Рабочая программа по биологии для 6 класса, ФГОС, 1 час в неделю. Под ред. Пасечника


Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
(базовый уровень)
для 6 класса
2016 год
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по биологии., базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (II ступень), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ « ВКШ», в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Примерные планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» в 6 классе.
По окончании 6 класса
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
Метапредметные результаты обучения.
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные УУД
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Познавательные УУД. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достов Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:– осознание роли жизни);– рассмотрение биологических процессов в развитии;– использование биологических знаний в быту;– объяснять мир с точки зрения биологии Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели).
Содержание учебного предмета «Биология»
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
№1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
№2. Стержневая и мочковатая корневые системы.
№3.Корневой чехлик и корневые волоски.
№4.Строение почек.
№5.Внутреннее строение ветки дерева.
№6.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
№7.Строение цветка.
№8.Виды соцветий.
№9.Многообразие сухих и сочных плодов.

Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Раздел 2. Жизнь растений (12часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
№10.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
№11. Определение всхожести семян растений.
№12.Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (5 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
№13.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными картами;
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Резерв времени — 1 час
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Биология»
для 6 класса
на 2016-2017 учебный год.
Номера уроков
по порядку № урока
в разделе, теме Тема урока Плановые сроки изучения учебного материала Скорректированные сроки изучения учебного материала
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
1 1 Строение семян двудольных растений. Л/р. №1.Строение семян двудольных и однодольных растений. 2 2 Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Л/р. №2. Стержневая и мочковатая корневые системы. 3 3 Зоны корня Л/р №3.Корневой чехлик и корневые волоски. 4 4 Условия произрастания и видоизменение корней. 5 5 Побег и почки. Рост и развитие побега.
Л/р № 4«Строение почек» 6 6 Внешнее строение листа. 7 7 Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. 8 8 Строение стебля. Многообразие стеблей.
Л/р № 5«Внутреннее строение ветки дерева». 9 9 Видоизменённые побеги.
Л/р № 6«Видоизменённые побеги
(корневище, клубень, луковица)» 10 10 Строение цветка. Л/р № 7 «Строение цветка» 11 11 Соцветия. Л/р № 8
«Виды соцветий». 12 12 Плоды и их классификация. Л/р № 9 «Многообразие сухих и сочных плодов». 13 13 Распространение плодов и семян 14 14 Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Раздел 2. Жизнь растений (12 часов).
15 1 Минеральное питание растений. 16 2 Фотосинтез. 17 3 Дыхание растений. 18 4 Испарение воды. Листопад. 19 5 Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Л/р №10. «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине» 20 6 Прорастание семян.
Л/р №11. «Определение всхожести семян растений». 21 7 Способы размножения растений. 22 8 Размножение споровых растений. 23 9 Размножение голосеменных растений. 24 10 Размножение покрытосеменных растений. 25 11 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л/р №12. «Вегетативное размножение комнатных растений». 26 12 Обобщающий урок по теме «Жизнь растений» Раздел 3. Классификация растений 5 часов
27 1 Систематика покрытосеменных растений. 28 2 Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Л/р №13. «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». 29 3 Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые). 30 4 Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). 31 5 Важнейшие сельскохозяйственные растения. Раздел 4. Природные сообщества (2 ч)
32 1 Природные сообщества. Взаимосвязи
в растительном сообществе. 33 2 Влияние хозяйственной деятельности
человека на растительный мир. Резерв. (1ч)
34 1 Резерв. Итого часов В том числе:
уроков повторения контрольных работ практических (лабораторных) работ уроков развития речи
по программе 34 13 выполнено СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО ,
рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /Фролова Е.А./