, красная), выберите понравившийся цвет и вместе со мной нарисуем, «осочки», «травинки»- это мазки с небольшим плавным утолщением, «капельки»- прикладываем кисть к изделию, «усики» - изображаем непрерывной линией одинаковой толщины линию, закрученную в спираль, «завитки» - выполняем как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.4. Творческая работа детей. (Роспись изделия)Простые по форме, а радуют взор.Богат и наряден чудесный узор.По золоту фона затейливой змейкойОрнамент здесь вьетсяПо-пробуй, сумей-ка.- Ребята на прошлом занятии мы с вами сделали из папье-маше красивую уточку, а сегодня мы с вами распишем ее хохломским узором, чтобы она была сказочно красивой.Для этого мы представим себя в роли хохломских мастеров.- Но прежде чем приступить к работе, я хочу вам напомнить поговорку: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».Руководитель проводит инструктаж при работе с гуашью и кистью.• Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем• Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно• Не мешай соседу• Краски смешивай на палитре• После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем водойСамостоятельное выполнение детьми росписи утки. (музыкальный ряд)-руководитель проводит индивидуальную работу, помогает детям.• ФизминуткаМы находимся в настоящей мастерской художника, и каждый из вас художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Вытяните руки, встряхните их, затем легким движением кисти рук поверните влево и вправо, вверх и вниз, а теперь разомните ладони и пальцы рук.6.Проверка руководителем выполненных работ. (Выставка работ)Вот наши сказочные уточки готовы. Посмотрите, какие они получились красочные, красивые. ( Каждая работа кружковцев рассматривается, учитывается тонкость, аккуратность работы, указываются недостатки в работе)Я предлагаю пополнить нашу выставку нашими выполненными работами.
7. Подведение итогов .Рефлексия.- Ребята, скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии?- Какая информация помогла вам испытать чувство гордости за свой народ?- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.На столе у вас лежат два цвета красный –занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.Наше занятие подошло к концу, благодарю вас за хорошую работу.Литература:1. Ю.А.Арбат. Русская народная роспись по дереву. М., Изобразительное искусство, 19702. Н.П.Костерин Учебное рисование. М., Просвещение, 19803. Иллюстрации росписи к презентации взяты из интернета: Яндекс. Картинки. Хохломская роспись4. Стихотворения о хохломе. П. Синявский. Хохлома.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ